Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развивающая предметно-пространственная среда как индикатор индивидуального образовательного маршрута ребенка с тяжелыми нарушениями речи
Педагогика
Автор: Москаленко Валерьяна Владимировна   
15.12.2021 17:21

Развивающая предметно-пространственная среда как индикатор индивидуального образовательного маршрута ребенка с тяжелыми нарушениями речиРазвивающая предметно-пространственная среда как индикатор индивидуального образовательного маршрута ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Москаленко В.В. старший воспитатель МБДОУ д/с № 37 «Солнышко», г. Усть-Илимск

Рассматривая сегодня ресурсы ребенка, можно сказать, что в основе лежит психологическое здоровье детей, а именно эмоциональное, интеллектуальное, психическое, физическое и духовное состояние. Что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка? Это показатели здоровья, образовательных потребностей, социальной адаптации, закономерности психического развития дошкольников, психофизиологических и коммуникативных особенностей, общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы.

 

В нашем дошкольном учреждении функционирует три группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). Группу № 09 «Ромашка» поспешает 13 детей по заключению ТПМПк. Учителем-логопедом, педагогом-психологом отмечается речевая недостаточность у детей данной группы (100%); нарушение внимания и слуховой памяти у 11 детей (85%); моторная неловкость (100%); эмоционально-волевая незрелость и повышенная истощаемость психических процессов (100%); слабая регуляция произвольной деятельности и синдром двигательной расторможенности, дефицита внимания (56%).

На начальном этапе педагоги провели анкетирование, что дало возможность больше узнать об интересах ребенка, его наклонностях. Так Святослав настоящий «скульптор», с вылепленными фигурками выстраивает игры. Вера, Саша, Степа увлечены легоконструкторами, любые собранные детали тут же воплощаются в сюжет игры. Лиза, хоть и слаба в передаче сюжета в рисовании, это в основном предметное рисование, но материал, используемый ей, всегда выделяет ее работы: мел, графитный карандаш, восковые мелки, растяжка пластилином. Эльдар отличается усидчивостью, увлечен сбором пазл, рассматриванием энциклопедий про динозавров, животных. Интересы, наклонности остальных детей, из бесед с родителями (законными представителями), разносторонние, не всегда могут найти занятия в окружающей среде, предпочитают «присоединиться» к играющим.

Полученные результаты анкетирования родителей, наблюдения за детьми, побудили педагогов данной группы к преобразованию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

Проект «Страна счастливого детства» был представлен и поддержан родителями, согласованы задачи маршрута для каждого ребёнка. Идея проекта, предложенная педагогами группы, заключалась в том, что компоненты единого пространства предоставят каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность, творчество, быть активными в выборе содержания своего развития.

Так вместе с детьми обсуждали «Портрет сегодняшнего дня» (т. е. выбор ребенком деятельности). Вспомогательным элементом послужили для детей бейджики, обозначающие роли предстоящей деятельности. С этого начинался новый день в группе № 09 «Ромашка». Воспитатели имели возможность проследить маршрут деятельности каждого ребенка, почему он мало увлечен или быстро меняет вид деятельности, потеря интереса или не умение простроить или закрепить начатую деятельность.

Учитывая, что у ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании, пространство группы представлено так, что позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, объединиться подгруппами по общим интересам.

Сегодня большое внимание заслуживает опыт создания центров в группе. Оборудованный в группе центр «Песка и воды» стал дополняющим средством в работе по развитию речи, памяти, установлению партнёрских и доверительных отношений с ребёнком. Любимые игры детей — «В поисках клада», «Археологические раскопки», где педагоги побуждали детей к рассказыванию, поддерживали совместные действия, составляли карту находок. Учитывая, что у детей данной группы наблюдается моторная неловкость, для «раскопок» педагоги предлагали различные материалы: щеточки, зубочистки, стеки, ватные палочки, что больше затрудняло и побуждало детей к поиску, применяя данный материал. Так в группе появилась коллекция найденных украшений, составили из кусочков карту движения «пиратского» корабля «Джеймс Крюк».

Неизменной популярностью у детей пользуется центр науки «Маленький эрудит». Зная особенности развития и включение в деятельность Данила, Никиты, Артура педагоги определяли своё место «вхождения» в деятельность детей. Они брали роль «исследователя» или «учёного» лаборатории, и постепенно перекладывали действия с опытами, экспериментами на детей. К полученным результатам опытов привлекались другие дети, а маленьких «ученых» побуждали к рассказам о получившихся совместных результатах опытов.

Наблюдая за детьми, педагогом-психологом было отмечено, как быстро дети «заряжаются» текущими действиями своих сверстников, непроизвольно присоединяются к совместной деятельности, что так не маловажно для повышения эмоционально-волевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Если учесть особенности моторной неловкости, что наблюдается у всех детей в группе, педагоги создали условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости – центр творчества «Весёлый карандаш». Наполняемость данного центра различными материалами побуждало детей к творчеству и это прослеживается в постоянно сменяемых выставках. В силу своих способностей – Варя, Вика, Кирилл, Демьян, Саша не проявляли интереса, отсутствовало стремление создавать свой творческий продукт. Вспомогательным инструментом для детей стали работы Лизы, «маленького художника», где им предлагалось дорисовать, доклеить, вырезать. Дети видели результат своей деятельность, пока хотя и не значительной, что поднимало настроение, побуждало дополнить работу, используя дополнительные материалы. Свою значимость, успех, радость дети видели в совместной работе над коллажем, совместно-взрослым проектом, что отражалось в постоянно действующих выставках в центре «Теремок талантов».

Согласитесь, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на недостаточное формирование у детей компонентов сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Понимая значимость данной проблемы, ориентируясь на рекомендации учителя-логопеда при корректировки индивидуальных образовательных маршрутов, педагоги пересмотрели насыщенность центра «Веселый Словодел». Тематика игр, их содержание, позволило решать задачи по употреблению падежной формы, согласованию частей речи, употреблению единственного и множественного числа, способам словообразования. В процессе игр: «Гномик и великан», «Один-много», «Веселый счет», «Таинственный мешочек», педагоги закрепляли у детей навыки согласования местоимений, прилагательных и числительных с существительными (мой мяч, красный карандаш, пять котов и т. п.).

Продолжая работу по формированию у детей в самостоятельной речи умения правильно образовывать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, воспитатели использовали игры, такие как «Мышкин лабиринт», «Наведем порядок», «Любопытный попугай» и др.

В индивидуальном образовательном маршруте Степы, Вадима, Вари педагоги планировали дидактические игры: «Когда это бывает?», «Времена года», «В какое время года нужны эти предметы?», так как у детей были затруднения в различии времен года и их очерёдности, сезонных изменениях в природе.

Гостиная «Уют» служит островком для снятия эмоциональной напряженности, снижение тревожности, беспокойства (56% детей). В то же время — это многофункциональное пространство: подиум для показа моделей одежды, дом для сюжетно-ролевой игры, как сцена для театральной постановки.

При корректировки индивидуального образовательного маршрута педагоги предусмотрели участие родителей, были определены цели совместной творческой деятельности со своим ребенком. Например, в рамках тематической недели «В мире животных», родители поддержали участие своих детей в презентации «Мой домашний пушистик», тем самым повысив их самооценку, самоутверждение, уверенность в выступлении, составления своего рассказа.

Интеграция развивающих центров активности оказало влияние на выбор деятельности детей по интересам, создание новых игровых замыслов, снижение конфликтности, стремление создавать свой творческий продукт, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, что и отметили специалисты, педагоги на психолого-педагогической комиссии дошкольного учреждения.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17. 10. 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html.
  2. Нищева, Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР. (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС. — 2018.
  3. Нищева, Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи с 3 до 7 лет. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС. — 2019.
  4. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. – Санкт-Петербург. — 2007.
  5. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения / под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В.В. Чечета. – Минск: БГПУ. — 2006.
  6. Построение развивающего пространства в специализированных группах детского сада / Е. В. Соколова, Н. Ф. Балашова // Логопед. — 2008. — № 6.
  7. Коррекционно-развивающая среда логопедической группы / Г. Ф. Шигина, Е. Ю. Попкова // Логопед. — 2008. — № 5.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (253) выйдет
14 августа 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (252) за 2022 год
Скачать Номер 28 (251) за 2022 год
Скачать Номер 27 (250) за 2022 год
Скачать Номер 26 (249) за 2022 год
Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год