Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Педагогика | |||
Автор: Ильченко Екатерина Валерьевна, Турчанинова Наталья Николаевна | |||
04.10.2022 12:16 | |||
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. МБДОУ ДС № 416 г. Челябинска "Вопрос о работе с родителями — это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности- огромная сила ". Н.К. Крупская "Педагогические сочинения" "Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги". А.С. Макаренко Семья, безусловно, является основой развития каждого ребенка, самый первый и наиболее мощный действующий фактор, формирующий личность ребенка. Влияние социума лишь корректирует воспитание. Именно от семьи во многом зависит восприятие ребенком окружающего мира, его ценности, культурное наследие.
Федеральный закон " Об Образовании" гласит, что родители выступают для детей первыми педагогами. В их обязанность входит заложить в ребенке основы физического, интеллектуального, нравственного развития личности. [ 7 ] В соответствии с ФГОС ДО педагогам дошкольного образования и родителям детей необходимо понять главную цель их взаимодействия, которая заключается в регулировании между обеими стронами партнерских отношений, которые позволят объединить общие усилия с целью воспитания детей, активизировать умения родителей в области воспитания. [ 5 ] В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. И.А. Маркарян подчеркивает, что детский сад — первый социальный институт, где начинается педагогическое просвещение родителей и создание образовательного пространства с привлечением семьи как среды развития личности ребенка, что является одним из перспективных направлений развития системы дошкольного образования. [ 3 ] Появление значительного количества детей с ограниченными возможностями здоровья и со спецификой психосоциального статуса " вызывает необходимость выработки всеми субъектами воспитательно — орразовательного процесса — педагогами, родителями — новых способов межличностного взаимодействия." [ 8 ] Большую роль может играть формирование субъективного благополучия дошкольника, которое, как пишут А.И. Донцов, Е.Б. Перелыгина, А.М. Рикель, " содержит социально- нормативные установки, ценности, смысловые ориентации, потребности, реализующиеся в соответствии с условиями социализации ". [ 2 ] И.А. Петрова и др. обосновали, что семейное благополучие в большой степени оказывает вличние на развитие ребенка с ОВЗ. [ 4 ] Как отмечают Т.Н. Винтаева и др., успещному личностному и социальному развитию детей с ОВЗ способствует активное участие в воспитательно — образовательном процессе родителей воспитанников, поэтому " сотрудничество с родителями — важнейшее звено концепции современного образования... невозможно обеспечить становление социально- адаптивной личности ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в достижении этой цели". [ 1 ] Сотрудничество — это общение " на равных ", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Сотрудничество это не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. К сожалению, необходимо отметить, что часто сами родители детей с ОВЗ имеют различные психологические и личностные проблемы:
В связи с этим можно выделить две позиции родителей детей с ограниченными возможностями здоровья по отношению к дошкольному образовательному учреждению: партнерскую или бузучастную. Каждое дошкольное учреждение должно самостоятельно решать возникающие проблемы, исходя из педагогического и административного потенциала, желания и возможностей коллектива осуществлять данную деятельность, повышая качества воспитательно- образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ, создавать систему профессионального, компетентного и адекватного взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ. Очень важно обсуждать с родителями возникающие проблемы и искать совместные пути их решения:
При работе с родителями педагогу необходимо:
вести работу работу по формированию у родителей убеждений:
Формируя у родителей данные убеждения необходимо исходить из постулата педагогической деятельности, согласно которому " никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться ". Родители видят личностный смысл, который помогает им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, делают педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной. Кроме того, коррекция знаний родителей приводит к более адекватной практике воспитания. Таким образом будет реализовываться один из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ — принцип " Родитель — член команды ". Воспитатель проявляет заботу о гуманизации и демократизации взаимоотношений с родителями, признает ценность каждого родителя как личности, его право на собственную позицию, а также ошибки. В работе с родителями детей с ОВЗ необходимо:
Полезно предоставлять родителям самим наблюдать за собственным ребенком, сравнивать его со сверстниками, открывать в нем новые, незнакомые черты. Родители могут свободно посещать групповое помещение утром или вечером, играть с детьми. Дети, играя с родителями, рассказывают им и обучают их тому, чему сами научились в группе. Они могут загадывать родителям загадки, рассказывать стихи, петь песни. Это дает возможность заинтересовать родителей, делать их активными участниками образовательного процесса, повысить свой уровень компетенции в вопросах воспитания, помогает преодолевать у родителей психологический стресс, связанный с воспитанием своего ребенка с ОВЗ.
"Особые дети" дают шанс проявить лучшие чувства и качества: такие как толерантность, доброта, сочувствие, щедрость, любовь. Родителям необходимо помнить, что их ребенок не хуже и не лучше остальных, просто у него другие возможности. Успех взаимодействия во многом зависит от взаимных установок семьи детского сада. Родители должны быть уверены в хорошем отношении воспитателя к ребенку, чувствовать компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценить его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). А воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, великодушием и милосердием, умением растить в нем хорошее. Пугачев А.С. описал принципы такого взаимодействия:
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия воспитателя дошкольного учреждения и семьи с ребенком с ОВЗ лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольеу они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей. А разнообразные формы работы только помогут сделать это взаимодействие наиболее эффективным и продуктивным, как для воспитателей, так и для родителей детей с ОВЗ. Это даст возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. ЛИТЕРАТУРА
|