Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогика
Автор: Ильченко Екатерина Валерьевна, Турчанинова Наталья Николаевна   
04.10.2022 12:16

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

МБДОУ ДС № 416 г. Челябинска

"Вопрос о работе с родителями — это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности- огромная сила ". Н.К. Крупская "Педагогические сочинения"

"Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги". А.С. Макаренко

Семья, безусловно, является основой развития каждого ребенка, самый первый и наиболее мощный действующий фактор, формирующий личность ребенка.

Влияние социума лишь корректирует воспитание. Именно от семьи во многом зависит восприятие ребенком окружающего мира, его ценности, культурное наследие.

 

Федеральный закон " Об Образовании" гласит, что родители выступают для детей первыми педагогами. В их обязанность входит заложить в ребенке основы физического, интеллектуального, нравственного развития личности. [ 7 ]

В соответствии с ФГОС ДО педагогам дошкольного образования и родителям детей необходимо понять главную цель их взаимодействия, которая заключается в регулировании между обеими стронами партнерских отношений, которые позволят объединить общие усилия с целью воспитания детей, активизировать умения родителей в области воспитания. [ 5 ]

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

И.А. Маркарян подчеркивает, что детский сад — первый социальный институт, где начинается педагогическое просвещение родителей и создание образовательного пространства с привлечением семьи как среды развития личности ребенка, что является одним из перспективных направлений развития системы дошкольного образования. [ 3 ]

Появление значительного количества детей с ограниченными возможностями здоровья и со спецификой психосоциального статуса " вызывает необходимость выработки всеми субъектами воспитательно — орразовательного процесса — педагогами, родителями — новых способов межличностного взаимодействия." [ 8 ]

Большую роль может играть формирование субъективного благополучия дошкольника, которое, как пишут А.И. Донцов, Е.Б. Перелыгина, А.М. Рикель, " содержит социально- нормативные установки, ценности, смысловые ориентации, потребности, реализующиеся в соответствии с условиями социализации ". [ 2 ]

И.А. Петрова и др. обосновали, что семейное благополучие в большой степени оказывает вличние на развитие ребенка с ОВЗ. [ 4 ]

Как отмечают Т.Н. Винтаева и др., успещному личностному и социальному развитию детей с ОВЗ способствует активное участие в воспитательно — образовательном процессе родителей воспитанников, поэтому " сотрудничество с родителями — важнейшее звено концепции современного образования... невозможно обеспечить становление социально- адаптивной личности ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в достижении этой цели". [ 1 ]

Сотрудничество — это общение " на равных ", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Сотрудничество это не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.

К сожалению, необходимо отметить, что часто сами родители детей с ОВЗ имеют различные психологические и личностные проблемы:

  • усталость от небходимости тратить силы и средства на взаимодействие с различными специалистами
  • отрицание наличия у ребенка ОВЗ, что "у них дома все хорошо", а остальное — педагогические проблемы воспитателей, непрофессионализм педагогов.

В связи с этим можно выделить две позиции родителей детей с ограниченными возможностями здоровья по отношению к дошкольному образовательному учреждению:

партнерскую или бузучастную.

Каждое дошкольное учреждение должно самостоятельно решать возникающие проблемы, исходя из педагогического и административного потенциала, желания и возможностей коллектива осуществлять данную деятельность, повышая качества воспитательно- образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ, создавать систему профессионального, компетентного и адекватного взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ.

Очень важно обсуждать с родителями возникающие проблемы и искать совместные пути их решения:

  • узнать у родителей особенности характера, интересы и предпочтения ребенка и на этой основе воспитатель может более эффективно строить свою работу с ребенком, что даст возможность вести с родителями конструктивный диалог
  • при взаимодействии с ребенком с ОВЗ опираться на его сильные стороны, сосредоточиться на успехах и достижениях ребенка, поощрять за малейшие успехи.
  • активная поддержка родителей ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек, так как любой ребенок воспитывается только в " состоянии успеха".

При работе с родителями педагогу необходимо:

  • установить партнерские отношения:
  • рассказывать родителям об успехах ребенка;
  • посетить семью или пригласить родителей на индивидуальну беседу;
  • пригласить родителей на индивидуальные и групповые занятия с их ребенком где они смогут увидеть методы, которые использует в воспитатель и перенести их в домашнюю обстановку;
  • подчеркивать значимость семейного воспитания и усилий родителей по воспитанию ребенка. При этом внимательно выслушивать все жалобы, сомнения, возражения родителей
  • создавать атмосферу общности интересов

вести работу работу по формированию у родителей убеждений:

  • чтобы учить, необходимо многое знать и уметь;
  • верить в свои возможности, никогда не опускать руки;
  • при воспитании ребенка верить в самого себя.

Формируя у родителей данные убеждения необходимо исходить из постулата педагогической деятельности, согласно которому " никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться ".

Родители видят личностный смысл, который помогает им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, делают педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной.

Кроме того, коррекция знаний родителей приводит к более адекватной практике воспитания.

Таким образом будет реализовываться один из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ — принцип " Родитель — член команды ".

Воспитатель проявляет заботу о гуманизации и демократизации взаимоотношений с родителями, признает ценность каждого родителя как личности, его право на собственную позицию, а также ошибки.

В работе с родителями детей с ОВЗ необходимо:

  • отказываться от формального общения, от монолога в пользу диалога
  • отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы (здесь необходимо педагогу владеть наукой и искусством общения. Педагог должен показать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников)
  • воздействовать на родителей словом, подкрепленным наглядностью.

Полезно предоставлять родителям самим наблюдать за собственным ребенком, сравнивать его со сверстниками, открывать в нем новые, незнакомые черты.

Родители могут свободно посещать групповое помещение утром или вечером, играть с детьми. Дети, играя с родителями, рассказывают им и обучают их тому, чему сами научились в группе. Они могут загадывать родителям загадки, рассказывать стихи, петь песни.

Это дает возможность заинтересовать родителей, делать их активными участниками образовательного процесса, повысить свой уровень компетенции в вопросах воспитания, помогает преодолевать у родителей психологический стресс, связанный с воспитанием своего ребенка с ОВЗ.

  • формировать умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, так как они вольно или невольно " навязывают " своему ребенку свое отношение ко всем важным моментам жизни. Ребенок должен перенимать от родителей позитив, светлую сторону.

"Особые дети" дают шанс проявить лучшие чувства и качества: такие как толерантность, доброта, сочувствие, щедрость, любовь. Родителям необходимо помнить, что их ребенок не хуже и не лучше остальных, просто у него другие возможности.

Успех взаимодействия во многом зависит от взаимных установок семьи детского сада.

Родители должны быть уверены в хорошем отношении воспитателя к ребенку, чувствовать компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценить его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

А воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, великодушием и милосердием, умением растить в нем хорошее.

Пугачев А.С. описал принципы такого взаимодействия:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  • Каждый человек способен чувствовать и думать
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  • Все люди нуждаются друг в друге
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. [ 6 ]

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия воспитателя дошкольного учреждения и семьи с ребенком с ОВЗ лежит сотрудничество.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольеу они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей.

А разнообразные формы работы только помогут сделать это взаимодействие наиболее эффективным и продуктивным, как для воспитателей, так и для родителей детей с ОВЗ.

Это даст возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Винтаева Т.Н., Вареницина Г.Г., Тарабыкина А.А. Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально- адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Поволжский педагогический вестник. 2015, № 4.
  2. Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., Рикель А.М. Объективное и субъективное благополучие: два подхода к исследуемой проблеме // Вопросы психологии. 2016. № 5
  3. Маркарян И.А. Взаимодействие детского сада и семьи — приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации // Науковедение. Интернет-журнал. 2014. № 6.
  4. Петрова Е.А., Козьяков Р.В., Поташова И.И. Сосременные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья //Сб. материалов Ежегодной международной научно- практической конференции " Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста ". 2016. № 5.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образоваия.
  6. Пугачев А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. № 10
  7. Федеральный закон от 29. 12. 2012 (ред. от 25. 12. 2018) № 273 — ФЗ " Об образовании в Российской Федерации ".
  8. Шабас С.Г. Профессиональный стандарт как условие психолого — педагогической компетентности педагогов в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду // Обучение. Воспитание. Развитие: Сб. материалов Всероссийского психологического форума. Сочи: АВК Пресс, 2015.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год