Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации детских конкурсов в дошкольном учреждении
Педагогика
Автор: Бардаченко Евгения Александровна, Рублёва Ирина Ивановна   
20.03.2023 08:28

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации детских конкурсов в дошкольном учрежденииВзаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации детских конкурсов в дошкольном учреждении

  • Бардаченко Евгения Александровна, педагог-психолог МБДОУ ГДС "Радуга", высш. кв. категория
  • Рублёва Ирина Ивановна, учитель-логопед МБДОУ ГДС "Радуга", высш. кв. категория

В современное время одним из условий реализации ФГОС является комплексный подход к коррекционно-образовательному процессу. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет учитывать речевые и познавательные способности детей, их индивидуальные особенности и компенсаторные возможности; формулировать объективное заключение и планировать индивидуальные и групповые программы коррекционно-развивающей работы.

 

Исследователями давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сфер. Психологи, педагоги, лингвисты как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

У детей, имеющих нарушения в речи, при нормальном интеллекте наблюдается снижение познавательной активности, недостаточная ориентировка в окружающем мире, ограниченное содержание коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. Особенности эмоционально-волевой сферы таких детей часто проявляются в повышенной возбудимости, замкнутости, тревожности.

Таким образом, успешная коррекция речевых нарушений может осуществляться в результате интегративного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, активизацию познавательной деятельности, стабилизацию эмоционального состояния.

Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем ДОУ осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, просветительское, аналитическое.

В последнее время итогом комплексной работы стало совместное проведение детских конкурсов в ДОУ (литературно-познавательного, театрализованных чтений, интеллектуального).

Целью организации детских конкурсов является социализация детей, имеющих нарушения в речевой и познавательной сферах, повышение их самооценки, уверенности, развитие коммуникативных навыков и творческих способностей.

Представляем опыт проведения конкурсных мероприятий: литературно-познавательного конкурса «В гостях у дедушки Корнея», конкурса театрализованных чтений «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», интеллектуального конкурса «Маленькие эрудиты».

Литературно-познавательный конкурс «В гостях у дедушки Корнея» был организован для воспитанников старших и подготовительных к школе групп, где дети смогли познакомиться с жизнью и творчеством К.И. Чуковского, проявить свои знания поэзии известнейшего детского автора и умение выразительно декламировать стихи.

В конкурсе были представлены две номинации: «Лучший чтец произведений Чуковского» и «Лучший знаток творчества поэта». В исполнении детей прозвучали такие известные сказки как «Айболит», «Путаница», «Федорино горе», стихотворения «Бутерброд», «Муха в бане», «Черепаха», «Чудо-дерево», а также литературные переводы поэта «Скрюченная песня», «Котауси и Мауси». Дошкольники приняли участие в викторине, отгадывая владельца потерявшегося предмета из сказок Чуковского, а также угадывали название сказок, одним из персонажей которых был крокодил – любимый персонаж поэта.

«Что за прелесть эти сказки!» — так могут сказать все, кто знаком со сказками А.С. Пушкина. К 220-летию со дня рождения великого русского поэта проведен конкурс театрализованных чтений «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», на котором воспитанники подготовительных к школе групп, как настоящие артисты, декламировали отрывки из сказок А.С. Пушкина и представляли театрализованные постановки к ним. Прозвучали фрагменты из «Сказки о царе Салтане», «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Ребята участвовали в сказочной викторине, узнавали сказки по иллюстрациям, определяли, кому принадлежат сказочные предметы из волшебного мешочка.

Игровой интеллектуальный турнир «Маленькие эрудиты» предоставил возможность ребятам из команд «Почемучки» и «Любознайки» подготовительной к школе группы показать необычную игру ума, проявить смекалку, находчивость и сообразительность, отвечая на вопросы из различных предметных областей. Старшие дошкольники выполняли игровые задания «Завтрак для интеллектуалов», «Сыщики», «Сезонный пазл», продемонстрировав осведомленность об окружающем мире; решали фруктово-математические примеры и логические задачи по исключению лишнего. В интервью «корреспонденту» газеты участники игры отвечали на вопросы о своем поселке, Волгограде, стране, в которой мы живем, определяли на фотографиях достопримечательности, которыми гордится поселок Городище и Волгоград.

Ребята показали большой кругозор, устойчивые знания в разных предметных областях, проявили умение действовать в команде, желание помогать друг другу.

Результаты совместного проведения подобных конкурсов позволяют говорить о повышении речевой и познавательной активности у детей, охваченных коррекционно-развивающей работой, их самооценки, стрессоустойчивости и уравновешенности, уверенности в себе, развитии у них коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.

Используемая литература:

  1. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / под ред. д-ра мед. наук Е. М. Мастюковой. М.: Аркти. 2002.
  2. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов: коллективная монография / М. А. Поваляева. Ростов на Дону: Феникс. 2002.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год