Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Семейно-центрированный подход в организации ранней помощи в условиях социального обслуживания.
Педагогика
Автор: СПСиД КГБУ СО «Центр семьи «Октябрьский»   
05.12.2021 11:41

Семейно-центрированный подход в организации ранней помощи в условиях социального обслуживания.Семейно-центрированный подход в организации ранней помощи в условиях социального обслуживания.

Автор:  Заведующий отделением реабилитации детей с ограниченными возможностями Медведева Анна Николаевна СПСиД КГБУ СО «Центр семьи «Октябрьский»

Вектор современной социальной политики — повышение роли семьи в решении вопросов жизнеустройства и развития детей, ведь компетентность, состоятельность, субъектность семей это цель и средство эффективных социальных преобразований. Выстраивание системы помощи семье с опорой на саму семью начинается с раннего детства, когда это востребовано и происходит естественным образом. Современная ранняя помощь детям с нарушениями развития строится на основе семейно — центрированного подхода и стратегий.

Всем известно, что родители играют большую роль в формировании будущей личности. В семье формируются ценностные ориентиры человека, его способность в дальнейшем себя реализовать.

 

На современном этапе от родителей требуются знания, с помощью которых могли бы быть преодолены трудности в воспитании ребенка. Конечно, приоритетными для Службы ранней помощи являются семьи, имеющие детей с особенностями в развитии. Родителей, которые обращаются за помощью, можно разделить на несколько категорий:

  1. родители, которые не знают, как воспитывать ребенка. Это группа родителей, которые не имели в своем детстве опыта теплых отношений со своими родителями.
  2. родители, которые сталкиваются со сложностями в развитии ребенка и не могут самостоятельно справиться ситуацией. Так, например, они не могут самостоятельно выбрать вектор развития или не знают, как создать необходимые для развития ребенка условия.

Большинство родителей, посещающих Службу ранней помощи, испытывают потребности в повышении родительской компетентности и знаниях об особенностях развития ребенка.

Служба ранней помощи – это форма оказания услуг ребенку и его семье, направленная на оценку и поддержку психического развития и психологического состояния ребенка. Также Служба ранней помощи помогает в профилактике вторичных нарушений, нормализации детско-родительского взаимодействия и преодолении детских поведенческих проблем, решении различных психологических проблем ребенка и его семейного окружения.

В основе психолого-педагогического сопровождения семьи лежит создание и реализация индивидуально-ориентированной программы или создание совместного с родителями плана развивающих занятий. Программа и план сопровождения семьи составляются специалистами по результатам всестороннего обследования с ориентировкой на конкретные проблемы и потребности семьи.

Все знают, что одним из самых важных компонентов для развития ребенка является игра. Именно поэтому, использование игрового сеанса в Службе ранней помощи, позволяет родителям увидеть особенности развития их ребенка. Иногда в Службу ранней помощи обращаются не только родители, но и другие члены семьи, которые помогают родителям. В связи с этим, непосредственно на игровом сеансе могут присутствовать все лица, принимающие участие в воспитании ребенка.

Игровой сеанс – это основной инструмент работы специалистов Службы ранней помощи, во время, которого решаются следующие задачи:

  • оценка динамики психического развития и психологического состояния ребенка
  • нормализация детско-родительского взаимодействия и преодоление поведенческих проблем ребенка
  • реализация индивидуально-ориентированной программы сопровождения ребенка

-решение различных психологических проблем ребенка и его окружения.

Перед специалистами Службы ранней помощи стоит задача разработать план игрового сеанса таким образом, чтобы учесть особенности ребенка и решить поставленные, в рамках индивидуально-ориентированной программы сопровождения, задачи.

В структуру игрового сеанса могут входить:

  • наблюдение за совместной игрой ребенка и родителя, с целью обследования стратегий родительского поведения
  • наблюдение за свободной игрой ребенка с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния
  • сопровождение свободной игры ребенка с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы

- обучение родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка, нормализации детско-родительских отношений, преодолению поведенческих проблем ребенка и др. во время совместной игры ребенка и родителя.

На приеме специалист организует развивающую среду, отвечающую содержанию поставленных задач и основным принципам ее построения. Во время игрового сеанса специалист следит, чтобы все участники взаимодействия находились в состоянии эмоционального комфорта, а также самостоятельно регулирует степень своего участия в игровом процессе и взаимодействии.

Для решения задач социальной адаптации и коммуникативного развития, игровой сеанс может проводиться в групповой форме для двух и более детей и их родителей. Такая форма работы позволяет, в частности, включать в процесс сопровождения сиблингов (родных братьев и сестер, у которых общие родители).

Сопровождение параллельной игры детей и их родителей проводится с целью обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка, нормализации детско-родительских отношений, преодоления поведенческих проблем ребенка. Специалист проводит беседу с родителем, в рамках которой обсуждает результаты и планирование совместной работы, планирование работы на дому для самостоятельного применения родителями.

Групповая работа, так же, как и игровые сеансы, предполагает присутствие и активное участие родителей. В том числе групповая работа должна способствовать взаимодействию и общению между ребенком и его родителями, между детьми, между родителями разных детей, между родителем и другим ребенком.

Разнообразие возможных вариантов нарушений развития у детей, зачисленных в Службу ранней помощи, ставит перед специалистами задачу четко определять нужные в каждом конкретном случае цели, формы, методы и методики работы. Содержание и методы деятельности Службы ранней помощи с каждой отдельным ребенком и его семьей разрабатывается исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Индивидуально-ориентированная программа в Службе ранней помощи направлена на профилактику и преодоление вторичных проблем развития, психогенных нарушений, ограничивающих возможности ребенка, развитие базовых коммуникативных и индивидуально-социальных компетенций, ключевых предпосылок познавательного развития.

Основой для разработки индивидуально-ориентированной программы является состояние актуального развития ребенка, «зона ближайшего развития», индивидуальные природно-психические свойства, особенности поведения, состояние эмоционального благополучия ребенка, ресурсы и ограничения его развития. Программа разрабатывается с учетом ситуации в семье и возможностей участия в ее реализации родителей и других взрослых, активно участвующих в воспитании ребенка.

Поскольку цель работы служб — психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи, то в сфере внимания специалистов находится не только развитие ребенка, но и вся семейная система в целом, от функциональности которой зависит состояние ребенка и успешность коррекционной работы. Работа с родителями ребенка с особыми потребностями базируется на понимании семьи как единой системы, где звенья активно воздействуют друг на друга. В семье происходит первичная социализация детей. И для эффективной коррекции особенностей развития каждого ребенка мы видим необходимость не только в комплексном психолого-педагогическом воздействии на него, но, в том числе, и в нормализации внутрисемейных отношений. Таким образом, работая с родителями, мы стремимся к тому, чтобы оптимальным образом функционирующая семейная система становилась развивающей средой для ребенка с особенностями развития.

Помимо адаптации ребенка в семье и адаптации семьи к ребенку, наша работа связана с пониманием того, что, в силу нарушений развития и трудностей установления контакта с внешним миром, особый ребенок не может быть адаптирован и социализирован «сам по себе», отдельно от родительской семьи. Поэтому речь идет об интеграции в социум семьи такого ребенка в целом. Таким образом, целью психологической работы с родителями становится создание условий для социальной адаптации семей с особым ребенком.

В процессе работы с семьей мы исходим из убеждения, что родители – основные участники абилитационного процесса. Поэтому, специалисты службы обсуждают с родителями перспективы развития ребенка, указанные в индивидуально-ориентированной программе и вовлекают родителей в процесс совместной игровой и продуктивной деятельности с ребенком, обучают приёмам формирования в семье абилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.

Основные принципы работы с родителями в Службе ранней помощи:

  • системность: работа не с симптомом, а с семейной системой;
  • командность: с каждой семьей работает междисциплинарная команда специалистов, в которую включены и родители;
  • индивидуальный подход: разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, учитывающих не только структуру дефекта, но и запрос родителей, а также их состояние, потребность в том или ином виде помощи;
  • развитие и поддержание активности, чувства компетентности у родителей: мы стремимся выработать у родителей активную позицию в абилитации своего ребенка, в преодолении социальной изоляции семьи и хотим, чтобы родители чувствовали свою значимую роль в этом процессе, а также общность своих целей с целями специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу.

Кроме работы с родителями в рамках игровых сеансов, в службах проводится и индивидуальная работа специалистов с родителями. В системе помощи ребёнку имеет важнейшее значение помощь его родителям. Когда взрослый сконцентрирован на своих проблемах и переживаниях, он просто не способен на конструктивный и полезный контакт с ребёнком. И, в этом случае, совершенно бессмысленно работать с системой родитель-ребёнок на оптимизацию характера их отношений, информируя взрослого о потребностях малыша и обращая его внимание на неверные стратегии взаимодействия. Это может спровоцировать только усиление депрессии, самобичевания. Опыт показывает, что улучшение психологического состояния родителей, реконструкция их жизни в желанном для них направлении, повышает их ресурсы и в общении с ребёнком.

Родители могут попасть на прием к психологу либо по собственной инициативе, либо по рекомендации службы или специалиста, работающего с ребенком.

В качестве формы профилактики социальной дезадаптации семей с особым ребенком специалисты привлекают к участию семей наших воспитанников в праздниках, организуемых специалистами службы. По нашим наблюдениям, участие в таких мероприятиях, прежде всего, помогает преодолеть дефицит возможностей совместного досуга, неизбежно возникающий в семьях, воспитывающих ребенка с особенностями развития, когда большую часть времени родители озабочены решением коррекционных задач; у родителей появляется возможность пережить новые эмоции вместе со своими детьми, это открывает новые грани детско-родительских отношений.

Помимо этого, посещение таких мероприятий становится неким тренингом родительского умения помочь ребенку регулировать свое поведение в ситуации повышенного возбуждения, в публичных местах, при участии в культурных мероприятиях вместе с семьей. Также можно отметить полезный эффект от знакомства родителей с подобным опытом других семей, когда иллюзия уникальности и неразрешимости ситуаций, связанных с проблемным поведением своего ребенка уступает место желанию конструктивно с ними справляться.

Таким образом, в рамках Службы ранней помощи специалисты оказывают разностороннюю поддержку семье, стараются выбрать актуальные, именно для наших родителей, темы для мастер-классов, консультаций, семинаров и практикумов. Поддерживают продуктивное взаимодействие ребенка и родителей, что играет большую роль в дальнейшей эффективной реализации индивидуально-ориентированной программы.

Перейти на сайт МБУ СО «ЦСПСиД «Октябрьский»

«Октябрьский» в Facebook

«Октябрьский» в VKontakte


«Октябрьский» в Instagram

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (253) выйдет
14 августа 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (252) за 2022 год
Скачать Номер 28 (251) за 2022 год
Скачать Номер 27 (250) за 2022 год
Скачать Номер 26 (249) за 2022 год
Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год