Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Содержание и формы взаимодействия педагога с семьёй в условиях реализации ФГОС ДО
Педагогика
Автор: Лубинова Светлана Владимировна   
07.01.2022 08:13

Содержание и формы взаимодействия педагога с семьёй в условиях реализации ФГОС ДОСодержание и формы взаимодействия педагога с семьёй в условиях реализации ФГОС ДО

Консультация для педагогов

Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание.

Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих институтов, обладает своими специфическими возможностями в формировании картины мира и становлении характера будущего взрослого человека. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

 

Скачать конспект

Что такое «взаимодействие дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) и семьи»? Это — сотрудничество педагогов и родителей, это равенство позиций партнёров, их уважительное отношение друг к другу, учёт индивидуальных возможностей и потребностей каждой семьи. Взаимодействие — это не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:

  1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с их реализацией

Т.о., детский сад — помощник родителям в воспитании и обучении ребёнка, поэтому родители не должны устраняться от воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Детский сад в настоящее время находится в режиме развития, а не функционирования. В будущем он должен представлять собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Организация взаимодействия педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности ДОУ, т.к. родители демонстрируют две полярные позиции по отношению к детскому саду:

  • Первая — современные родители в большинстве своём люди образованные, осведомленные и, знающие, как им надо воспитывать своих детей. Такие родители не хотят прислушиваться к советам и рекомендациям педагогов, они ведь и так все знают.
  • Вторая — полная отстраненность от воспитания детей, когда родители считают, если ребенок посещает детский сад, то там его пусть и воспитывают, развивают, обучают специалисты, которым за это платят деньги.

Вот отсюда перед коллективом ДОУ и возникает непростая задача — обеспечить взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания, развития, охраны жизни и здоровья детей; способствовать развитию активной, компетентной позиции родителей.

Сегодня и всегда содержание взаимодействия ДОУ и родителей определяется социально-политическими и экономическими условиями развития нашей страны, потребностями, интересами, запросами и приоритетностью общественного или семейного воспитания, целями и задачами воспитания подрастающего поколения.

Содержанием взаимодействия педагога с семьёй в условиях реализации ФГОС ДО является:

  • создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, т.е. создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, т.е. поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценивать особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность;
  • вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность с учётом особенностей семей и семейного воспитания, актуальных потребностей родителей (законных представителей), т.е. установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.

Педагоги детского сада стараются создать оптимальные условия для повышения культуры социально — педагогических знаний родителей, тем самым, ориентируя их на повышение активности и участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка; ориентированы на поиск таких форм и методов взаимодействия и сотрудничества, которые позволили бы учесть актуальные потребности родителей и способствовали бы активизации родительской позиции.

Из чего состоит взаимодействие педагогов и родителей:

  1. Педагогический мониторинг. Изучение особенностей семей, семейного воспитания, проблем, потребностей; удовлетворенности родителей работой ДОУ (социологические срезы, анкетирование, изучение медицинских карт, наблюдение, специальные диагностические методики, посещение семей, «почтовый ящик»)
  2. Педагогическая поддержка. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Организация совместной деятельности с родителями (уголки для родителей, информационные стенды, листы-памятки, газеты, папки-передвижки, индивидуальные консультации, День открытых дверей, выставка детской и педагогической литературы, выставка совместного творчества, фотовыставка, вечер вопросов и ответов)
  3. Педагогическое образование родителей. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах всестороннего развития детей (общие родительские собрания, групповые тематические родительские собрания — знакомство с возрастными особенностями детей, с программными требованиями, анализ работы за год, мониторинг детского развития, семинары-практикумы, консультации, педагогическая библиотека, видеотека, наглядно-информационные стенды, встречи с представителями социальных структур)
  4. Педагогическое партнерство. Организация продуктивного общения участников образовательного пространства (тематические музыкальные праздники, физкультурные праздники, творческий фестиваль, семейные проекты, семейный клуб, школа родителей будущих первоклассников, презентация семейного опыта, выставки семейного творчества)

Для решения поставленных задач, поставленных ФГОС ДО в области взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников целесообразно использовать традиционные формы взаимодействия с семьей и искать новые, современные формы, отличающиеся оригинальностью, востребованностью и интерактивностью.

Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

  • коллективные – подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы): родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), «Круглые столы», групповые консультации, конференции; некоторые из них подразумевают участие и детей
  • индивидуальные – предназначены для дифференцированной работы с родителями: индивидуальные консультации, беседы «Как помочь ребёнку влиться в коллектив», «Агрессивный ребёнок», «Культурно-гигиенические навыки ребёнка»
  • наглядно — информационные – играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями: папки-передвижки, листки-памятки ( «Игры на кухне для развития мелкой моторики рук» и др.), стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей. Наглядность очень важна для родителей, т.к. большую часть информации мы воспринимаем зрительно; и служит стимулятором активности родителей (фото коллаж про лето)

Анализируя традиционные формы работы с семьей, напрашивается вывод, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам.

Однако в современных условиях работа должна строиться из потребности семьи. Отношения с родителями необходимо строить лишь на принципе педагогической поддержки – помочь, подсказать, привлечь внимание к насущной детской проблеме.

Нетрадиционные, современные формы взаимодействия укладываются в четыре направления:

  • информационно-аналитическое направление — выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка.

Сюда входят такие формы:

  • проведение социологических срезов, опросы, тестирование, анкетирование,
  • «Почтовый ящик», «Вы спрашивали — мы отвечаем», «Вопрос специалисту», информационные корзины, куда родители могут помещать записки с волнующими их вопросами, а также со своими предложениями и советами.
  • «Электронная почта» это переписка между двумя и более пользователями сети.
  • Благодарственное письмо — обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении каких-либо мероприятий в детском саду
  • познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста по всем пяти образовательным областям, ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания.

Основная форма — собрания в нетрадиционной форме:

  • Аукцион (мозговой штурм) — родительское собрание в форме предложения полезных советов по выбранной теме.
  • Душевный разговор — собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если ребенок – левша, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.п.
  • Мастер – класс — собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер = класс может быть как теоретическим, так и практическим. Педагоги и психологи могу обучать родителей приемам закаливания, массажа, рисованию, лепке, аппликации и т.п.
  • Педагогический консилиум — собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия, соответствующие разному возрасту детей. На это собрание следует пригласить старшего воспитателя, специалистов, работающих в ДОУ.
  • Тренинг и игровые практикумы (в том числе тренинг детско-родительских отношений) — проводится с целью улучшения внутрисемейных отношений при участии психолога.

Групповые консультации, которые часто организуются и проводятся в виде популярных телепередач и игр: «КВН», «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», «Викторины», и др.

Тренинги, семинары-практикумы, дискуссии, педагогические брифинги, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, педагогическая библиотека для родителей, встречи с интересными людьми — родителями разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам, проводят с ними беседы (например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии; они принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др.), интервью с родителями и детьми на определенные темы, аукцион секретов воспитания и др.

  • досуговое направление — оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родителями в целом. Досуговые формы призваны устанавливать тёплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, родителями и детьми. Такие формы позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся участниками, а не гостями ДОУ (они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.) и на себе узнают, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. У родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растёт.

К досуговым формам относятся различные совместные досуги и праздники (например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Дог-шоу», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др), педагогические игры ( «Устами младенца», «Ярмарка»), конкурсы ( «Украсим елку», «Сладкий час»), дефиле для детей ( «Изделия из бросового материала» и др), конкурсы творческих заданий ( «Юный мастер», «Хорошая хозяйка», «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», «Театральные фестивали»), творческие выставки ( «Творческие мастерские», «Радость созидания»)

  • наглядно-информационные формы — в нетрадиционном звучании позволяют ознакомить родителей с условиями, методами и содержанием воспитания детей в условиях ДОУ, правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания. Большую помощь оказывают ИКТ — создание персональных сайтов, страниц в социальных сетях в Интернете с полезной информацией для родителей, с фотоотчётами о мероприятиях и праздниках, повседневной жизни детей в ДОУ.

Условно делятся на две подгруппы:

1. информационно-ознакомительные — ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Реклама дошкольной образовательной организации – сайт ДОУ, страничка группы на сайте ДОУ: достижения группы; фото- и видео-альбомы; информация о мероприятиях; интервью и другие интересные материалы; электронное портфолио педагога; выставки результатов воспитательно-образовательной работы: творческие работы; фотоотчёты; открытые показы различных видов детской деятельности; совместные детско-родительские мероприятия: досуги, спортивные и конкурсные мероприятия; трудовые, благотворительные и другие акции.

Это — попечительский совет, встречи с администрацией ДОУ, посещение педагогами семей своих воспитанников, Дни открытых дверей, записи на диске, просмотр видеороликов, выставки детских работ, совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала, изготовленные руками взрослых и детей», фото-коллажи. Широко применяется переписка с родителями по электронной почте, обмен фотографиями на электронных носителях, изготовление слайд-шоу, презентаций, видеофильмов и др.

2. информационно-просветительские — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Основная их специфика — общение воспитателей с родителями здесь не является прямым, оно опосредованное, т.е. происходит через организацию выставок, стендов, выпуск газет или проспектов для родителей, организация дней открытых дверей и открытых просмотров занятий, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, мини-библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Правила оформления:

  • Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены.
  • Содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет.
  • Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы).
  • Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Реализация педагогического взаимодействия педагога и родителей осуществляется с помощью:

  • разработки и проведение социально — значимых акций
  • привлечения родителей к планированию и организации совместных проектов
  • организации дней соуправления
  • проведения родительских конференций
  • организации «Творческих мастерских» совместно с родителями

Акции

Акции – это социально значимые, деятельностные, комплексные, событийные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели. Основная цель акций: привлечение внимания всех участников образовательных отношений детского сада к проблеме, консолидация усилий и формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями.

Особая ценность акций заключается в том, что, участвуя в них, ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, становясь полноценным участником образовательного процесса.

Особенности организации акций в ДОУ:

  • акция проходит под своим девизом ( «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!». «Давайте друзья, везде, где живём, Деревья посадим, сады разведём!», «Добрая зима для птиц»)
  • акция имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки)
  • в содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.
  • Алгоритм проведения акций:
  • цель (каждая акция имеет свою цель);
  • задачи (выполняются общие и конкретные);
  • объект (на что направлено – птицы, деревья…); участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
  • этапы:
  1. подготовительный (мотивация, разработка плана по достижению цели, сбор информации, накопление материала, смета расходов);
  2. организационно-практический (т. е. деятельностный, выполнение плана деятельности);
  3. аналитический – завершающий (подведение итогов, рефлексия). Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.

Важным условием и успехом акции является мотивация — осознанного отношения к делу и действиям.

Принципы проведения социальных акций:

  • системность, последовательность — обязательная черта акций.
  • согласованность. Акции должны проводиться на законных основаниях, следует заранее подумать о том, кого нужно поставить в известность (администрация). Причем сделать это можно, вместе с детьми, предоставив им определенные полномочия. Дети сами могут рассказать об идее акции, передать план акций в администрацию.
  • мероприятие оформляются документально, особенно если оно связано с выходом за пределы детского сада.
  • отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получения лучшего места в рейтинге.
  • безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло или шприцы детьми.
  • содействия и сотрудничества.

Примеры акций:

  • акция «Украсим планету цветами» — создание качественной внешней среды для воспитанников, их семей и педагогического коллектива (разработка клумб, выбор видов цветов, приобретение семян, подбор удобрений, посадка, уход)
  • акция «Птичья столовая» — воспитание экологической культуры, развитие эмоциональной отзывчивости, укрепление семейных традиций, расширение возможностей родителей в участии жизни детского сада (кормушки, корм, наблюдения, зарисовки, забота, дежурство по засыпке корма, чистка кормушки)
  • акция «Наш новогодний детский сад» — создание новогоднего интерьера в группах и помещениях ДОО, праздничного настроения у всех участников образовательных отношений (идея, привлечение участников, подбор и приобретение материалов, процесс, оформленность среды, положительные эмоции)
  • акция «Развеселое лето» — придание эстетичного вида летним участкам усилиями работников ДОУ и родителей (камни, их раскраска в божьи коровки или в цыплят и курицу, красота)
  • акции «Витамины на подоконнике», «Берегите елочку», «Семечко и зёрнышко про запас!»

Акциями могут быть субботники, озеленение территории ДОУ, оформление групп, поездки дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместное посещение музея…

Проекты

Проект — это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми (педагогами и родителями) совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу. Это не серия занятий, объединенных одной темой, которые организует воспитатель, определяя, чем сегодня будут заниматься дети и каким образом в этом процессе могут поучаствовать родители (традиционная практика).

Взрослые удерживают у детей интерес к теме проекта, обогащая развивающую среду разнообразными материалами, ресурсами, которые позволяют развивать тему новыми идеями. Это позволяет каждому ребенку реализовать свои планы и получать удовлетворение от действий. Нерегламентированная длительность проекта позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности. Каждый ребенок принимает самостоятельное решение, чем он будет заниматься и кого выберет в партнеры.

Родители имеют равное с детьми и педагогами право вносить идеи, касающиеся тематики, содержания проектов, видов деятельности.

Воспитатель не является единственным источником знаний, обеспечивающим содержание образовательной деятельности в рамках проекта. Родители играют значительную роль в обеспечении ресурсов развития темы и воплощения идей. Задача педагогов и родителей заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что они считают важным и необходимым, а в том, чтобы ребенок спланировал свою деятельность, сделал выбор, нес ответственность за него или чтобы ребенок осознал важность и нужность предложенных взрослыми действий.

Примеры проектов:

  • Проект «Моя семья, что может быть дороже» — создание условий формирования у детей нравственно – патриотических чувств; формирование духовно – нравственного отношения к родному дому, семье, укрепление детско-родительских отношений и внутрисемейных связей.
  • Проект «Олимпийский путь к здоровью и победе» — формирование у родителей педагогической компетентности по вопросам физического развития детей, сохранению и укреплению их здоровья, создание условий по формированию и основ здорового образа жизни в семье, укрепление детско-родительских отношений через приобщение к спорту и двигательной активности.
  • Проект «Семейное добровольчество» — развитие семейного волонтерства, через вовлечение родителей воспитанников в общественно значимую деятельность — оказанию волонтерской помощи детскому саду.
  • Проект «День соуправления в детском саду» — развитие процессов сотворчества и соуправления в ДОУ на основе разработки новой формы взаимодействия педагогов, родителей и детей; зарождение новой традиции ДОУ — День соуправления.

Дни соуправления в ДОУ

День соуправления — прекрасная возможность для родителей окунуться в будни детского сада. Понять, почувствовать, чем живёт детский коллектив; попробовать свои силы в роли педагога; пообщаться со своим ребенком в необычной обстановке, где родитель уже не просто мама или папа, а помощник и наставник для всех ребят группы.

Распределение обязанностей коллектива ДОУ в ходе проведении Дня соуправления:

  • заведующий издает приказ о проведении Дня соуправления; утверждает план мероприятий на день; проводит инструктаж по ПБ, ТБ, охране жизни и здоровья детей для родителей (законных представителей), участвующих в проведении Дня соуправления; отвечает за функционирование всех служб; проводит «круглый стол» по результатам Дня соуправления
  • зам. зав по АХЧ отвечает за порядок в ДОО, встречает и провожает родителей.
  • зам. зав. по ВМР отвечает за расписание мероприятий, распределение кабинетов, проверяет готовность воспитателей и дублеров к запланированным мероприятиям, посещает мероприятия в группах; систематизирует материалы по анализу работы в День соуправления, обобщает их и представляет на «круглый стол»
  • воспитатели и узкие специалисты помогают родителям в планировании мероприятий, готовят родителей (законных представителей) к проведению мероприятий, помогают в подборе художественной литературы и изготовлении необходимых пособий; отвечают за дисциплину детей в группе; проводят сбор материалов, фото и видеоматериалов о проведенных мероприятиях, об участниках Дня соуправления, систематизируют и анализируют их.

Этапы реализации Дня соуправления:

I этап – подготовительный: проведение выборов родителей (законных представителей), готовых принять личное участие в Дне соуправления; разработка совместно с родителями плана мероприятий в День соуправления

II этап — основной (практический): проведение мероприятий с привлечением родителей

III этап – заключительный: проведение «Круглого стола» по итогам Дня соуправления

Организация Дня соуправления является весьма значимой для партнёрского взаимодействия семьи и детского сада. Родителям предоставляется возможность погрузиться в образовательный процесс, повседневную жизнь ДОУ и с принципиально иной позиции посмотреть на деятельность педагогов, руководителей и других сотрудников. Детский сад становится по-настоящему открытым, даёт возможность родителям проявить себя. В результате взаимодействие родителей и педагогов выходит на совершенно другой уровень, что обеспечивает здоровое психическое и социальное развитие ребенка.

Родительские конференции

Конференция – это собрание людей, чтобы обсудить интересующие их вопросы. Такая форма взаимодействия с родителями как родительская конференция у детских садов является самой непопулярной, т.к. требует от педагогов и руководителей ДОУ достаточно высоко уровня профессиональной компетентности и системной, глубокой работы; и тем, что на обсуждение родители могут вынести неудобные вопросы или проблемы.

Ценность родительской конференции в том, что в ней участвуют не только педагоги и родители, но и общественность, например, работники отдела образования, представители медицинской службы, воспитатели, педагоги-психологи, социальные партнеры и т.д.

Тематика конференций может быть разнообразной: от знакомства с концепцией и программой развития ДОУ до проблем социальной, правовой и психологической защиты детей, их безопасности и др. Родительская конференция это: форма родительского самоуправления, форма привлечения родителей к общественному управлению, форма повышения педагогической культуры родителей, метод объединения родительских сил, орган разработки и принятия решений.

Локальные акты при подготовке конференции:

  • Положение о родительской конференции
  • Приказ о подготовке и проведении конференции
  • Дата, время и место проведения конференции
  • Состав оргкомитета по организации и проведению конференции
  • План подготовки и проведения конференции
  • Сроки предоставления отчетов о проведении конференции

Цели родительской конференции:

  • решение проблемных вопросов, обмен опытом семейного воспитания;
  • объединение родителей, их активное включение в совместную деятельность с педагогами и детьми, повышению уровня педагогической и информационной культуры семьи;
  • создание и развитие деятельности органов и родительского самоуправления (Совет ДОУ, Управляющий совет);
  • разработка форм конструктивного и позитивного информирования общественности о деятельности ДОУ, достижениях в образовании детей, о положительном воспитательном потенциале семей, актуальном опыте сотрудничества семьи и ДОУ;
  • инициирование взаимодействия семьи, ДОУ и средств массовой информации.

Этапы подготовки конференции

  1. Диагностический этап. Выявление образовательных информационных запросов семьи, вопросов и проблем воспитания ребенка. На основе полученных данных определение темы конференции, возможностей участия родителей, вопросов для обсуждения.
  2. Информационный. Предоставление информации родителям педагогам, о тематике конференции, сроках проведения, вопросах для обсуждения.
  3. Деятельностный. Работа творческих групп педагогов, родительского актива по разработке программы конференции. Приглашение социальных партнеров, представителей различных учреждений в соответствии с тематикой. Проведение конференции.
  4. Аналитический. Анализ результатов конференции, предложений в проект решения. Проведение родительских собраний в группах по теме конференции

Что важно учесть при подготовке к конференции:

  • Психологическая совместимость членов оргкомитета.
  • Проведение методических совещаний для педагогов с целью уточнения позиций и оснований сотрудничества с семьями воспитанников.
  • Учет мнения каждого участника конференции (администрация, педагогический коллектив, родительский актив).
  • В составе участников должны быть родители, педагоги, представители муниципалитета, общественности.
  • Поддержка вышестоящего руководства, интерес к проекту средств массовой информации, обратная связь с семьями воспитанников, благодарность участникам конференции.
  • Рефлексивная деятельность. Обсуждение хода и результатов проведения конференций.
  • Представление результатов педагогам и родителям, которые не являются участниками конференции.

Примеры родительских конференций: «Здоровое питание дошкольника», «Секреты семейного воспитания», «Детский сад и семья», «Авторитет – основа воспитания», «Скоро в школу», «Права и обязанности ребенка», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Наш выбор — здоровый образ жизни»

Творческие мастерские

Дети и взрослые испытывают похожие ощущения от процесса творчества, их объединяет радость погружения в стихию цвета, материалов. При этом, взрослые могут пережить чувства сходные с теми, которые у них вызывала игра в детстве. Как в детстве, они относятся к рисованию как к игре и поэтому воспринимают его как форму отдыха.

Цель создания творческих мастерских: обеспечение свободного самовыражения и поддержки инициативы детей и взрослых для активизации педагогической позиции родителей, укрепления детско-родительских отношений, участия родителей в жизни детского сада.

Педагоги и родители побуждают интерес детей к объекту, формируют у них представления об объекте (подбирают литературу по теме, посещают выставки с детьми читают произведения об объектах просмотр фильмов, иллюстраций по тематике, разгадывание загадок и др.)

Выставки организуются с целью побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания. Педагоги ДОУ могут предоставить родителям возможности привнести в образовательную деятельность свои особые умения (дизайн, рукоделие, рисование, рассказать о картине, скульптуре, музее и т.п.). Это позволит внести разнообразие в жизнь детского сада, предоставляет детям новые образовательные возможности, помогает лучше познакомиться с миром взрослых. Родители также получают возможность познакомиться с методами и приемами образовательной работы по развитию художественно-творческих способностей детей, спецификой организации изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста, созданию условий поддержки детской инициативы и проявлению творческой активности. Но, педагоги должны заранее проинформировать родителей, что работы детей не должны сравниваться между собой, каждая работа индивидуальна, что в данном случае нет понятий правильно-неправильно. Только когда ребенок свободен от рамок он может творить.

Примеры творческих мастерских: коллекционирование марок, открыток и др.; изготовление совместных поделок по определённой тематике «Военная техника», «Цветы любимой мамоче» и др.; выпуск стенгазет «Дед Мороз и я», «Семейные карнавалы», буклетов или журналов; проведение родительских мастер-классов «Золотые ручки мамы»; совместные экскурсии в природу; выставки творческих работ детей или родителей ( «Воспоминание о лете», «Осенняя пора очей очарованье», «Весна – красна» и др.)

Взаимодействие с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей, конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраст или небольшого опыта. Для предупреждения таких ситуаций администрация ДОУ с первых дней пребывания ребёнка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит знания, умения, навыки и педагогические достижения воспитателя (торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или

за высокие показатели в работе по итогам года; оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога; организовать благодарственное письмо от родителей выпускников; оформить стенд фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений).

Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провёл день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации

В любом случае, любая форма взаимодействия педагога с семьёй подразумевает

  • доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
  • индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой — либо ситуации.
  • сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные законодательно, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
  • готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

Возможность участия в образовательном процессе родителей позволяет детям:

  • общаться с семьями других детей, которые представляют разнообразные культуры, что дает возможность более глубокого понимания других культур;
  • получить больше внимания от взрослых, так как меняется соотношение детей и взрослых в группе;
  • укрепить чувство защищенности в процессе совместной работы педагогического коллектива и родителей;
  • расширить круг взрослых, которые выступают для детей в качестве источника знаний;
  • получить дополнительные стимулы в своем стремлении к достижению успеха.

Вовлеченность в образовательный процесс обеспечивает родителям:

  • эмоциональную вовлеченность, чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка;
  • сформированность новых умений, возможность разобраться в вопросах и особенностях развития детей, применять полученные навыки на практике;
  • расширение круга общения;
  • наблюдение за своим ребенком вне дома и семьи;
  • возможность убедиться насколько важна для ребенка игровая деятельность в дошкольном возрасте, предоставление ему права выбора.

Положительный эффект от вовлечения семьи в образовательный процесс получают и воспитатели:

  • у педагогов появляется соратник, в лице родителей, который может видеть педагогическую ситуацию с другой стороны;
  • обогащение содержания образовательной деятельности за счет использования ресурса родителей (их увлечений, знаний, интересов, талантов);
  • родители охотнее отзываются на просьбы педагогов.

Подход, основанный на партнёрстве, позволяет избежать двух крайностей:

  1. доминирования воспитателей, характерного для традиционного подхода к взаимодействию с родителями (воспитатель в поучающей позиции, единственно компетентного специалиста),
  2. другой, когда работа детского сада понимается как сфера услуг (доминирование родителей, выполнение их требований, как заказчика).

Т.о., сочетание традиционных, проверенных годами, и нетрадиционных, креативных форм взаимодействия с родителями поможет создать единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов, раскрыть широкие возможности для организации совместной деятельности в триаде «cемья — ребенок — детский сад», стать эффективным механизмом реализации ФГОС ДО. Разнообразные формы взаимодействия помогают родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становится активными участниками образовательного и воспитательного процесса детей.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности в совместных мероприятиях.

И ещё об одном важном моменте во взаимодействии педагога с родителями хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес.

Используемая литература и интернет-источники:

  1. Взаимодействие семьи и ДОУ/ сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина, – Волгоград: 2014.
  2. Дронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – Москва, 2002.
  3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика – Синтез, 2007 -2010.
  4. Журнал «Управление ДОУ», 2013г.
  5. Зверева О. Л., Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». – М.: изд. Творческий центр «Сфера», 2005.
  6. Козлова А.В., Дешулина Р.П. Работа ДОУ с семьей, М., ТЦ «Сфера», 2005.
  7. Любчик С.А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи. Управление ДОУ. 2013
  8. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей, М., Издательство «Скрипторий», 2008.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования –М. 2013
  • https: //paris4u. ru/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-v-rabote-s-roditelyami-sovremennye-formy-raboty-pedagogov-s-roditelyami/
  • https: //www. 1urok. ru/categories/19/articles/12006
  • https: //www. vospitatelds. ru/conference_notes/90
  • https: //multiurok. ru/files/soderzhanie-i-formy-raboty-s-semioi-1. html
  • https: //mosmetod. ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/metodicheskie-rekomendatsii/metodicheskie-rekomendatsii-po-pedagogicheskoj-podderzhke-semi. html
  • http: //detsad112. ru/DOC/2018_1/metod-posobie_ehffektivnye_formy_s_semej. pdf
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год