Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методики реализации социально-коммуникативной компетентности в условиях комбинированных групп у детей с задержкой психического развития
Педагогика
Автор: Матвеева Оксана Сергеевна   
10.01.2021 21:05

Методики реализации социально-коммуникативной компетентности в условиях комбинированных групп у детей с задержкой психического развитияМетодики реализации социально-коммуникативной компетентности в условиях комбинированных групп у детей с задержкой психического развития

По данным последних лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. На базе ДОО комплектуются группы комбинированной направленности, где совместно с норморазвивающимися детьми находятся дети с различными нозологиями. В практике, чаще всего это дети с задержкой психического развития, особенностью которых является специфика дефекта, которая проявляется с одной стороны незрелостью эмоционально-волевой сферы, с другой — интеллектуальной недостаточностью, что в приводит к школьной, трудовой и социальной дезадаптации, проявляясь в отсутствии целенаправленного поведения, импульсивности или инертности, так как в первую очередь страдает звено контроля и программирования. Любые нововведения проходят экспериментальный этап в ходе которого обнаруживаются трудности, требующие доработки.

 

Скачать конспект

Актуальность проблемы заключается в том, что воспитатели и педагоги дополнительного образования, реализующие работу в таких группах столкнулись с трудностями: с одной стороны – это высокая наполняемость таких групп, с другой, возникли трудности в организации таких детей на занятиях в усвоении программы, в игровой и трудовой деятельности. Дети показывают отсутствие или недостаточную сформированность таких умений как: понимать эмоциональное состояние сверстников, умение вести простой диалог и получать необходимую информацию в общении, умение принимать участие в коллективных делах и оказывать необходимую помощь, уважительно относится к окружающим, отстаивая своё мнение и не организуя конфликтную ситуацию натаивая на своём. Педагоги практики отмечают, что современные дети стали более агрессивны, безразличны в поведении и отношениях со сверстниками, а порой и неуправляемы. Особенности социально-коммуникативного развития воспитанников связаны не только с патологией анализаторов и развитием центральной нервной системы, но и обусловлены факторами семейного воспитания, социальной и эмоциональной депривацией.

Запрос современного общества к дошкольной организации состоит в том, чтобы из ее стен вышли дети не только с определенным запасом знаний и умений необходимых для обучения в школе, но и чтобы воспитанники стали людьми самостоятельными, обладающие необходимыми качествами для дальнейшей жизни, умеющие строить взаимоотношения с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества и доброжелательности, осознавая этические нормы поведения.

Существующая система отечественных дефектологов касаемо решения диагностических задач и коррекции познавательных нарушений достигла значительных успехов, но вопросы касающиеся собственно личностных проблем в области социально-коммуникативного развития значимых для дальнейшей самореализации таких детей в обществе изучены недостаточно. Совокупность рассматриваемых факторов показала необходимость в разработке и адаптации методик, которые помогут воспитателям, работникам дополнительного образования, а так же узким специалистам в преодолении возникающих проблем.

Одним из важнейших показателей в развитии ребенка является социальная зрелость, предполагающая успешное овладение системой социальных норм в условиях культурной среды. Поэтому в основе социально-коммуникативного развития заложено овладение дошкольниками умениями социально-коммуникативной компетентности – это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; умение общаться и посредством общения успешно решать бытовые и творческие задачи.

Для обследования детей использовалась методика О.В. Дыбиной, параметры которой отражают целевые ориентиры на итоговом этапе дошкольного образования. А также руководствовались определением социально-коммуникативного развития – процесс усвоения индивидом культурных норм и ценностей, а так же системы знаний социального опыта, осуществляемых главным образом в общении.

Выявление уровней социально-коммуникативной компетентности включают в себя шесть заданий:

Задание № 1 «Отражение чувств», выявляет умение понимать эмоциональное состояние окружающих и рассказывать о нём.

Задание № 2 «Зеркало настроений», выявляет умение понимать настроение сверстников по вербальному и невербальному поведению.

Задание № 3 «Интервью», выявляет получать умение получать необходимую информацию в общении и вести простой диалог.

Задание № 4 «Необитаемый остров», выявляет умение выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению.

Задание № 5 «Помощники», выявляет умение взаимодействовать в системе «ребенок – ребенок», соотносить свои желания с интересами окружающих.

Задание № 6 «Не поделили игрушку», направленное на выявление умения спокойно действовать в конфликтных ситуациях, с уважением относиться к окружающим.

Каждое задание позволяет определить не только проблемные зоны коммуникативных умений, но и провести их постепенную коррекцию и преодолеть недостатки, с учетом возможностей каждого ребенка.

С учетом полученных результатов и выявленных трудностей, обусловленных спецификой дефекта были составлены методические рекомендации, в форме образовательной программы и выстроены таким образом, что в работе позволяют анализировать поведение каждого ребенка. Практическая значимость заключается в том, что данные рекомендации могут использовать в своей работе, с целью коррекции и преодоления недостатков педагоги дополнительного образования, воспитатели, узкие специалисты.

Список литературы:

  1. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольника. Для работы с детьми 5-7лет / Под. ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика — Синтез, 2008, — 64с.
  2. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: методическое пособие / Л.С. Маркова. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 1602с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год