«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников» |
Педагогика | |||
Автор: Якимова Ольга Владимировна | |||
04.01.2023 10:33 | |||
«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников» Автор: Воспитатель высшей категории СП «Детский сад Созвездие» п.г. т. Петра Дубрава Якимова Ольга Владимировна Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимы: пространство, среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития и действует в ней. Детская среда, должна повторять взрослую, а значит первые игрушки – это вещи, которыми мы, взрослые, обычно пользуемся в быту. Это не значит, что мы будем использовать настоящий утюг, нож, но коробки, флаконы, тазики, совок с метёлкой должны быть самыми настоящими. И действовать с этими предметами надо так же, как в реальном мире: наливать воду в тазик, вытирать пыль, столы после еды, перебрать фасоль, нанизывать бусы на нитку, подметать, собирать мусор в совок – детям очень важно быть самостоятельными.
Конечно, не всегда хватает выдержки наблюдать, как размазывается грязь, вытирая стол или расплёскивается вода… Гораздо лучше, казалось бы, сделать всё самим, но какой урок получат дети? Дети очень быстро сделают выводы: любое его начинание бессмысленно и не находит никакой поддержки взрослого. А значит быть самостоятельным неинтересно и не нужно. Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственность и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания детей. Самостоятельная деятельность дошкольников является одной из главных ступеней на пути к развитию всесторонней личности. Проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Говоря о формировании у дошкольников самостоятельности, необходимо решить 3 задачи, связанные между собой:
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (о предметно-развивающей среде), которая должна обеспечивать ребёнку познавательную активность, соответствующую его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или со сверстниками. Воспитатель подключается в случаях конфликтных ситуаций или помочь ребёнку влиться в группу играющих. Предметно-пространственный мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. В этом окружении ребёнок – действующее лицо, которое по мере взросления осваивает свойства объектов, их пространственные отношения. Предметно-пространственная среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию – каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Предметно-пространственная развивающая среда должна организоваться так, чтобы каждый мог выбрать игру по своему выбору. Среда должна отвечать возрастным и интеллектуальным особенностям детей, меняться в зависимости от темы образовательной деятельности (недели). Например, тема недели «Одежда». Подбираются дидактические игры «Что лишнее?», «Застегни пуговицы у рубашки», вкладыши-картинки «Оденем козу», шнурование «Одежда малыша»; чтение стихов, рассказов; раскраски по теме; сюжетно-ролевые игры «Оденем куклу на прогулку» и др. Трёхлетние дети любят заниматься в практической зоне; чудо-черепашка (завязывание бантов, застёгивание пуговиц, ремня, шнурование и т.д.). Очень много интересных игр с потешками: повесим платочки, кукольную одежду после стирки. Это задание не из лёгких! Многократное повторение движений (сжимание-разжимание) даёт отличную тренировку кончикам пальцев, закрепляет цвета и т.д. Вместо верёвки можно вырезать ёжика, ёлочку и нарядить ёлочку, приделать иголки ёжику. Игры с фасолью: «Поможем повару перебрать фасоль» (белая, коричневая). Усложнить, спрятав в фасоли (крупе) маленькую игрушку, геометрическую фигурку; пересыпать крупу ложками из одной чашки в другую. Но всё это только под присмотром взрослых. Заинтересованность огромная! Существует и много других «умных игрушек»: пирамидки, кубики, матрёшки, стаканчики, игрушки-гнёзда, пазлы, шнурование, счёты, рамки-вкладыши, разные виды мозаики, конструктора, строительного материала. В своей группе мы изготовили для детей «стадион» для занятий пальчиками: футбол, баскетбол, ходьба по бревну и т.д. Спортсменами здесь выступают пальчики детей. Забота о себе (мытьё рук, умение пользоваться платком, расчёской); забота об окружающих (вытирание пыли, вытирание стола, подметание) – это тоже предметно-развивающая среда. Для комфортности предметно-пространственной среды необходимы такое окружение, такая планировка помещений, чтобы каждый ребёнок мог найти место, удобное для занятий и отдыха; комфортное с точки зрения его эмоционального состояния и благополучия; достаточно удалённое от сверстников и взрослых. Огромная роль отводится сюжетно-ролевым играм, где первым принципом является условие, что воспитатель играет вместе с детьми. На каждом этапе роста детей следует развёртывать игру так, чтобы дети усваивали новый, более сложный способ её построения. Комфортная жизнь ребёнка в детском саду во многом зависит от них самих, сумеет ли ребёнок при желании играть в совместную игру со сверстниками, чтобы успешно играть с кем-то; ребёнку необходимо хорошо понимать смысл действий партнёра и самому быть понятными. Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственность и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания детей. Таким образом, самостоятельная деятельность дошкольников является одной из главных ступеней на пути к развитию всесторонней личности. Проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Список литературы
|