Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей старшего дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Апичина Елена Викторовна Дубина Елена Евгеньевна Федорова Наталья Михайловна   
27.12.2020 11:20

Взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей старшего дошкольного возрастаВзаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье теоретически обосновывается взаимосвязь одаренности и креативности детей. Одаренность может влиять на развитие различных компонентов креативности детей и может влиять на развитие общих и специальных способностей. Сочетание работы по развитию одаренности, креативности и способностей в детстве способно привести к высоким достижениям в деятельности, к интеллектуальным размышлениям и к реализации творческих замыслов личности в будущем.

Ключевые слова: креативность, одаренность, общие способности, специальные способности.

На современном этапе все больше появляется одаренных детей – это дети, обладающие различными свойствами, качествами, способностями, которые позволяют им в совершенстве за сравнительно короткое время овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения различного рода деятельности. Эти дети, используя свою одаренность, креативно решают трудные задачи, а используя свои общие и специальные способности решают трудные задачи оригинально, четко и быстро. Поэтому многие исследователи стараются найти взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей [6].

 

Актуальность исследования данной взаимосвязи заключается в том, что многие ученые Л. С. Выготский [1], Н. С. Лейтес [3] и др. определяют дошкольный возраст как возраст «природной одаренности». Л. С. Выготский [1] говорил, что креативность у дошкольников зависит от их способностей и степени одаренности. Одаренность как основу развития креативности и способность, рассматривает Н. С. Лейтес [3], и считает, что это единство общих и специальных способностей, основанных на креативности и определяющих высокие возможности ребенка в той или иной деятельности.

В толковом словаре русского языка Д. В. Ушакова [5] одаренность рассматривается как талантливость, даровитость, та или иная ее степень. Мы же будем придерживаться мнения В. С. Юркевич [6], которая определяет одаренность как индивидуальное сочетание способностей и определенного уровня креативности, которое позволяет ребенку в совершенстве за сравнительно короткое время овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения деятельности. Как полагает Н. С. Лейтес [3] каждый ребенок имеет определённый набор способностей, но только одарённый ребенок имеет следующий набор способностей:

  1. Высокий уровень любознательности.
  2. Опережение умственных способностей возрастной уровень развития.
  3. Отлично развитое логическое мышление.
  4. Высокий уровень развития памяти.
  5. Лёгкость в обучении и быстрота усвоения материала.
  6. Владение большим запасом слов, не всегда соответствующему возрасту.
  7. Быстрый поиск ответов на поставленные вопросы и задачи.
  8. Креативность.
  9. Абстрактное видение проблем.
  10. Большое количество увлечений и хобби.

Понятие креативность обозначает способность мышления, которая присуща каждому ребенку, опирающаяся на одарённость и развивающая общие и специальные способности ребенка. Наличие креативности в ребенке свидетельствует о степени его одаренности и об уровне развития общих и специальных способностей (Л. Г. Карпова) [2]. В данной способности заложены способность замечать то, чего не видят другие; склонность к познанию; стремление к открытиям; умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах; умение изобретать и открывать; умение на практике применять полученные знания, опыт; самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений и пр.

Исследователи Л. Г. Карпова [2], Л.В. Светличная [4], В. С. Юркевич [6] и др. утверждают о взаимосвязи уровня развития креативности у детей старшего дошкольного возраста и одаренности.

В своих исследованиях Л. Г. Карпова [2] определила, что чем выше уровень креативности у детей старшего дошкольного возраста, темы выше уровень следующих видов одаренности:

  • интеллектуальной одаренности, подразумевающей особо высокий уровень развития сенсорной чувствительности, мышления и памяти, который обеспечивает успешность в решении умственных задач
  • креативной одаренности – склонности к нестандартным решениям, гибкость в мышлении, независимость в суждениях
  • таланта академических достижений, который выражается в быстром и успешном освоении чтения, математических основ, природных закономерностей

- коммуникативных способностей, которые проявляются в очевидном лидерстве ребенка в общении со сверстниками или легкости и естественности в общении, в умении быть партнером.

Взаимосвязь уровня развития креативности у детей старшего дошкольного возраста и одаренности Л. В. Светличная [4] определяет по следующим параметрам:

  • высокий уровень креативности и высокий уровень интеллектуальной одаренности, проявляющейся проявляется в высоком IQ ребёнка
  • высокий уровень креативности и высокий уровень креативной одаренности, которая проявляется в том, что дети обладают хорошо развитой интуицией, воображением, творческим мышлением и видением
  • высокий уровень креативности и высокий уровень мотивации

- высокий уровень креативности и высокий уровень адекватной самооценки, которая проявляется в том, что ребёнок понимает свои достоинства и недостатки, он любознателен, коммуникабелен, может нести ответственности за совершаемые поступки.

Известный исследователь особенностей одаренных детей В. С. Юркевич [6] предложила рассматривать повышенную потребность ребенка в креативности в качестве фактора самой одаренности. Действительно, каким бы высоким ни был уровень креативности ребенка от природы, он не будет задействован в полную силу без желания познавать и обдумывать.

Способности — это внутренние условия развития ребенка, которые развиваются на основе одаренности и креативности в процессе обучения и практики, а также в процессе его взаимодействия с внешним миром (Л. В. Светличная [4]). Специфические (социальные) способности формируются под воздействием исторического и общественного влияния и обеспечивают жизнь и развитие ребенка в социальной среде. В основе этих способностей лежат практические, теоретические, творческие и учебные знания, логика и пользование речью. Общие способности – это способности, определяющие успехи ребенка в общении и в самых разных видах деятельности. Общие способности делятся на практические (конструктивно-технические (способность представлять предмет в целом и по частям), организаторские (способность организовать общение между субъектами), познавательные (творческие (способность принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи), интеллектуальные (способность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться) и сенсорные (способность соотносить информацию о свойствах предмета, фонемы речи, цвета, разнообразие форм и другое)).

Исследователи Л. С. Выготский [1], Л. Г. Карпова [2], Л.В. Светличная [4], В. С. Юркевич [6] определили, что есть взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей.

Как полагает Л. С. Выготский [1] одаренность влияет на развитие таких критериев креативности как любознательность; самостоятельность; целенаправленность; упорство при достижении цели, невзирая на препятствия и неудачи. Но все эти критерии не были бы развиты, если бы ребенок не обладал следующими общими способностями, как практические, познавательные (творческие, интеллектуальные).

По мнению Л. Г. Карповой [2] взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей старшего дошкольного возраста можно охарактеризовать так: чем выше у ребенка критерии одаренности (любознательность, умственные способности, логическое мышление, память), тем выше критерии креативности (активность; самостоятельность; инициативность; нестандартность, оригинальность; интерес к трудным задачам и способность длительное время увлекаться их разрешением) и выше общие и специальные способности.

В исследовании Л. В. Светличной [4], взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей характеризуется следующим образом: высокий уровень одаренности у ребенка способствует высокому уровню развития креативности и способностей (общих и специальных). Более подробно автор не описывает данную взаимосвязь.

Взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей В. С. Юркевич [6] описывает как тройственный союз любознательности, креативного мышления и общих и специальных способностей.

Таким образом, взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей довольно очевидна. Одаренность может влиять на развитие таких компонентов креативности старших дошкольников, как: любознательность; активность; самостоятельность; инициативность; целенаправленность; нестандартность, оригинальность; упорство при достижении цели, невзирая на препятствия и неудачи; интерес к трудным задачам и способность длительное время увлекаться их разрешением. Также одаренность может влиять на развитие общих (практические (конструктивно-технические и организаторские), познавательные (творческие, интеллектуальные и сенсорные)) и специальных способностей.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Психология искусства. — М.: Академия, 2014. – 456 с.
  2. Карпова, Л.Г. Развитие творческих способностей дошкольников. – Омск, 2012. – 215с.
  3. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. – 448 с.
  4. Светличная, Л.В. Психология способностей: Учебное пособие. – М.: РУТ (МИИТ), 2017. – 48 с.
  5. Ушаков, Д. В. Психология интеллекта и одаренности. — М.: Ин-т психологии (ИП) РАН, 2011. – 464 с.
  6. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. — М.: Просвещение, 2016. – 136 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год