Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Педагогика
Автор: Стручкова Алина Александровна   
01.03.2023 12:54

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы перехода консервативного образования на этап цифровизации, раскрыта эффективность и особенности применения мультимедийных средств в образовательном процессе с дошкольниками и семьями.

Ключевые слова: мультимедиа, мультимедийный образовательный ресурс, информатизация, цифровизация, цифровые образовательные ресурсы, образовательный процесс.

Анализ современного образования указывает на то, что актуальным направлением сейчас выступает информатизация и цифровизация образовательного процесса. Дошкольное образование не является исключением из правил. Опрос педагогов и родителей воспитанников показал, что наилучший способ взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи — использование информационных технологий. Консервативные взгляды педагогов на дошкольное образование необходимо переплетать с интенсивно развивающейся системой, которая соединяет в себе быстрое получение информации с цифровых носителей, ее переработку и донесение до подрастающего поколения в виде структурированного материала с помощью различных мультимедиа. Педагог должен не только обладать знаниями в этой области, но и уметь эффективно применять их в своей педагогической деятельности.

 

Мультимедийные технологии обладают рядом преимуществ: повышают эффективность работы педагогов, снижают общую трудоемкость и уровень утомляемости, экономят время, оптимизируют рабочие процессы, совершенствуют различные формы обучения и воспитания детей, надежно и безопасно обеспечивают информационное взаимодействие с внешней средой.

Мультимедиа представляют собой широкий спектр функций: технологию обработки информации, информационный материал, компьютерный программный продукт, статистическую визуализацию (текст, картинка), динамическую информацию (аудио, видео, анимация), компьютерные инструменты для обработки и хранения информации [4].

Рассмотрим виды мультимедийных образовательных ресурсов:

1. Мультимедийные интерактивные презентации, анимированные мультфильмы и дидактические игры. Такой вид цифрового образовательного ресурса позволяет активизировать познавательную активность дошкольников, задействовать различные виды памяти детей (зрительную, слуховую, моторную), последовательно выстраивать введение нового материала с опорой на наглядность, закреплять полученные знания, возвращаясь или останавливаясь на сложных для восприятия моментах, развивать их творческие способности.

Кроме того, мультимедийные презентации могут разрабатывать и сами родители, привлекая к творческому процессу детей. Презентации помогают систематизировать накопленные знания, которые впоследствии ребенок может представить своим сверстникам. Яркий пример: при реализации того или иного проекта семья ищет информацию в сети Интернет, готовит презентацию в формате Powerpoint, после чего ребенок представляет собранный материал своим одногруппникам в детском саду и педагогу, что в свою очередь является прекрасным средством развития навыков логической связной речи и формирования у него уверенности в своих силах.

2. Обучающие (развивающие) видеоуроки. Видеоролики являются эффективной формой взаимодействия педагогов как с детьми, так и с родителями.

Просмотр дошкольниками развивающих видео позволяет визуализировать введение новых знаний, доступно разъяснять основные понятия, свойства и особенности окружающего мира. Короткие неперегруженные ролики для маленьких исследователей выстраивают обычно таким образом, чтобы кроме получения новых знаний в интересной форме была возможность проверить их усвоение — вводят мини-игру. Преимуществом данного метода обучения является не только красочность, но и четкая озвучка, что помогает понять основной смысл и запомнить новые слова.

В работе с родителями видеоролики выступают актуальной интерактивной формой взаимодействия. Педагогом подбираются темы, направленные на решение разных проблем. Такая форма работы позволяет реализовать индивидуальное взаимодействие, предоставлять непрерывную консультационную помощь различной тематической направленности с упором на советы профессионалов (психологов, логопедов, инструкторов и т.д.).

Для создания и использования мультимедиа применяют различное оборудование. Кроме компьютеров и ноутбуков широкую популярность сегодня получают:

1. Интерактивные доски. В последнее время они стали универсальным дидактическим средством, реализующим следующие средства:

  • интерактивность — возможность работы с информацией и ее преобразование
  • транслирование — перенос информации на обычную доску для фронтального взаимодействия с воспитанниками, сочетая индивидуальные и групповые формы обучения
  • визуализация — возможность быстрого просмотра объектов, схем и т.д. для дальнейшего обсуждения
  • графическое комментирование — возможность отмечать на изображении комментарии в виде различных символов
  • развитие моторики — возможность рисовать на поверхности интерактивной доски пальцами
  • дистанционное использование — возможность выводить информацию с интерактивной доски на любой компьютер и вносить изменения, делая пометки (особенно актуально при организации видеоконференций) [5].

2. Интерактивные панели представляет собой инструмент работы педагога, который располагается на рабочем стол и позволяет вывести информацию на любую поверхность отображения, например: проектор и экран или плазменная панель. Встроенная программа также позволяет мгновено делать пометки поверх изображений с помощью специального пера/стилуса.

3. Беспроводные планшеты еще более унифицированы, чем интерактивная панель. За счет своих компактных габаритов планшет позволяет педагогу перемещаться по аудитории, держа его в руках. Беспроводные планшеты также хороши при индивидуальной работе с ребенком. Все пометки делаются на планшете с помощью специального пера.

За счет внедрения в совместную работу с детьми различных мультимедиа, происходит трансформация методов обучения. Так, словесные методы обучения подаются в виде текстовой информации на экран, который может воспроизводиться диктором; наглядные методы позволяют визуализировать процессы, невозможные для рассмотрения в реальном времени; практические методы обучения в виде упражнений и практических работ выступают в виде виртуальных практических действий, плоскостного и пространственного моделирования; методы контроля упрощены до машинной обработки, что позволяет быстро и объективно дать оценку результатов и скорректировать их.

Нужно понимать, что применение в образовании цифровых технологий не может привести к автоматическому повышению качества образования. Кроме неоспоримых преимуществ мультимедиа могут носить и негативный характер при неумелом использовании. В данном случае ответственность за это лежит на административном персонале дошкольной организации, что отражено в современных требованиях законодательства. Руководитель и его заместитель по воспитательной и методической работе обязаны предусмотреть обучение педагогов и специалистов методикам применения и использования цифровых средств в работе с детьми и их родителями. Такими средствами эффективно выступают курсы повышения квалификации, семинары, трансляции педагогического мастерства, организация мастер-классов, педагогических советов и т.д. Так, модель внедрения мультимедийных средств в образовательный процесс детского сада должна выглядеть следующим образом: обучение педагогов и специалистов→установка и настройка мультимедийного оборудования→подготовка материалов (создание) →применение материалов на занятиях→контроль (оценка влияния мультимедиа на качество образовательного процесса) [2].

Итак, мы можем сказать, что продукты мультимедиа включают в себя представление информации с помощью программного обеспечения, наличия нескольких сюжетных линий и использование художественного дизайна. Применение мультимедийных средств в образовательном процессе существенно расширяет функционал педагога и повышает информативность только в том случае, когда воспитатель имеет высокую компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий. Грамотное применение мультимедиа позволит повысить качество и эффективность дошкольного образования, выстроить работу с семьей.

Список литературы:

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт; Модек. – 2002.
  2. Князева Г.В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях // Вестник ВУиТ. – 2010. – № 16.
  3. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агентство «Идеальный сервис», 2013. – С. 115-126.
  4. Петрова Н.П. Цифровизация и цифровые технологии в образовании / Н.П. Петрова, Г.А. Бондарева //Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №59 (78). – С. 353–355.
  5. Смышляев А.А. Интерактивная доска как средство реализации информационных технологий // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – №6 (25).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год