Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья «Влияние сюжетно – ролевой игры на социальное становление личности ребенка – дошкольника»
Педагогика
Автор: Булыгина Елена Сергеевна   
21.03.2021 07:04

Статья «Влияние сюжетно – ролевой игры на социальное становление личности ребенка – дошкольника»Статья «Влияние сюжетно – ролевой игры на социальное становление личности ребенка – дошкольника»

Аннотация. В статье рассматривается развивающее значение сюжетно – ролевой игры в контексте социального становления личности ребенка — дошкольника. Акцентируется внимание на организаторской роли воспитателя в этом процессе.

Ключевые слова: ФГОС, сюжетно – ролевая игра, социализация.

Если бы вам предложили представить себе ребенка, который бы не любил играть, смогли бы вы это сделать? Конечно же нет. Ребенок и игра неразрывно связаны друг с другом. К тому же, играя, ребенок не только развлекается, но и активно познает окружающую действительность. Благодаря этому, игра давно зарекомендовала себя в качестве важнейшего средства воспитания и обучения.

Существует огромное количество разновидностей игр. Настоящая статья акцентирует внимание на сюжетно – ролевой игре и ее влиянии на социальное становление личности ребенка – дошкольника.

 

Что же являет собой сюжетно – ролевая игра? По своей сути это искусственное воссоздание условий, отражающих распространенные жизненные ситуации.

На старший дошкольный возраст приходится активное усвоение социальных норм и правил поведения. Высокие темпы личностного и психического развития детей на данном возрастном этапе, их открытость создают необходимую базу для вступления в жизнь общества. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что взрослые, находящиеся в ближайшем окружении ребенка, не могут адекватно оценить возможности периода дошкольного детства. По — настоящему серьезные требования к овладению ребенком социальными нормами имеют место лишь с началом школьного обучения, по этой причине родители дошкольников не видят необходимости создания особых условий для социального развития детей. В приоритете остается интеллектуальное развитие ребенка, подготовка его к обучению в школе, в связи с чем социализация дошкольников имеет стихийных характер.

Однако первые стереотипы социально грамотного поведения создаются уже в старшем дошкольном возрасте. В это же время начинает формироваться индивидуальный стиль поведения будущей личности, устанавливаются привычки, складывается характер, зарождаются навыки правильного поведения.

Ребенок – дошкольник раз за разом открывает для себя мир человеческих отношений, знакомится с разными видами деятельности, знакомится с общественными функциями людей. Логично предположить, что постепенно у него возникает желание принять участие во взрослой жизни, стать частью ее, принимать в ней активное участие, однако таких возможностей у него нет. Одновременно он хочет быть и самостоятельным. Следствием данного противоречия становится сюжетно — ролевая игра, участие в которой дает возможность ее участникам принимать на себя определенные роли, создавать и реализовать различные сюжеты. Именно здесь ребенок имеет возможность воспроизвести все свои впечатления от увиденного в мире взрослых. Практика последних лет показывает, что дети стали гораздо меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры. Объясняется это в первую очередь тем, что дети интеллектуально очень загруженны.

Почему же так важно уделять вниманию развитию сюжетно – ролевой игры у дошкольников?

Дело в том, что такая игра не просто отображает, она моделирует социально значимые ситуации. Игровая модель позволяет выделить самые важные отношения и опустить второстепенные. Благодаря этому дети и постигают смысл человеческих отношений.

Сюжетно — ролевая игра — это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются друг с другом по собственной инициативе, самостоятельно осуществляют выбор сюжета игры, учатся распределять роли и атрибуты, планируют и развивают содержательную часть игры. Как правило, в основу сюжета игры и ее содержания ложатся события окружающего мира, отражающие наиболее эмоциональные моменты жизни.

В ходе игры происходит активное моделирование и замещение реальных явлений действительности вымышленными. В игре приветствуется применение предметов – заместителей, позволяющих развивать воображение и творчество воспитанников.

Особенностью сюжетно – ролевых игр является и непосредственный обмен детей опытом друг с другом. И это обоснованно, ведь каждый отдельный ребенок обладает довольно ограниченным кругом действий, выполняемых взрослыми. Играя, дети перенимают друг у друга имеющиеся знания.

Сюжетно — ролевая игра представляет идеальные возможности для приобретения детьми социальных навыков. Каждый раз дети оттачивают свой социальный опыт, учатся взаимодействовать с другими людьми, что формирует у них умение налаживать контакт со сверстниками в других видах деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно — ролевой игры у ребенка развивается память, оттачивается координация движений, формируются новые знания. Можно сделать вывод о том, что данная разновидность игры активно содействует социализации дошкольников, обогащает их жизненный опыт, подготавливает базу для успешной жизни и деятельности в реальности.

Конечно, ведущую роль в организации сюжетно – ролевой игры играет педагог, ведь от грамотного руководства игрой зависит ее педагогическая составляющая.

Приоритетным направлением является наличие в игре творческого компонента: включение в игру как можно большего количества ролей, желательно из разных сфер социальной жизни, использование идей знакомых художественной произведений, поиск идеального сочетания вымышленных и реальных персонажей. Разыгрывая ту или иную роль, дошкольник вполне обоснованно становится социально — значимым лицом, упражняется в выстраивании общения с представителями других социально – значимых ролей, пробует разные стили общения, учится разрешать конфликты мирным путем.

Немаловажным является и грамотное оснащение развивающей предметно – пространственной среды в группе ДОО, ведь уровень проявления детской инициативы зависит именно от ее наполнения. Поддержать интерес воспитанников к игре поможет своевременное пополнение и обновление центра сюжетно – ролевой игры. В основу наполнения центра могут быть положены интересы воспитанников к той или иной теме, сезонность, лексическая тема, актуальные события современной жизни. На основании требований ФГОС ДО целесообразно оборудовать и гендерные центры с учетом предпочтений девочек и мальчиков.

Подводя итоги, хочется отметить, что дошкольное детство – это тот самый период, когда закладывается фундамент моральных качеств личности, формируется эмоционально-волевая сфера, расширяется коммуникативный опыт, идет активное становление речи. И именно в этот отрезок времени необходима помощь грамотно организованной сюжетно – ролевой игры. Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра имеет образовательное значение тогда, когда она достигает достаточно высокой степени развития у воспитанников. А для этого требуется ее систематическое включение в воспитательно – образовательный процесс.

Список информационных ресурсов

  1. Бакина, М., Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание. — № 4.- 2005. -с. 58-60
  2. Зябкина, И. Методика обучения игре// Дошкольное воспитание. — № 4.-2005. -с. 124-125
  3. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. — № 4.-2002. -с. 53-56.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год