Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Не так страшна инклюзия, как её малюют…
Педагогика
Автор: Махаева Светлана Александровна   
09.06.2022 10:13

Не так страшна инклюзия, как её малюют…Не так страшна инклюзия, как её малюют…

Российское образование всё больше разворачивается в сторону развития инклюзии. По мнению тех, кто продвигает подобный вид обучения, это должно положительным образом сказаться на развитии как самих детей с ОВЗ, так и нормотипичных малышей. Первая группа получает социализацию и жизненные навыки, которые невозможно сформировать без партнёра-ровесника. А вторая – учится толерантности и доброте. А что касается педагогов? Как бы красиво и справедливо это ни казалось в теории, многие из нас по-прежнему боятся смешивать эти две категории детей. Я расскажу вам о своём опыте работы в такой «особенной» группе.

 

Не стоит думать, что инклюзия – это удел только крупных «передовых» дошкольных учреждений. Данный вид обучения может осуществляться в любом провинциальном детском саду. Наш, например, совсем небольшой – чуть меньше 70-ти воспитанников на 5 групп. Типичный сад для нашей страны, он находится в спальном районе и окружен хрущевками, то есть родители, дети и педагоги – самые обычные. Идею открыть направление для детишек с ОВЗ все встретили с осторожностью. Это ведь очень ответственный шаг – для работы с инвалидами, как нам казалось, нужны какие-то специальные знания и навыки. Но на деле все оказалось не так страшно. Я вместе с другими педагогами прошла повышение квалификации от областного Института развития образования. И уже через 2 недели получила необходимый сертификат-допуск к работе с «инклюзивными» детьми. А на моей группе появились трое ребят с синдромом Дауна.

Группа – первая младшая, на ней обитают самые маленькие дети в саду. Это оказалось плюсом – разница в развитии между детьми в таком возрасте не очень ощутима: у всех одинаковые потребности: внимание взрослого во время игр и занятий, помощь во время процедур самообслуживания, отстаивание своих интересов. Однако ввиду эмоциональной нестабильности «особенных деток» было решено принимать их на группу с более старшего возраста. Средний возраст здоровых воспитанников на тот момент составлял у нас 2-3 года, а «даунятам» соответственно было по 3-4 года. И если нормотипичные воспитанники после года на группе переходили на следующую ступень обучения, то дети с ОВЗ в обязательном порядке посещают группу два года – сейчас как раз второй год, как я работаю с аналогичной группой.

В первый год обучения при написании образовательной программы мы сделали акцент на развитие речи детей. Потому что считаю, что умение общаться – это ключ к решению многих проблем и предотвращению многих конфликтов. Дети в этом возрасте очень эмоциональны и еще не умеют контролировать свое поведение, поэтому ссоры неизбежны. Чтобы избежать грубости и агрессии между детьми, нужно научить их решать конфликты мирным путем: договариваться, уходить или звать на помощь взрослого. Таким образом, с самого раннего возраста мы с детьми начали изучать правила делового общения и речевого этикета. Не стоит думать, что дети использовали какие-то церемониальные сложные фразы. Достаточно просто научить их элементарной вежливости: спрашивать друг у друга разрешения, чтобы взять игрушку; извиняться, если кого-то обидел; помогать и подсказывать друг другу во время игры. Стоить отметить, что на данном этапе дети еще не видят различий между здоровыми и больными сверстниками, поэтому прекрасно находят общий язык, играют вместе. Понятие «Особенный» мы на нашей группе не используем, с ним детей знакомят на следующих этапах обучения. Помимо умения выражать свои мысли мы развиваем и дикцию с артикуляцией, так как зачастую дети говорят правильные слова адекватно сложившейся ситуации, но другие воспитанники его не понимают. Особенно это касается ребят с синдромом Дауна, в виду особенностей формирования их речевого аппарата. Какое бы занятие не проводилось на группе – в него всегда включен элемент на закрепление того или иного звука. Изучаем животных – обязательно пробуем говорить так же, ка они. Изучаем транспорт – подражаем звукам автомобильных сигналов, пароходных гудков, шума самолета, и т. д. Даже когда проходим еду – стараемся отрабатывать звуки: «Ам!», «М-м-м, вкусно!», «Буль-буль».

Особенно интересно проходят в моей группе музыкальные занятия. Малышу с ОВЗ трудно дается повторение движений за педагогом, поэтому приходится буквально брать его руки в свои и самой выполнять хлопки, взмахи, и т. д. Остальные воспитанники фактически смотрят не на меня, а на этого своего товарища, ведь именно он показывает, что нужно делать. Это также способствует более тесному взаимодействию обоих категорий детей. Кроме того, больные дети чувствуют себя более уверенно в коллективе, они, в некоторой степени, зарабатывают себе авторитет.

Художественная деятельность сначала давалась нам сложнее всего. Потому что многие дети в этом возрасте уже знают цвета, формы, умеют рисовать линии, работать с клеем. А инклюзивные – с этим всем, естественно, сталкиваются впервые. Выход нашли такой: либо приглашаем родителей позаниматься на пару со своими малышами (и дети, и взрослые получают большое удовольствие от такой совместной деятельности). Либо заранее делаем 3-4 заготовки с уже выполненными этапами работы. Сделает ребенок что-то не так – не беда: всегда есть запасной экземпляр, где это уже сделано правильно. На нем можно продолжить работу без проблем. В итоге у особенных ребят выходят поделки и рисунки практически не отличающиеся от поделок сверстников.

Но стоит оговориться: для того, чтобы инклюзивные детки не отставали от товарищей, нужно работать в постоянной связке с логопедом и психологом. Для каждого такого ребенка специалистами разрабатывается своя индивидуальная программа развития. Причем зачастую информация в ней дублируется с программой всей группы – для лучшего усвоения и закрепления. Вся перечисленная работа дает свои результаты – наши «особенные детки» и их сверстники на группе играют вместе, но при этом уважают личные границы друг друга. Специалисты ПМПК отмечают, что образование здоровых детей не страдает (этого обычно боятся противники инклюзии) – они осваивают полноценную программу первой младшей группы. Многие наши выпускники стали отличниками в школе. Прекрасные результаты показывают и воспитанники с ОВЗ. Они выходят из учреждения полностью адаптированными к социуму, имеют элементарные навыки самообслуживания и полностью готовы к последующему обучению по инклюзивным программам следующей ступени – отбор в такие группы и классы в других учебных заведениях наши ребята проходят без проблем (а желающих попасть в такие коллективы, как понимаете, немало).

Таким образом, могу смело сказать всем коллегам-воспитателям: не бойтесь работать в инклюзии! При грамотной организации педагогической работы и ответственном отношении к воспитательному процессу на группе смешивание особенных и обычных детей не доставляет много проблем. А результаты, которые вы видите в детях, и благодарные родители – это отличная мотивация, которая заставит вас продолжить инклюзивные эксперименты.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год