Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности реализации педагогического проекта «Краски природы» с воспитанниками, имеющими ОВЗ, в условиях Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов
Педагогика
Автор: Абрамович М.Н, Усачева Л.В., Кутовая Т.И., Лаврухина А.Г.   
12.09.2022 12:30

Особенности реализации педагогического проекта «Краски природы» с воспитанниками, имеющими ОВЗ, в условиях Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидовОсобенности реализации педагогического проекта «Краски природы» с воспитанниками, имеющими ОВЗ, в условиях Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов

  • Абрамович М.Н, воспитатель
  • Усачева Л.В., воспитатель
  • Кутовая Т.И., воспитатель
  • Лаврухина А.Г., воспитатель

ГБУ ЦСПР «Роза ветров» г. Москва,

Коррекционно-педагогическая работа с воспитанниками, имеющими ОВЗ, в нашей организации ведется по нескольким направлениям: социализация личности, эмоциональное, речевое, познавательное и коммуникативное развитие. Деятельность специалистов (дефектологов, логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) тесно взаимосвязана, направлена на индивидуализацию (личностную, субъектную, индивидную) и дифференциацию в коррекционной работе, что позволяет сочетать лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми и профессиональную коррекцию особенностей их развития.

 

Вся работа воспитателя с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения в развитии, интеллектуальные нарушения, сопряженная «рука в руке». В данной статье обобщен опыт работы по реализации педагогического проекта «Краски природы» с воспитанниками 4-18 лет, имеющими ОВЗ, у которых присутствует высокая степень дефекта речи. Считаем, что материал статьи будет интересен педагогам, работающим с подобным контингентом воспитанников для установления более тесного контакта с их семьями, решения профессиональных задач в условиях Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов.

Актуальность проекта обоснована познавательной пассивностью детей с интеллектуальными нарушениями, сниженной общей психической активности, что приводит к ограниченности их жизненного опыта, недостаточности эмоционально-волевой сферы и поведения.

Обоснование выбора темы проекта. Мы считаем, что именно общение детей с природой вызывает эмоциональный отклик, способствует формированию эстетических представлений и таких личностных качеств как умение сопереживать, стремление заботиться об объектах живой и неживой природы, развитию представлений о причинах и характере, происходящих в природе сезонных изменений. Природные объекты и явления привлекают внимание наших воспитанников, а значит, целенаправленная педагогическая работа с природным материалом будет способствовать решению коррекционно-психологических задач, обозначенных в адаптированной образовательной программе ГБУ ЦСПР «Роза ветров» для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями «Раз – ступенька, два – ступенька». Цель данной программы – проектирование развивающей предметно-пространственной среды и социальных ситуаций развития ребенка с нарушением интеллекта, обеспечивающих позитивную социализацию мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Характеристика проекта. Наш проект долгосрочный (в течение года), межгрупповой по количеству участников, творческий по типу проектной деятельности. Кратко представим паспорт проекта и основные мероприятия по содержанию деятельности участников: детей, родителей и педагогов.

Цель педагогического проекта: расширять и обогащать знания детей о живой и неживой природе.

Задачи проектной деятельности:

Образовательные:

  1. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и признаках времени года.
  2. Формировать умения устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года.
  3. Расширять знания детей о растениях, о жизни птиц, насекомых и животных.

Развивающие:

4. Развивать умения наблюдать за объектами живой и неживой природы.

5. Развивать способность видеть красоту окружающего природного мира.

6. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности.

Воспитательные:

7. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

8. Формировать потребность в общении с объектами природы.

9. Воспитывать умение сопереживать, проявлять заботу и внимание к окружающей природе.

Содержание проекта:

Месяц

Мероприятия

Результат

Сентябрь

– изучение методической, научно-популярной, справочной литературы по теме проекта;

– подбор художественной литературы, иллюстрационного материала, пособий, игр по данной теме для работы в группе и в условиях семьи;

– анкетирование родителей «Воспитание природой».

Каталог для педагогов «Знакомим детей с природой»;

Тематическая выставка книг и пособий «Библиотечка для родителей».

Подборка дидактических игр для дошкольников по лексическим темам «Лето», «Осень», «Зима», «Весна».

Октябрь

– диагностика детей;

– подготовка материала для продуктивной деятельности детей

Создание уголка для детского творчества и экспериментирования с природным материалом (шишки, листья, веточки, камушки, песок).

Ноябрь

–подвижные игры с опавшими листьями;

– продуктивная деятельность. Лепка. «Птички клюют зернышки».

Выставка детских рисунков и поделок из природного материала «Делаем сами – своими руками».

Декабрь

– продуктивная деятельность. Рисование «Нарисуй картинку про зиму».

Подготовка (украшение елочки, группы к новогоднему развлечению) и проведение детского праздника «Зимушка-зима».

Январь

– беседа «Снегопад»;

– подвижные игры со снегом;

– экскурсия «Зимние прогулки».

Коллекция снежинок, вырезанных руками детей и родителей.

Фотовыставка «Наша семейная прогулка в зимнем лесу».

Февраль

– просмотр ролика «Сильные морозы».

–беседа «Какое время года вам нравится?»

–продуктивная деятельность. Аппликация «Зимние сугробы».

Выставка детских книг о временах года для семейного чтения.

Выставка детско-родительских поделок

«Снеговик и его друзья».

Март

– наблюдения за изменениями в природе (солнце, небо, облака);

– дидактические игры «Когда это бывает?», «Бывает-не бывает», «Звенит капель»

Элементарные опыты с водой (замерзает на улице), снегом (тает в группе), веточками (набухают почки, появляются листочки).

Игра- экспериментирование «Плывет наш бумажный кораблик».

Апрель

– чтение познавательной литературы «Как появился цветок?», «Как появилась птица?»;

– экскурсия «Первоцветы».

Фотоотчет для родителей по проведенным мероприятиям с детьми

«Где мы были вам не скажем, а что делали покажем

Май

– наблюдение за птицами весной (перелетные птицы);

– просмотр ролика «Набухание почек на ветках»

Выставка рисунков и поделок из природного материала «Весна красавица».

Июнь

– наблюдение за насекомыми;

– чтение стихотворения К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;

– продуктивная деятельность (аппликация) «Цветы на лугу».

Фотовыставка «Мы по лугу прогулялись»

Выставка продуктов детской деятельности (рисунки, аппликации, поделки).

Июль

– детский праздник «Лето красное»;

– мастер-класс «В гостях у хозяйки луга»

Целевая прогулка на лесную полянку, в лес, парк.

Фотовыставка «Семейный отдых на природе»

Август

– обработка результатов реализации проекта;

– проведение итогового комплексного занятия «Краски природы»;

Выставка детских поделок и рисунков по лексическим темам «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

Презентация проекта на Совете педагогов.

Фотовыставка для родителей «Краски природы».

В помощь воспитателям, например, по организации родительской библиотечки, рекомендуем составленный нами в рамках проекта, список литературы для семейного чтения детям по лексическим темам:

Лето

Осень

Зима

Весна

«Стрекоза и муравей»

И.А. Крылов;

«Птичка»

Л.Н. Толстой;

«Ребята и утята»

М. Пришвин;

«Волчишко» Е. Чарушин.

«Дуб и орешник»

Л.Н. Толстой;

«Осень». А. Фет; «Дуб». И. Токмакова;

«Лисичкин хлеб»

М. Пришвин;

«Грибы» Е. Трутнева;

«Боровик»

А. Прокофьев;

«Про ягоды». Я. Тайц.

«На горке»

Н. Носов;

«Проказы старухи зимы»

К. Д. Ушинский;

«Синичкин календарь»

В. Бианки;

«Зяблик»

С. Михалков.

«Ласточка»

А. Майков;

«Приключение муравьишки»

В. Бианки;

«Одуванчик», «Черемуха»

Е. Благинина;

«Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»

Е. Серова

         В наш каталог «Знакомим дошкольников с природой» были включены методические пособия и справочная литература по проекту. Среди прочих, в них достойное место заняли такие как:

  • От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей /Сост. – Волгоград: Учитель, 2004. – 160с.
  • Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с. (Детям о самом важном).
  • Игры-забавы на участке детского сада/ Авт.-сост. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128с. (Библиотека Воспитателя).
  • Парциальная программа «Юный эколог»: для работы с детьми 3-7 лет.  – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 112 с.
  • и др.

Кроме, обозначенных выше, практических результатов проекта (создан уголок детского творчества и экспериментирования с природным материалом, оформлена картотека игр и пособий для педагогов, подобрана библиотечка для родителей по ознакомлению детей с природой, составлены методические рекомендации и памятки), проведенные мероприятия способствовали сплочению всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов), позволили объединить усилия всех. В процессе работы над проектом у каждого участника сформировался свой личный опыт, и мы, как авторы проекта, уверены, что этот опыт успешного социального взаимодействия нужно расширять и углублять.

Самыми перспективными методами в нашей проектной деятельности с воспитанниками Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов, на наш взгляд, являются:

  1. беседы, во время которых дети узнают о природных явления и сезонных изменениях;
  2. игровые задания, игры и упражнения с использованием природного материала на индивидуальных занятиях специалистов;
  3. пешие тематические групповые и семейные прогулки на природу (участок реабилитационного центра, парк, лес, поле);
  4. продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) с природным материалом;
  5. подвижные игры, позволяющие укреплять физическое здоровье ребенка, непринужденно запоминать познавательную информацию (например, «Раз, два, три, к ... (название дерева) беги!» и формировать сенсорные представления и чувство красоты «Краски природы».

Представляем памятку, разработанную нами для родителей воспитанников по организации наблюдения с детьми за объектами природы.

Уважаемы родители, помните!

Бережное отношение к природе формируется с детства, поэтому:

Находясь во дворе, в лесу, у водоема, обращайте внимание ребенка на красоту природы.

Прогулки совершайте в одно и то же место, чтобы замечать происходящие изменения.

Наблюдайте за животными, растениями, насекомыми, не принося им вред.

Любуйтесь порхающей бабочкой и живым цветком не срывая его.

Используйте все возможные и безопасные для ребенка способы обследования предмета вашего наблюдения с помощью активизации органов чувств – зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных, мышечных, двигательных рецепторов (посмотрите, потрогайте, послушайте, понюхайте, попробуйте на вкус).

После наблюдения поговорите с ребенком о том, что он запомнил, и что именно ему больше всего нравится в наблюдаемом объекте.

Придя домой, нарисуйте или слепите вместе с ребенком предмет вашего общения на прогулке.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год