Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Деловая игра как средство развития компетенции педагога»
Педагогика
Автор: Виноградова Елена Константиновна   
17.06.2022 19:43

Методическая разработка «Деловая игра как средство развития компетенции педагога»Методическая разработка «Деловая игра как средство развития компетенции педагога»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 314 г. Челябинска» СП 1

Подготовил старший воспитатель Виноградова Е.К. Челябинск 2022

Актуальность работы. В современной педагогике рассматриваются вопросы, связанные со средствами формирования и развития профессиональных компетенций и качеств педагогов. Особое место среди них принадлежит деловой игре. Именно деловые игры способствуют решению задач формирования профессиональных компетенций и качеств педагогов. Применение деловой игры как средства развития педагогического коллектива, заключается в том, что она позволяет ее участникам раскрыть личностные качества, научиться занимать активную позицию, проверять себя на профессиональную компетентность, совершенствоваться в профессионализме.

Проблема развития педагогического коллектива исследовалась педагогами в разные исторические периоды, нашла своё отражение в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, в работах известных отечественных педагогов и психологов И.П. Иванова, В.А. Караковского, Я.Л. Коломинского, Л.И. Уманского, В.В. Шпалинского.

 

Цель педагогической разработки заключается в выявлении и обоснованности роли деловой игры как средства развития компетенций педагогического коллектива.

Практическая значимость работы состоит в выявлении разработке комплекса деловых игр, которые могут использоваться дошкольной образовательной организацией как средство развития компетентности педагогического коллектива.

Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации объединяет коллектив единомышленников, которые создают воспитательную систему, строят образовательный процесс во взаимодействии педагогов и обучающихся. Педагогический коллектив – структурный элемент узкой тактической направленности внутри организации, действующий для достижения конечных целей деятельности организации, решающий конкретные педагогические задачи. Каждый человек внутри коллектива является его членом, то есть он необходимый участник коллективной деятельности. Межличностные отношения в педагогическом коллективе влияют на психологический климат, который всегда характеризуется особой атмосферой психоэмоционального состояния каждого участника учебной деятельности и, безусловно, зависит от общего состояния коллектива. Межличностные отношения — это сложная трехуровневая система:

  • межличностное общение, прежде всего, воспринимается внешняя сторона взаимодействия
  • совместная деятельность, представляющая собой внутреннюю и внешнюю деятельность индивида, направленную на получение значимых для всех ее участников результатов
  • отношения в структуре межличностного взаимодействия — это личные и деловые отношения между людьми, которые могут быть поверхностными и основываться на общих представлениях о человеке, сформированных в межличностном общении на эмоциональном уровне.

Проблема развития педагогического коллектива обусловлена рядом обстоятельств.

  • переход на новые педагогические и информационные технологии широкое и активное использование современных компьютерных технологий в педагогическом процессе, создание проектов, направленных на развитие образовательных организаций, участие в конкурсах различных направлений;
  • социально обусловленный новый виток функционирования системы образования, новые требования создают ситуацию, в которой центральной фигурой педагогической деятельности становится не только ребенок, но и сам педагог, который должен гибко реагировать на все новые тенденции в образовательной среде и уметь решать новые профессиональные задачи на современной научной основе.

Методические рекомендации к проведению деловых игр

Подготовить и провести деловую игру -- процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.

Однако наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана игровая модель деятельности участников.

Существуют теоретически обоснованные методики конструирования и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избежать ошибок, способных свести на нет труд.

Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.

Разрабатывая игру, необходимо помнить, что чем больше свобода выбора решений, тем охотней игроки включаются в процесс. Сюжет игры должен представлять собой постоянное столкновение интересов учащихся. Можно выделить следующие основные этапы разработки игры:

  1. постановка проблемы;
  2. выбор темы;
  3. анализ главных закономерностей создаваемой игры: соотношения, связи, роли, субординация между игроками и т.д;
  4. разработка сценария, состоящего из игровых событий;
  5. создание наиболее вероятного списка решений игроков в каждом игровом событии;
  6. разрабатывается система оценок. Стоит отметить, что не всегда в игре возможно применение количественной оценки. В этом случае применяется метод экспертной оценки;
  7. формулировка правил игры;
  8. предварительная отладка игры.

Успех деловой игры напрямую связан с качеством ее проведения. Ведущий должен грамотно организовать следующие этапы:

  1. «Запуск» игры. Ведущий знакомит игроков с целью игры, с ее описанием. Он распределяет роли, представляет игрокам вводную ситуацию и информационные данные. На этом этапе крайне важным является создание настроя и атмосферы предстоящей игры.
  2. Корректировка игры. Из-за затянувшихся рассуждений или из-за неверно выбранной методики решения поставленной задачи игра может затянуться или превратиться в плохо контролируемый процесс. В этом случае ведущий обязан скорректировать ход игры, но таким образом, чтобы не нарушить ее атмосферы. К примеру, часть игроков можно отправить «в командировку» с дополнительным заданием, за основу рассуждений можно принять дополнительно поступившие документы или условия, ведущий может исполнить роль приглашенного со стороны консультанта.
  3. Создание дискомфортной среды в группе игроков. Необходимо, чтобы группа игроков оставалась остросоциальной средой, а не средой комфортного психологического общения, при которой чувство защищенности может не позволить решить поставленную перед группой проблему.
  4. Предотвращение сплочения группы на основании чего-либо, не связанного с игрой. Вред результативности игры может нанести недовольство игроков неожиданными поворотами сценария, личностью ведущего, распределением ролей, успехами команд-соперников. Игроки должны понять, что успех зависит не столько от сценарной постановки игры, сколько от их участия в игре.
  5. Учет индивидуальных особенностей личности. При распределении ролей следует учитывать психологические особенности игроков: ярко выраженный индивидуализм, повышенная или пониженная самооценка, лидерские качества и т.д.
  6. Обсуждение игры участниками выводится за рамки самой игры и проводится после ее окончания.

Оценка работы игроков и команд.

Оценка задач, имеющих конкретное решение и ответ, не должна вызывать затруднения ведущего. Применяемый в некоторых случаях метод экспертных оценок, чаще всего отслеживает следующие аспекты:

  1. Общая активность группы (может подразделяться на интеллектуальную и эмоциональную);
  2. степень организованности группы (лидерство, эффективность совместной деятельности, быстрота реагирования на внешние воздействия);
  3. степень индивидуальной активности (соответствие отведенной в игре роли, личный вклад в общее дело, нестандартный подход к решению задач).

Сценарий проведения деловой игры чаще всего имеет следующий вид.

Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. В проблемной лекции дается установка участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления.

После лекции проводится несложная вступительная ролевая игра. Ее цель — активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии — с другой.

Далее все участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.

После этого равные по количеству и представительству (функциональному и уровневому) группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.

Pa6oтa поисковой группы при каждой новой мозговой атаке начинается с выбора лидера по данной проблеме, который должен организовать работу группы, подготовить доклад к конференции и в конкурентной борьбе защитить выбранную программу действий. Одновременно с лидером выбирается оппонент, его задача -- дать оценку программы смежной группы. Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.

Методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом, достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.

По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции. К докладам обычно предъявляются следующие требования:

  1. дать краткий анализ поставленной проблемы;
  2. обосновать выработанные предложения;
  3. доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации.

В проблемно-ориентированной деловой игре все равны, административные должности на период игры «ликвидируются», никто не должен пользоваться каким-либо преимуществом. Разрешается высказывать любые идеи, однако в процессе игры совершенно недопустима критика личности.

На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы.

Лидеры, выступающие на конференциях, обычно сдают записи своих выступлений руководителям деловой игры. Сдают свои записи и оппоненты от каждой группы. Также проводится видеозапись всех конференций деловой игры. Таким образом, фиксируются вопросы, ответы и дискуссионные моменты. Свои записи ведут также руководители игры, члены экспертной комиссии и игротехники-методисты. На основе всех собранных материалов готовится совместный отчет.

При конструировании игры предполагается организация совместной деятельности игроков, имеющая характер ролевого взаимодействия в соответствии с правилами и нормами. Достижение цели происходит путем принятия групповых и индивидуальных решений.

Необходимо обратить внимание на наиболее типичную ошибку при разработке игры: моделируется "Среда", а не деятельность. Деловая игра должна строиться по логике деятельности, точнее взаимодействия. В основу разработки должна быть положена деятельность, отражающая согласование различных интересов, а не структуры предприятия и т.п. модели "Среды".

Ситуация должна предполагать неоднозначность решений, содержать элемент неопределенности, что обеспечивает проблемный характер игры и личностное проявление игроков. Прямая формулировка проблемы или указание на нее недопустимы. В то же время правила, нормы формулируются однозначно и определенно.

Таким образом, игра будет нежизнеспособной, если плохо продумана последовательность действий и взаимосвязи участников, недостаточна драматизация происходящих событий, они не развиваются во времени, список решений задан, не ясно как осуществляется отклик на принятые решения, не автоматизированы рутинные операции, ход игры требует постоянного вмешательства ведущего.

Заключение

В ходе изучения психолого-педагогической литературы было выявлено, что являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.

Деловая игра — это модель какой-либо ситуации с непрерывно меняющимися условиями. Как правило, в ней действует несколько групп участников с разными интересами, и каждая из них должна решить свою проблему. По своей сути деловые игры отличаются от любых других методов обучения. Их можно было бы сравнить с тренингами (частью которых они нередко являются), однако тренинги — это соединение теории с ее отработкой на практике. А в ходе деловой игры нарушается привычная цепочка — сначала теория, потом практика. Здесь знания, умения и навыки формируются у игроков почти одновременно, в ходе практической деятельности. Кроме того, ведущий с помощью специальных приемов создает определенный эмоциональный настрой участников, который активизирует процесс обучения.

Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления. Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам.

№ п/п

Название игры

Основная цель

Рефлексия

1

«Интерактивный педагогический блокнот»

Расширить знания педагогов о педагогических основах общения

Методика «Неоконченное предложение»

2

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в

условиях реализации ФГОС»

Повышать психолого-педагогической компетентности воспитателей

в вопросах реализации образовательной области «Социально-

коммуникативное развитие»

Игра «Цветок настроения»

3

«Играя, развиваем интеллект»

Показать педагогам ДОУ значение игры в интеллектуальном развитии дошкольников. Развивать у педагогов детского сада потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений. Побуждать к активной творческой деятельности.

Игра“Будь хорошим педагогом!”

4

Деловая игра для педагогов «Наш детский сад – лучший!»

Повышать профессиональной компетентности педагогов как составляющей

имиджа образовательной организации можно провести деловую игру "Наш детский сад —

лучший!".

самоанализ своих компетенций, вклада в формирование

положительного имиджа, определить, как компетенция каждого работника ДОО может

«вплестись» в единую систему.

5

«Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе комплексного подхода»

Развивать аналитические, конструктивные и коммуникативные умения педагогов

Игровой тренинг

«Скажи правильно!»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год