Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога»
Педагогика
Автор: Гуськова Светлана Вячеславовна   
10.07.2021 08:44

«Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога»«Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога»

В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться больше внимания. Реформируется система дошкольного образования, строятся новые детские сады с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях. Однако вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих становится только острее. Педагогов-практиков мало, зачастую работают люди, которые не имеют профильного педагогического образования, прошедшие дистанционные курсы профпереподготовки.

В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:

  1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
  2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю) или без специального образования.

Общим для этих категорий педагогов является отсутствие опыта и специальных знаний, большинство из них боятся собственной несостоятельности и критики администрации. Проблема также в том, что с первого дня работы начинающий воспитатель имеет те же самые обязанности и несёт ту же ответственность, что и педагог с многолетним стажем, и все вокруг ожидают от них одинаково безупречного профессионализма.

 

Все эти факторы способствуют нестабильности педагогического коллектива в образовательных учреждениях. Текучесть кадров, нехватка педагогов-дошкольников – актуальный вопрос нашего времени. Что же может положительно повлиять на его решение? Ответ на этот вопрос лежит не только в экономической сфере, но и частично может быть решен с помощью введения системы наставничества в деятельность педагогических коллективов.

В профстандарте педагога четко определены профессиональные компетенции профессионала своего дела, именно эти компетенции создают основу для успешности воспитателя. Что же такое профессиональная компетентность и компетенции?

Компетенция – это совокупность требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой педагогической деятельности, а «компетентность» – системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. Обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.

Педагог овладевает той или иной компетенцией, проходя 4 стадии:

1 Первая стадия – бессознательная некомпетентность.

  • нет необходимых знаний, умений и навыков
  • не знает, об их отсутствии

Профессиональная самооценка: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма — низкий).

2 Вторая стадия – сознательная некомпетентность.

  • осознание того, каких профессиональных знаний, умений, навыков не хватает Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма – учебный).

3 Третья стадия – сознательная компетентность.

  • знает содержание своих профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма – основной или номинальный).

4 Четвёртая стадия – бессознательная компетентность.

  • профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение
  • профессионализм является частью личности. Высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).

Суть наставничества и состоит в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки, то есть наставничество ускоряет процессы развития у молодого педагога профессиональных компетенций. Смысл наставничества – провести своего подопечного (подшефного) «над пропастью», по «бездне» через самые сложные моменты профессиональной деятельности. (Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога))

Принципы наставничества:

  1. Добровольность и целеустремленность работы наставника
  2. Контакт наставника и подшефного
  3. Личный пример наставника
  4. Доброжелательность и взаимное уважение
  5. Уважительное отношение к мнению всех участников процесса
  6. Направленность плановой деятельности

Мы поставили перед собой цель — способствовать формированию профессионально адаптированного, компетентного молодого педагога-практика посредством наставничества и определила задачи:

  • Способствовать личностной и социально-педагогической адаптации молодых педагогов
  • Создавать условия для развития профессионального мышления педагогов и готовности к инновационным преобразованиям
  • Стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности каждого педагога
  • Способствовать формированию уверенности педагогов в своем профессиональном росте
  • Продолжать обогащать методическую базу ДОУ

Мы предположили, что использование системы наставничества в ДОУ позволяет начинающим педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность, овладеть всеми компетенциями современного педагога дошкольника

Работу мы разделили на 3 этапа: подготовительный, практический и итоговый

На первом этапе мы изучили уровень профессионально-педагогической компетентности молодых педагогов, проанализировали деятельность учреждения, кадровые условия ДОУ, разобралась в вопросах продуктивной организации методической работы ДОУ и вопросах организации наставничества.

2 этап работы мы разделили на 3 подэтапа:

  • адаптационный
  • деятельностный
  • контрольно-оценочный

На адаптационном этапе мы познакомили молодых педагогов с коллективом и с работой учреждения, определили требования к организации учебного процесса, к ведению документации, провели инструктирование, анкетирование, помогли определить слабые стороны. А самое главное на этом этапе мы старались обеспечить эмоциональную поддержу молодым педагогам, создать комфортную среду для их профессионального роста. Прикрепили к каждому молодому воспитателю профессионального наставника с большим опытом работы.

Деятельностный этап – это сложный процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, развитие авторитета среди детей, родителей, коллег с помощью педагогов-наставников. С этой целью была проведена огромная работа, в ходе которой мы применяли разнообразные современные формы методической работы, которые не только формируют определенный багаж знаний, но и развивают навыки и умения как эти знания применять на практике с детьми, т.е. взаимодействие с молодыми педагогами имело практический характер. Мы организовывали такие мероприятия как:

  • Дискуссии
  • Консультации
  • Практикумы
  • Мастер-классы
  • Квик-настройка от психолога
  • Каучинг
  • Кейс Решение проблемных ситуации
  • Методическая мастерская
  • Серии открытых мероприятий
  • Методические тренинги
  • Совместное создание экологической тропы в детском саду, STEM лаборатории в детском саду
  • участие в педагогической конференции
  • участие в подготовке методических объединений
  • Творческие часы
  • Педагогические советы
  • Ярмарка педагогических идей
  • Творческий диалог и т.д.

Кроме работы мы организовывали совместные вечера досуга и коллективные выезды в театры. В целом взаимодействие с молодыми педагогами проводилось на основе моделей общения-поддержки и общения снятия психологических барьеров.

Мы старались приобщить молодых педагогов к инновационной деятельности детского сада, помогли разобраться в методике работы, совместно создавали развивающую среду и организовали кружковую деятельность с детьми.

На контрольно-оценочном этапе молодые педагоги уже самостоятельно могли показать свой уровень профессиональных компетенций: проводили открытые мероприятий с детьми, с родителями, с педагогами, участвовали со своими воспитанниками в детских творческих конкурсах, сами педагоги принимали участие в конкурсах профессионального мастерства, выступали на педагогических советах, районных методических объединениях, транслировали свой педагогический опыт в профессиональных сообществах, создавали собственные образовательные ресурсы

На третьем итоговом этапе мы изучали уровень профессионально-педагогической компетентности молодых педагогов, проводили мониторинг методической активности воспитателей, подводили итоги, формулировали выводы, делились педагогическим опытом

  • В результате проделанной работы методическая копилка нашего детского сада пополнилась полезными методическими материалами:
  • разработан перспективный план «Школы молодого педагога» и организована его работа
  • разработаны методические рекомендации и сообщения с использованием компьютерных презентаций на разные темы.
  • подготовлены сообщения с использованием презентаций «Ознакомление с нормативно-правовой базой «, «Организация развивающей предметно — пространственной среды в группе в свете требований ФГОС ДО», «Физическое развитие дошкольников», «Инновационные технологии в ДОО» и др.)
  • оформлены различные картотеки (подвижных, словесных, дидактических, театрализованных игр по возрастам, словесных)
  • разработаны буклеты
  • создана STEM лаборатории и экологической тропы в детском саду
  • самое главное создана электронной методической базы ДОУ

Мы изучили уровень профессиональной компетентности молодых педагогов и увидели, что у ушел страх, сложилась система работы, появились собственные разработки, педагоги стал внедрять в свою работу новые технологии. Происходило совершенствование, саморазвитие, накопление и обобщение своего опыта работы.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане педагогов-наставников и молодых специалистов обязательно должен быть список результатов, которых необходимо достичь за определенный срок. Результатами деятельности наставничества для нас стало:

  • повышение качества самообразования молодого педагога
  • разработанные или изданные методические материалы, статьи, программы, сценарии, исследования, проекты, дидактические игры
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения
  • доклады, выступления на мероприятиях разного уровня; разработка дидактических материалов, анкет, наглядного материала
  • проведенные открытые мероприятия.

Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным, другими сотрудниками и руководителем. У них должно установиться единое видение в восприятии реальности. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение. Хорошие плоды даст наставничество, если у обеих сторон будет система мотивов, побуждающих их к совместным действиям. И, пожалуй, одним из основных факторов успеха наставничества является парадигма, основанная на философии «я выиграл – ты выиграл». Небольшая личная победа обучаемого – это успех наставника и, в конечном итоге, успех детского сада и системы образования в целом.

Вся наша работа в школе молодого педагога работает под девизом Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».

План Школы молодого воспитателя на 2019 – 2021 учебный год

1 год

Сентябрь

  1. Час вопросов и ответов Первое заседание школы молодого педагога. Анкетирование, наблюдение. Выявление проблем воспитательно-образовательной деятельности, уровня профессиональной компетентности молодых воспитателей
  2. Индивидуальные беседы и самоанализ. Закрепление за каждым молодым педагогом наставника. Определение сложностей в работе, перспектив к взаимодействию

Октябрь

3. Консультационный пункт "Ознакомление с нормативно-правовой базой" Оформление документации воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС ДО.

4. Деловая игра "Планирование образовательного процесса в рамках комплексно — тематического планирования в условиях введения ФГОС ДО" Выбор темы по самообразованию. Задание оформление плана по самообразованию.

Ноябрь

5. Дискуссия «Формы и методы, используемые при организации режимных моментов»

Систематизация знаний об особенностях организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста. Взаимопосещения "Режимные моменты"

6. Консультация «Формы работы с родителями». Планирование работы с родителями. Использование нетрадиционных форм взаимодействия.

Декабрь

7. Практикум «Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями (психолог)

8. Мастер-класс «Организация развивающей предметно — пространственной среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования»

9. Совместная подготовка и участие молодых специалистов и педагогов наставников к Новогодним утренникам

Январь

10. Квик-настройка «Искусство общения» (психолог)

11. Каучинг «Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация игр»

Мастер-классы педагогов — наставников: «Театрализованная игра», «Дидактическая игра», «Подвижная игра», «Словесная игра», «Музыкальная игра», «Интерактивная игра»

Февраль

12. Кейс «Особенности организации, методы и приемы организации занятий в детском саду»

Решение проблемных ситуации

13. Методическая мастерская «Физическое развитие дошкольников. Создание условий для охраны жизни и здоровья»

  • Особенности воспитательно-образовательной работы по направлению физического развития.
  • Организация двигательного режима в разных возрастных группах.
  • Разработка конспекта занятия, организация занятия или другой формы работы.
  • Использование подвижных игр на прогулке. Оформление картотеки подвижных игр по возрастам (Инструктор по ФК)

14. Серия открытых занятий организация ООД по физическому развитию в разных возрастных группах

Март

15. Методический тренинг «Методы и приемы познавательного развития дошкольников»

16. Практикум «Занимательный материал по математике и его использование при организации регламентируемой и индивидуальной деятельности с детьми дошкольного возраста» (педагоги-наставники)

Апрель

17. Открытое мероприятие «ООД по ФЭМП»

Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности (педагоги- наставники)

18. Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (педагоги- наставники)

Открытое мероприятие «ООД по ознакомлению с предметным миром»

Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности (педагоги-наставники)

Май

19. Мастер – класс «ООД по ознакомлению с миром природы» (педагоги — наставники)

20. Совместное создание экологической тропы в детском саду

21. Совместное создание STEM лаборатории в детском саду

2 год

Сентябрь

  1. Педагогическая конференция "Цифровые технологии — как средство повышения эффективности качества образования"
  2. Педагогический совет "Результаты летне-оздоровительной радоты ДОУ"

Октябрь

3. Методический тренинг «Методы и приемы социально-коммуникативному развитию дошкольников»

4. Открытое мероприятие «ООД по социально-коммуникативному развитию» Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности.

Ноябрь

5. Творческий час «Развитие личности ребёнка в трудовой деятельности»

  • Оборудование необходимое для организации трудовой деятельности дошкольника.
  • Виды труда и их освоение детьми данной возрастной группы.
  • Самостоятельная организация и руководство трудом дошкольников.
  • Сотворчество воспитателя и детей в продуктивном виде деятельности

6. Методический тренинг «Методы и приемы речевого развития дошкольников» (Учителя-логопеды)

Декабрь

7. Открытое мероприятие «ООД по речевому развитию»

Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности (педагоги — наставники)

8. Консультация "Методы и приему художественно-эстетического развития дошкольников"

Мастер-класс по изготовлению лэпбуков по области художественно-эстетическое развитие

Январь

9. Мастер-класс "Технология рисования на воде "Эбру"

10. Творческий диалог «Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя». Сущность взаимодействия специалистов для достижения наилучших результатов развития детей. Памятка: «Центр музыки в группе» (Музыкальные руководители) 10.

Февраль

11. Ярмарка методических идей:

«Инновационные технологии в ДОО»

  • Технология ТРИЗ
  • Технология Дьенеша
  • Технология Воскобовича
  • Песочная анимация в детском саду.
  • Использование ИКТ – технологии
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология палочки Кьюзинера
  • Правополушарное рисование
  • Робототехника

Март

12. Практикум «Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности». Кейс — технология (Педагог-психолог)

13. Проведение открытых занятий с детьми начинающими педагогами.

  • Анализ мероприятий
  • Самоанализ молодых педагогов

Апрель

14. Открытые занятия для родителей молодыми педагогами

Май

15. Педагогический совет "Реализация годовой задачи ДОУ. Подведение итогов учебного года"

16. Семинар "Итоги работы «Школы молодого педагога»

  • Анкетирование «Мои достижения
  • Перспективы работы школы на следующий учебный год.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год