Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Специфика работы группы для детей с ЗПР
Педагогика
Автор: Валеева Юлия Николаевна   
23.08.2022 21:32

Специфика работы группы для детей с ЗПРСпецифика работы группы для детей с ЗПР

в ДОУ № 357 г. Казань

В детском саду № 357 г. Казани группа для детей с ЗПР работает с 2003 года. За этот период прошли обучение около 150 детей по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа в группе для детей с ЗПР в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков психического развития, социальную адаптацию детей в обществе.

 

В дошкольные группы для детей с ЗПР принимаются дети, испытывающие трудности в усвоении дошкольной программы, которое обусловливает несвоевременное формирование школьно-значимых функций, элементов учебной деятельности и препятствует достижению определенного уровня готовности к школьному обучению. В состав этой категории входят соматически ослабленные дети, дети с функциональной недостаточностью нервной системы, в том числе из неблагоприятной микросоциальной среды, дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы (гармонический и дисгармонический инфантилизм), а также имеющие наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы недостаточное развитие познавательной деятельности (развитие внимания, памяти, речи).

Цель коррекционной работы — стабилизация всего хода психофизического развития ребенка с ЗПР для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество нормально развивающихся сверстников.

Принципы организации коррекционно-педагогического процесса:

- Соблюдение интересов ребёнка.

Принцип определяет позицию педагогов, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

- Системность.

Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ЗПР, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность.

Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Рекомендательный характер оказания помощи.

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей в группы комбинированной направленности.

Задачи коррекционной работы:

-создать ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной

деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;

  • обеспечить охрану и укрепление здоровья ребенка
  • осуществить коррекцию негативных тенденций развития
  • стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой)

-проводить профилактику вторичных отклонений в развитии и обучении.

Направления работы:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ЗПР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ЗПР, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ЗПР и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников

- информационно- просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ЗПР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях образовательного процесса.

В образовательном учреждении создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ПМПК), в задачи которой входит:

  • изучение состояния здоровья ребенка (медицинское)
  • выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение)

-изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое

изучение);

  • развитие социальной ситуации ребенка (отношения семье, в отделении дошкольного образования)
  • педагогическое изучение — запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни (до грамматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности)

Исследования в указанных направлениях ведутся систематически: в сентябре, когда ребенок поступает в группу для детей с ЗПР, в январе (промежуточное изучение) и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате образовательно-воспитательного процесса, организованного специалистами образовательного учреждения. Каждый из участников ПМПК образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю.

Итогом изучения ребенка специалистами ПМПК являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: установление четких целей коррекционно-развивающей работы с ребенком, путей и сроков ее достижения; выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых; выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе; анализ хода развития ребенка и результаты педагогической работы.

Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР.

Коррекционная работа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

  • Психолого-педагогические условия (коррекционная направленность воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации воспитательно-образовательного процесса, повышения его эффективности)
  • обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического здоровья, осуществление индивидуального подхода)
  • обеспечение участия всех детей, независимо от степени выраженности нарушения в их развития, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и досуговых мероприятиях; в проектной, экспериментальной деятельности
  • Использование специальных образовательных программ: Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи»;

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

-Использование методических пособий: Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей»

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз –ступенька, два- ступенька…»

Непосредственно-образовательная деятельность:

-Формирование целостной картины мира (ФЦКМ)

-Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

-Развитие речи (развитие лексико-грамматической стороны, фонетико-фонематических процессов, связной речи, постановка и автоматизация звуков)

  • Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация)

-Конструирование, ручной труд

-Музыка

-Физкультура

Формирование целостной картины мира (ФЦКМ)

1. Темы по ФЦКМ охватывают различные стороны окружающей действительности и включают ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, наиболее распространенными в данной местности, сезонными изменениями в природе), ближайшим окружением (с явлениями общественной жизни и трудом людей дома и на производстве, занятиями детей в детском саду, жизнью города, села). В работе используются методики Морозовой И. А., Пушкарёвой М. А. «Ознакомление с окружающим миром».

Основные разделы:

I. Ознакомление с природой.

2. Ознакомление с жизнью и трудом людей.

3. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия.

4. Умственное развитие.

5. Речевое развитие.

Формирование элементарных математических представлений.

Занятия по развитию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития предусматривают развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание.

В работе используется методики Морозовой И. А., Пушкарёвой М. А. «Развитие элементарных математических представлений»

Развитие речи

Обучению грамоте дошкольников с задержкой психического развития состоит

из ряда разделов. Содержание каждого из их может быть составной частью занятий в старшей и в подготовительных группах.

  1. Развитие речевого слуха.
  2. Чувственное (сенсорное) развитие в области языка.
  3. Формирование звукового анализа и синтеза.
  4. Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.
  5. Ознакомление с предложением и словом в предложении.
  • 6. Развитие инициативной речи и мышления.

7. Подготовка к обучению технике письма.

В работе используется методики Морозовой И. А., Пушкарёвой М. А. «Развитие речевого восприятия», «Подготовка к обучению грамоте»

Художественно-эстетическое развитие

Важным средством художественного эстетического развития детей является ИЗО деятельность (лепка, рисование, аппликация) и музыка. Изобразительная деятельность направлена на формирование у детей интереса к продуктивным видам деятельности, развитие предпосылок становления этих видов деятельности- орудийных действий, зрительно-двигательной координации, тонкой ручной моторики, перцептивных действий.

В работе используются методики Т.С Комаровой, Е.К. Брыкиной, Л.А. Ремизовой, М.А. Гусаковой, Н.Б. Халезовой, Л.А. Парамоновой, Т.Г. Казаковой А.И. Бурениной, И.А. Осиной и т.д.

Физкультура

Физическое развитие и физическое воспитание тесно связанно между собой и направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, развитию и коррекцию основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации. В работе используются методики Е.Ю. Александрова Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья», М.Ф. Литвиновой «Подвижные игры и игровые упражнения для детей», Л.И. Пинзулаевой «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста» и т.д

Чем раньше начинается работа с ребенком имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено, не только процессами гуманизации, но и доказанной эфективностью и результативностью ранней коррекционой педагогической помощи «особому» ребенку.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год