Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование технологии критического мышления с детьми дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Полынкина Эльвира Викторовна   
24.01.2023 07:13

Использование технологии критического мышления с детьми дошкольного возрастаИспользование технологии критического мышления с детьми дошкольного возраста

Полынкина Э.В. старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №45» Чувашская Республика, г. Чебоксары ул. Лермонтова, д.39

«Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, понуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

К.И. Чуковский

ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования у детей инициативы, самостоятельности и ответственности. Это необходимо для подготовки детей к жизни в современном социуме. Проявить инициативу и ответственность может только самостоятельный и независимый ребёнок. Самостоятельный ребёнок мотивирован к учёбе, выполнению различных заданий и действий. Результаты педагогической диагностики в подготовительной группе показывают овладение детьми необходимыми навыками и знаниями. Такие качества как любознательность, активность, решительность диагностируются, но в комплексе проявляются не часто. Надо понимать, что овладение детьми совокупностью личностных интеллектуальных качеств определяет готовность детей к обучению в школе. Именно совокупность качеств определяет самостоятельность ребёнка и устойчивость его интереса к получению знаний.

 

Педагогами дошкольного учреждения замечено, что есть дети которые боятся высказать своё мнение и сделать свой собственный шаг — вдруг оно не верное и не получится сделать так как сказал воспитатель? Как часто вы замечали вопросительный взгляд ребёнка и нерешительность действий? Проблема в том, что не все педагоги могут увидеть интерес, инициативу и тем более доверить ребёнку самостоятельную работу по её реализации. Чтобы добиться хорошего результата воспитатель всё покажет и расскажет. Для поддержки детской инициативы педагог сам должен обладать определёнными качествами — терпением и умением применять в работе принцип индивидуализации. Научиться не перехватывать инициативу у ребёнка, а поддержать его в его собственном поиске с помощью вовремя и правильно заданных вопросов, какого либо материала и т.д.

Необходимость сформировать у воспитанников позитивное отношение к учебной деятельности, в процессе которой значительно развивается интеллект, мышление, стремление к познанию окружающего мира, нравственные качества личности, является одной из важнейших задач современной педагогики.

Технология критического мышления в современном информационном пространстве приобретает особую актуальность. Она позволяет педагогам научить ребёнка проявлять инициативу и развивать ответственность, самостоятельно мыслить в окружающей их действительности, формулировать проблемы и определять цели, даёт возможность оценить свои знания и получить новый жизненный опыт, который плавно накладывается на старый. Ребёнком приобретаются необходимые ему знания и умения для осуществления любого вида деятельности, т. е. критическое мышление даёт толчок для развития мышления творческого.

Цель работы старшего воспитателя — привлечь педагогов к использованию технологии критического мышления в работе с воспитанниками. Сделать данную технологию привычной, сформировать умение не перехватывать детскую инициативу и поддерживать творческий интерес воспитанников.

Первым этапом стало проведение дискуссии по ознакомлению педагогов с технологией «Критического мышления». В начале дала информацию о самой технологии и личном опыте её использования в проектах с детьми о результатах которого они знают — проект «Дедов памяти верны», «Книга памяти «Помним, гордимся, живём».

Далее работа с интернет ресурсами, обсуждение технологии с высказыванием точек зрения и аргументацией к ним. Сопоставление контрастов мнений. Рефлексия с вопросами: «Прозвучало ли сегодня что-то, что заставило вас задуматься», «Что вас сегодня удивило больше всего?», «Что вас напугало? Почему?». Каждый педагог заполнил таблицу по рефлексивной технике критического мышления «Знаю — хочу узнать — узнал».

Вторым этапом — конференция «Методы технологии критического мышления». Педагоги рассказывают о выбранном и изученном ими методе данной технологии и проводят небольшую игру с включением педагогов.

Рефлексия проводится с теми же вопросами.

Третий этап — проведение 2 деловых игр.

Роли распределялись заранее: воспитатель — ему давалось задание провести работу с «детьми» подготовительной группы на конкретную тему ( «животные Африки», «зима не даром злится») педагог готовится специально как на занятие; дети — «молодец» (делает всё как скажет воспитатель), «исследователь» (любознательный, но не решительный ребёнок), «знайка» (ребёнок который «всё знает» и везде пытается вставить своё слово), «хулиган» (ребёнок который отвлекается сам и отвлекает других), «рядовой» (ребёнок не имеет своего мнения, ориентируется на других) и арбитры — остальные педагоги.

В ходе игры каждый выполняет свою роль. Цель педагога — выявить интерес ребёнка к данной теме или другой, выявленной в ходе занятия и вовлечь в проектную деятельность. Цель детей — не переигрывать, вести себя в соответствии с ролью. Арбитру — найти упущенный момент и прокомментировать его возможности.

После каждой игры проводится рефлексия. Вопросы: «Что показалось вам интересным и вы взяли себе на заметку?», «В какой момент стало сложно?», «Что вам не хватило для решения поставленной задачи?».

На четвёртом этапе педагоги старшей и подготовительной групп включались в работу с детьми.

На пятом этапе подводили итоги с обсуждением результатов работы. Педагоги отметили, что техники «Критического мышления» помогают реально оценить свои знания и дают толчок для движения вперёд и смогли включится в работу по поддержке детской инициативы.

В старшей и подготовительной группах воспитатели использовали технику «Знаю — хочу узнать — узнал» с использованием схематичных изображений. Правильная организация деятельности педагога позволила ребёнку правильно сориентироваться в ситуации, высказать свою точку зрения и двигаться к результату контролируя свои действия. В сотрудничестве со взрослыми проведено 3 детских исследования на тему «Мой прадед — герой ВОВ». Организовано выступление в детском саду на акции «Письмо ветерану» при открытии года добровольца и волонтёра с участием представителей всероссийского общественного движения «Волонтёры победы».

Работа с педагогами позволила создать позитивное отношение к поиску знаний как у педагогов, так и детей, повысить инициативность, самостоятельность, умение решать организационные проблемы для достижения поставленных целей, самостоятельно собирать информацию об интересующем их вопросе, создавать продукт деятельности. У детей повысилась самооценка и статус в группе сверстников.

Проведение такой работы помогло педагогам увидеть детский интерес. Поддержать ребёнка в самостоятельном поиске, развить личностные качества для жизни в современном социуме.

Литература.

  • Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика — Синтез, 2008
  • Монасевич З.Л. «Создание условий для возникновения образовательной инициативы у первоклассников». Адрес электронного ресурса: http://www. thetutor. ru/biblioteka/biblioteka/tyutorstvo-v-doshkolnom-obrazovanii/166-sozdanie-uslovij-dlya-vozniknoveniya-obrazovatelnoj-initsiativy-u-pervoklassnikov. html
  • Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование». Ребёнок в детском саду №5, 2009, с. 9-11
  • Ребиш И.А. Формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. Выпускная квалификационная работа по направлению 44. 03. 01 Педагогическое образование направленность программы бакалавриата «Дошкольное образование».
  • Адрес электронного ресурса: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/1335/Ребиш%20И. А.. pdf? sequence=1&isAllowed=y
  • Статья «Технология критического мышления» Адрес электронного ресурса: Инфоурок. ру. https: //infourok. ru/statya-tehnologiya-kriticheskogo-mishleniya-444124. html
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год