Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Индивидуализация образования для детей с особыми образовательными потребностями.
Педагогика
Автор: Ионова С.П. Вагапова Л.Р.   
16.04.2021 18:43

Индивидуализация образования для детей с особыми образовательными потребностями.Индивидуализация образования для детей с особыми образовательными потребностями.

  • Ионова С.П.
  • Вагапова Л.Р.

ГККП «Ясли-сад №51» г.Костанай

Тема индивидуализации и личностного развития воспитанников дошкольной организации в теории и практике образования существует не один десяток лет и, к сожалению, больше в теоретическом плане, чем в практическом исполнении. Основной недостаток в решении этой проблемы видится в чрезмерном увлечении педагогической составляющей, т.е. содержательной и методической сторонами этой деятельности. При этом практически выпадает главный элемент — управление самим процессом, в том числе создание необходимых организационных условий для его осуществления.

 Скачать конспект

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 годы и в стратегических планах по ее реализации обозначены механизмы включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс, определены условия обеспечения для них доступной среды. Согласно данным документам, к 2025 году в 100% государственных дошкольных организациях должны быть созданы условия для инклюзивного образования.

В нашем детском саду функционирует одна группа для детей с нарушением интеллекта и две группы для детей с общим недоразвитием речи. Психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляют педагог-дефектолог и педагоги-логопеды.

Мы акцентировали свое внимание на поиске средств и способов индивидуализации образования, на организации такой среды воспитания и обучения, которая бы создавала предпосылки к максимальному раскрытию потенциала воспитанников, обеспечивала бы становление их личных достижений. Реальным управленческим механизмом в реализации принципа индивидуализации воспитательно-образовательного процесса стала индивидуальная образовательная программа, адресованная конкретному ребенку. Поскольку индивидуальная образовательная программа определяется с учетом индивидуальных особенностей ребенка (уровень его здоровья, физического и психического развития, уровень освоения программного материала, особенности характера, склонности, интересы), необходим был документ, который бы зафиксировал эти результаты. Им стал индивидуальный образовательный маршрут развития воспитанника, включающий в себя основные показатели развития ребенка в динамике.

В нашем понимании главное в индивидуальных маршрутах заключается в следующем: на основе выявленного уровня развития ребенка — формулирование прогноза его дальнейшего развития с ориен-тацией на возрастную норму.

1. Индивидуальный маршрут развития воспитанника представляет собой также оптимальный способ создания единого информационного пространства ДО, выступает материальным выражением индивидуальной образовательной программы воспитанника. Цель использования индивидуального маршрута — выявление и обобще-ние в одном документе психофизических, личностных особенностей ребенка, уровня его психического развития, усвоения программного материала и проектирования на основе этого ИОП в рамках образовательного процесса. Индивидуальный маршрут развития заводится один раз при поступлении ребенка в ДО и заполняется специалистами и педагогами на протяжении всего периода посещения детского сада. В нем отражаются все этапы развивающего процесса (применительно к данному ребенку) и динамика продвижения дошкольника при его реализации. В составлении индивидуального маршрута участвуют все специалисты детского сад – дефектолог, логопед, психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

В своей работе мы опирались на методические рекомендации Управления образования «Организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в дошкольной организации» и руководствовались концепцией «Единого информационно-образовательного пространства развития ребенка», частью которого и является индивидуальный образовательный маршрут. Специалистами детского сада разработаны методические рекомендации для организации педагогического процесса для детей с ООП «Адаптивная физкультура», «Музыкальное волшебство», «Музыкальные говорушки». Разработана нормативно-правовая база ДО обеспечения доступного образования для детей с ООП: положение о службе социально-психологического сопровождения, о индивидуальных образовательных программах, примерные индивидуальные образовательные маршруты. Воспитатели и специалисты применяют педагогические технологии (М. Монтессори, арт-терапию, песочную терапию, бионергопластику, нейропсихологию и др.) и ИКТ для обеспечения доступности образования. Проделана большая работа по созданию безбарьерной среды детского сада.

В соответствии с программой развития ДО «Детский сад – успешный старт» были поставлены задачи:

  • создание службы психолого-педагогического сопровождения
  • повышение уровня педагогической рефлексии как компонента субъектной позиции педагога в профессиональной деятельности

- развитие психолого-педагогической диагностической и мониторинговой базы воспитательно-образовательного процесса.

- определение новых форм взаимодействия с семьей в организации образовательного процесса.

Мы учитывали, что воспитанники, которые испытывают трудности в обучении, ДО имеют право на:

  1. Изменения учебного плана и учебных программ.
  2. Выбор формы обучения.
  3. Специальную психолого-педагогическую помощь (психолога логопеда, специального педагога, олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога).

Решение о потребности в изменении учебного плана и учебных в нашем детском саду принимается на основе решения ПМПК и службы психолого-педагогического сопровождения детского сада.

Основанием такого решения служит ст. 47 п.3 Закона РК «Об образовании»«обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным программам по решению совета организации образования».

Следует отметить, что обучение по сокращенной программе по решению службы психолого-педагогического сопровождения детского сада является временной мерой, применяемой только на определенный период, например на 3 месяца. В течении этого периода воспитатель и служба психолого-педагогического сопровождения оказывают необходимую помощь, конечной целью которой является перевод воспитанника на обучение по обычной программе. Если в ходе установленного срока у воспитанника сохраняются стойкие трудности, требующие дальнейшего сокращения учебной программы, то такого воспитанника мы направляем в ПМПК для получения рекомендаций по дальнейшему обучению ребенка. К сожалению, в детском саду отсутствуют специалисты, которые обязаны обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в группе общеразвивающего типа. Наличие педагога-ассистента могло бы решить эту проблему, но воспитатели делают запрос в службу психолого-педагогического сопровождения и пользуются рекомендациями специалистов, работающих в спецгруппах.

Создание единого информационно-образовательного и оздоровительного пространства ДО не возможно без взаимодействия с семьей. Сотрудничество с родителями включает несколько традиционных направлений и инновационных дистанционных форматов. В детском саду традиционно функционируют два родительских клуба «Заботливые родители» и «Будущие первоклассники», для детей не посещающих детский сад открыт консультативный пункт. Но в условиях карантинных мер стали популярными дистанционные формы. Размещение информации для родителей на сайте, на страничке в фейсбуке обеспечивает минимум временных затрат, возможность не спеша осмыслить информацию, предупреждение ситуаций неконструктивного общения.

В настоящее время в ДО имеется положительный опыт организации психолого-педагогического сопровождения детей с ООП. Проведенная работа по созданию условий индивидуализации образования и создания единого информационно-образовательного пространства ДО показала, что достигнут ряд позитивных сдвигов: повысились показатели уровня развития детей по индикатору «высокий уровень» в логопедических группах в образовательных областях «Здоровье», «Коммуникация», повысилась мотивация родителей к поддержке деятельности педагогов ДО, выстроилась база психолого-педагогической диагностики. Однако нерешенными остаются ряд проблем. Они связанны с увеличением числа детей, поступающих в ДО с проблемами физического и психического развития, нуждающихся в комплексном психолого-педагогическом сопровождении и растущей потребностью родителей в высококвалифицированной помощи специалистов.

Индивидуальный образовательный маршрут является наиболее эффективным инструментом индивидуализации и личностного развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год