Волонтерское движение в детском саду, как инновационная форма работы с родителями по развитию социальной активности детей. |
Педагогика | |||
Автор: Ямщикова Любовь Алексеевна | |||
01.11.2022 15:12 | |||
Волонтерское движение в детском саду, как инновационная форма работы с родителями по развитию социальной активности детей. Л. Ямщикова, заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка» г. Рубцовск Модернизация или движение общества на основе сочетания реформ подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни, охватывающее все сферы общества. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.» приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. «Становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» — одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, требующая пересмотреть подход к организации условий развития ребенка — дошкольника (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п. 2. 6.). Именно поэтому в современном обществе все чаще поднимается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста, который является периодом интенсивной социализации. Социализация — это становление личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. Не секрет, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники много лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и некоторые другие причины нередко приводят к возникновению у детей повышенной агрессивности, дефициту гуманных форм поведения, отчужденности, что затрудняет или нарушает их социализацию.
Именно поэтому поиск путей развития социальной активности детей дошкольного возраста становится актуальной необходимостью. Социализации и формированию активной жизненной позиции ребенка как человека современного общества способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них – волонтерство. Организация детско-взрослого волонтерского движения в детском саду является инновационной формой работы педагогов с родителями по развитию социальной активности детей, а также по формированию нравственной культуры, нравственного сознания и мышления, повышения активности родителей в процессе воспитания дошкольников. Слово «волонтер» произошло от латинского «voluntarius» – добровольный. В России волонтер и доброволец – это равнозначные понятия, обозначающие человека, который добровольно и безвозмездно выполняет какую-либо работу или занимается общественной деятельностью. Доброволец вкладывает в дело, которым занимается, свои навыки и время. Волонтерство — это, прежде всего, инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать всем, кто нуждается в помощи. Волонтерство — это бесплатная помощь, труд, в результате которого ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве своего духовного удовлетворения. Волонтёрство, как технология эффективной социализации компенсирует, таким образом, дефициты нравственно-духовного развития, поддерживает самостоятельность и инициативу. В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, нуждающимся в помощи пожилым людям, бездомным животным, дети — волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности, они осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Волонтерское движение в нашем ДОУ организуется и реализуется педагогами с детьми в разных формах. Проводятся такие мероприятия, как:
Хорошей традицией нашего детского сада стало участие воспитанников, их родителей и педагогов во Всероссийской экологической акции «Волонтёры могут всё», в номинации «Друзья наши меньшие», организованное в рамках проекта «Всем на свете нужен дом». Проект направлен на решение одной из актуальных и злободневных проблем нашего времени — помощь бездомным животным. В акции «Поможем братьям нашим меньшим» участвовали семьи детей и сотрудников всего детского сада. Собраны и переданы в приют для бездомных животных: корм для животных, средства от блох и клещей, медикаменты, игрушки для животных. Педагогами и родителями были созданы условия для раскрытия творческого потенциала воспитанников через использование разнообразных форм деятельности. Дети вместе с родителями составляли рассказы о домашних питомцах и бездомных животных, принимали участие в продуктивной деятельности – рисовали, лепили, раскрашивали, создавали коллажи на тему «домашние» и «бездомные» животные, участвовали в создании выставки. Волонтёры нашего ДОУ получили благодарственные письма за активное участие и помощь животным от Алтайской краевой общественной организации помощи бездомным животным «Верный пёс», от Алтайской краевой общественной организации помощи бездомным животным «КотоПёс». Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей (законных представителей), – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Я считаю, что применение данной технологии позволяет эффективно формировать и развивать у детей коммуникативные навыки, саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе. Вонтёрское движение – гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми оказать бескорыстную помощь ближнему. Закончить хочется словами Конфуция: «Самое прекрасное зрелище на свете — вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».
|