Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация работы в ДОУ с родителями детей с ОВЗ.
Педагогика
Автор: Витовская Виктория Ивановна Моисеева Валентина Владимировна   
18.04.2021 09:45

Организация работы в ДОУ с родителями детей с ОВЗ.Организация работы в ДОУ с родителями детей с ОВЗ.

  • Автор: Витовская Виктория Ивановна
  • Соавтор: Моисеева Валентина Владимировна

В работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи меняются психологический климат семьи. Существуют проблемы в эффективном взаимодействии педагогов и родителей в формировании целостной картины мира дошкольников. От участия совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Так же и от качества работы дошкольного учреждения, в том числе и от воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей.

 

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

В нашем дошкольном учреждении с 2019 года функционирует группа комбинированного вида, в которой воспитываются дети с ОВЗ в количестве 8 человек от 3-х до 7-лет. 6 детей из них имеют задержку психического развития, 2 детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

Посещение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в режиме полного дня. Дети занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом педагоги всегда учитывают их индивидуальные особенности.

Педагог создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных маршрутов обучения и воспитания, разработанные командой специалистов. Для детей с ОВЗ создаем специальные образовательные условия.

Вся работа в детском саду строится по принципу командной работы, необходимы долгие напряженные усилия большого количества специалистов различных профилей: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога — психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, врачей. Наличие такой команды специалистов разных профилей позволяет осуществлять системное воздействие, вырабатывать единые требования к коррекционно-развивающему процессу, проектировать индивидуальные образовательные маршруты и разрабатывать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.

В процессе воспитания, обучения и социализации ребенка с ОВЗ в 2020 учебном году мы приняли совместное решение со специалистами и родителями о создании клуба «Принимаем — помогаем». Клуб организован для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и родителей нормативно — развивающих детей. В состав входят участники оздоровительного и образовательного процесса, родители (законные представители) воспитанников.

Цель деятельности: всестороннее психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития детей с ОВЗ и нормативно-развивающих детей, посещающих учреждение.

Основные задачи:

  • Обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ и семьи.
  • Оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей

Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ, с учетом индивидуальных и групповых запросов родителей. Функционирование родительского клуба осуществляют специалисты ДОУ. Формы клуба групповые и подгрупповые, индивидуальные мероприятия для родителей деловые игры, соревнования, консультации, тренинги.

Законы клуба:

В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители.

Учимся любить детей такими, какие они есть.

Каждый участник имеет свою точку зрения.

Важно и ценно для ребёнка чувствовать поддержку родителей.

Вместе мы преодолеем все трудности.

Родительский клуб «Принимаем — помогаем» работает по двум основным направлениям:

  • Психолого педагогическое, информационно просвещение родителей «За круглым столом».
  • досуговая деятельность «Рука в руке».

«За круглым столом» начинает свою работу с базовых форм взаимодействия с семьей. Была организована и проведена триаду встреч.

Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов, памяток по оформлению документов для получения социальной помощи.

Тема первой встречи «Вместе – разом, вместе – дружно»: представили особенности работы по развитию общей и мелкой моторики. Коррекция мелкой моторики рук детей важна для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Темы второй встречи:

  1. «Развиваем моторику» — организовали информационно наглядное пособия для развития мелкой моторики, картотеку игр на развитие координации речи с движением, общей моторики, картотеку пальчиковой гимнастики, игр для развития мелкой моторики рук (оригами, рисование пальцами, лепка).
  2. «Артикуляционная моторика» – представили практическое пособие: картотека упражнений для постановки звуков, методику работы по С.С. Железнова и Е.С. Железновой [1], Т.Н. Новиковой-Иванцовой [2].
  3. «Учимся правильно дышать» – организовали презентацию пособий по физиологическому и речевому дыханию, гигиене носа и горла.

Первый наш опыт в досуговой деятельности прошел через природу в начале осени. «Ох, и хорошо в лесотундре осенью». Совместно с родителями мы организовали нашим детям поход. Сколько восторгов и радости доставил этот поход. Дети любовались красотой природы, наблюдали, закрепляли знания об изменениях в природе, узнали много новых слов. Также дети собирали природный материал, который пригодится в продуктивной деятельности. Каким веселым, спортивным и удивительным получился денек. Программа нашего похода была познавательно-насыщенной, устанавливали палатку, определяли следы. Ну какой же поход без привала, дети с удовольствием доставали из своих рюкзаков приготовленные родителями бутерброды, дружно делились друг с другом. Уставшие, но счастливые дети возвращались в детский сад.

В качестве формы практической работы организован мини проект в ДОУ по теме: «Юные эколята». Совместно с родителями выбрали презенты для детей «Эко карандаши» из которых вырастут настоящие растения. В продолжение данной темы была показана презентация которую с удовольствием подготовила нам родительница воспитанника «Сохраним мир от мусора», о переработке отходов. Дети примерили на себя роль созидателя и утвердились в ней: в роли спасателей они оказали помощь в проведении трудового десанта «Очистим пруд от мусора», «рассортируем мусор по контейнерам». Игры прошли на «ура!» Природа – наш друг! — эта мысль станет главным мотивом бесед с ребёнком и их родителями

Создали семейный театр в группе для детей с ОВЗ – конструктивная форма взаимодействия с семьёй, объединяющая семьи, в целях развития их воспитательного потенциала при поддержке специалистов. Поставили сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка».

Что даёт семейный театр? Для родителей семейный театр – это источник новых знаний; возможность адекватного восприятия действий ребёнка; приобретение опыта совместных переживаний. Для ребёнка – это удовлетворение потребности в любви, в одобрении; овладение способами взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми; понимание окружающего мира.

Организовали дистанционные встречи по запросу родителей.

  • «Что такое Су-джок?, Спиральная гимнастика» провел учитель логопед. Она расширила кругозор родителей, их знания о методиках спиральной гимнастики и Су-джок в домашних условиях.
  • «Как помочь родителям выбрать правильный стиль общения с ребенком». Обсудить виды наказания и поощрения, которые родители применяют к детям. Клубом «принимаю- помогаю» была организованна дистанционная встреча через zoom с педагогам- психолого.

Мультидисциплинарная команда специалистов отмечает следующие позитивные результаты по отношению к детям. Попадая в инклюзивную среду и видя, как дети общаются, ребенок с ОВЗ тянется за ними, все психические процессы формируются быстрее.

Благодаря инклюзии здоровый ребенок учится заботиться, оказывать внимание другим, активно развивает свои навыки коммуникации. Нормативно развивающиеся дети помогают детям с ОВЗ осваивать различные виды деятельности, тем самым совершенствуются сами.

Когда дети с ОВЗ обучаются среди нормативных детей, у них появляется стимул к развитию: они хотят говорить, играть как их сверстники; они подражают здоровым детям и быстрее развиваются.

В рамках инклюзивного подхода ребенок-партнер становится активным участником образовательного процесса. Его речь становится доступной для окружающих. А среди сверстников дети демонстрируют свои успехи с большой радостью, желанием быть признанным. Дети получают возможность реализовать знания, умения, навыки в своем детском коллективе.

Родители получают не только теоретические знания, но и приобретают практический опыт понимания своего ребенка, умение играть с ним, создавать ему условия для дальнейшего развития и вхождения в большой мир. Родители становятся заинтересованными в вопросах, касающихся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими; исчезает страх и появляется уверенность и гордость за успехи своего ребенка.

Мы получаем обратную связь от участников образовательного процесса родителей и ценим их благодарность нашему труду. Большое спасибо нашим родителям за участие, помощь в нашей совместной работе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год