Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Педагогика
Автор: Захарова Елена Васильевна   
22.04.2021 10:02

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИАКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗАХАРОВА Е.В., МАДОУ ЦРР дсад «Солнышко» Белгородская область

Аннотация: В статье раскрывается содержание работы по ранней профориентации с воспитанниками дошкольных образовательных организаций. Базируясь на основных нормативных документах, предпринимается попытка структурировать профориентационную работу с дошкольниками, пробудить в них интерес к миру профессий.

Ознакомление детей с профессиями основывается в ФГОС дошкольного образования в аспекте образовательной области «Социально коммуникативное развитие», направленной на достижение формирования у детей положительного отношения к труду.

 

Сейчас трудно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться экономика через 10-20 лет, какие профессии будут рождаться и умирать очень быстро. Но абсолютно точно, что для человека будущего, ключевым моментом в профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность проявить свои способности в различных видах деятельности. Поэтому развитие познавательной активности ребенка выступает одной из важнейших задач современного дошкольного образования. Об этом свидетельствуют целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. Основными задачами воспитания К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения к труду вместе с привычкой трудиться.

А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

А.Ш. Шахманова, С.А. Козлова, считают, что важно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, его отношением к своему труду, о результате формирования потребности людей в новых профессиях. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду. На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

Цель ранней профессиональной ориентации дошкольников заключается в понимании детьми значимости и важности труда, уважении к чужому труду и готовности трудиться самим. Элементарные знания о работе родителей, бабушек и дедушек, знания, что именно они выполняют на работе — помогают детям расширить свои познания в данной области.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом современных образовательных технологий. Наиболее эффективными являются следующие технологии:

  1. Технология проектной деятельности.
  2. Технология исследовательской деятельности. Можно использовать следующие типы исследования:
  • опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений в процессе представления технологии изготовления продуктов производства, технологии выполнения профессиональных обязанностей представителями различных профессий
  • коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений, которые могут способствовать пониманию сущности каждой отдельно взятой профессии.

3. Информационно-коммуникационные технологии.

Для стимулирования активности детей в сфере выбора направления будущей профессиональной деятельности можно использовать:

  • мультимедийные презентации, раскрывающие содержание профессий, трудовые функции, орудия труда
  • виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий которых знакомят дошкольников).

4. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру. При этом мы даем детям свободу в выборе средств, для создания своего образа. В ходе этих игр вводятся: новые атрибуты: техника, инструменты; новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос); расширяется набор сюжетов для игр ( «Служба спасения», «Развлекательный центр», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр»). О том, что знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды. Развивающая среда игровых центров не является статичной, она изменяется, трансформируется. Процесс посещения детьми игровых центров построен на основании личного выбора ребенка.

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

  • подбор художественной литературы, энциклопедий, связанных с темой «Профессии»
  • создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда
  • подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями
  • подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями
  • подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»
  • подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»
  • выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых
  • оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников
  • организация мини-музея «Профессии наших родителей»
  • изготовление костюмов и подбор предметов-заместителей для сюжетно-ролевых игр.

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий. В процессе сотрудничества с взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.

Разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста дает ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антонова М. В., Гришняева И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования.
  2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
  3. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий

[Текст]: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов:

Издательство «Николаев», 2014. – 52 с.

4. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012 – 207 с.

5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Изд.: Центр педагогического образования. 2014. С.32.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год