Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!»
Педагогика
Автор: Безусова Инга Зинатулловна   
15.12.2020 14:27

Программа «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!»Программа «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

детский сад «ВОЛШЕБНИЦА»

I. Целевой раздел рабочей программы

1. 1 Пояснительная записка

1. 2. Цель и задачи программы

1. 3. Целевые ориентиры

 

Скачать конспект

1. 4. Ожидаемые результаты

II. Содержательный раздел рабочей программы

2. 1 Описание образовательной деятельности

2. 2. Планирование образовательной деятельности

2. 3. Способы и направления поддержки детской инициативы

2. 4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

III. Организационный раздел рабочей программы

3. 1. Календарный учебный график

3. 2. Модель годовых праздников и традиционных событий

3. 3. Методическое обеспечение программы

3. 4. Материально-техническое обеспечение программы

3. 5. Кадровое и информационное обеспечение

АННОТАЦИЯ

Программа «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!» является продуктом инновационного проекта «Демонстрационно-выставочного комплекса «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ» (приказ департамента образования ЯНАО от 01. 04. 2019 № 292 «Об итогах конкурса на предоставление субсидий из окружного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 году») реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Волшебница», в течение 2019-2020 учебного года.

Данная программа позволяет через созданный на территории детского сада демонстрационно-выставочный комплекс «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ» наглядно представить крупнейшие отрасли промышленности Ямала и организовать комплексную просветительскую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с прошлым, настоящим и будущим промышленности Ямало-Ненецкого автономного округа.

Программы является авторской, разработана на основе личного практического опыта, отличается новым содержанием, построенным на местном, региональном материале, которого нет ни в одном российском учебнике, в этом ее огромная ценность.

В основание Программы легли общие принципы музейной педагогики: наглядность, доступность, содержательность и т.д., направленные на познавательное развитие ребенка в целом.

Программа модульная, что позволяет изучить объекты (экспонаты) более полно и качественно.

Предлагаемая программа может быть рекомендована педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, как дополнение к основной образовательной программе.

Востребованность дополнительной образовательной программы «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!» педагогами муниципальной системы дошкольного образования подтверждена высоким процентом заинтересованности в рамках сетевого взаимодействия при совместном планировании экскурсий, организацией методического сопровождения педагогов, желающих привести детей на практико-ориентированную экскурсию, а также положительными отзывами родителей (законных представителей) детей ссылка, ссылка.

Распространение опыта работы на региональном уровне дополнит постепенно формирующийся информационно-методический ресурс системы образования ЯНАО по формированию основ целостного мировосприятия средствами познавательно-исследовательской активности дошкольников через музейно – экскурсионную деятельность.

Методический продукт успешно прошёл внутреннюю и внешнюю экспертизу, в ходе которой подтверждена его актуальность, практическая значимость и целесообразность внедрения в массовую педагогическую практику.

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

1. 1. Пояснительная записка

Актуальность программы:

«Без прошлого нет настоящего, без настоящего – будущего»

В настоящее время Постановления Правительства РФ, Министерства просвещения, утвержденный ФГОС ДО нацеливают дошкольные образованные учреждения на новый уровень, который предусматривает формирование у подрастающего поколения познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, а также воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Эту задачу невозможно реализовать без знакомства детей с историческим и культурно-трудовым наследием своего края и России в целом. Чем меньше ребенок, тем большее влияние педагог может оказать на его чувства и поведение. Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребёнка, когда возникает масса вопросов, на которые ему нужно самостоятельно находить ответы. И важным условием для этого процесса является активизация познавательных способностей, то есть процесса, в результате которого происходит формирование личности человека, который умеет творчески решать задачи, самостоятельно критически мыслить, выдвигать и защищать свою точку зрения, обновлять свои знания и применять их в процессе жизнедеятельности.

Дополнительная образовательная программа «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!» (далее – Программа) туристско – краеведческой направленности, разработана на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования РФ:

  • Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Комментарии Министерства образования и науки РФ к ФГОС дошкольного образования от 28. 02. 2014 г. №08-249;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4. 1. 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»;
  • Устав МАДОУ «Волшебница».

Отличительная особенность данной Программы от уже существующих в том, что дополнительная образовательная программа «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!» — является авторской, разработана на основе личного практического опыта, отличается новым содержанием, построенным на местном, региональном материале, которого нет ни в одном российском учебнике, в этом ее огромная ценность.

В основание Программы легли общие принципы музейной педагогики, направленные на познавательное развитие ребенка в целом. Любой музей, по существу, является пространством, организованным преимущественно в образовательных целях, где посетитель становится участником открытого диалога.

Существует большое количество педагогических программ и практик по формированию целостных представлений о родном крае – Ямале, через организацию музея в дошкольных образовательных учреждениях, но все они представлены в виде мини-музея в детском саду, например: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР детский сад «Белоснежка» город Новый Уренгой «Мой край родной — Ямал» ссылка, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» город Тазовск «Мини-музей русской избы» ссылка, Детский сад "Золотая рыбка" филиал ООО "Газпром добыча Уренгой" город Новый Уренгой «Мы живём на Ямале» ссылка, а в рамках программы «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!» дети получают свой практический опыт на интегрированной платформе Демонстрационно-выставочного комплекса «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ» (далее – ДВК), который размещен на территории детского сада, в виде музея под открытым небом, что даёт возможность организовать общение детей с уменьшенной моделью чего-то бо́льшего и лабораторией для проведения исследовательской, экспериментальной деятельности расположенной непосредственно в помещении сада, в этом и заключается уникальность Программы ссылка, ссылка.

Программа модульная, что позволяет изучить объекты (экспонаты) более полно и качественно.

Новизна программы заключается в нескольких аспектах. Первый проявляется в модульной структуре содержания, направленной на организацию исследования на основе регионального материала, использование результатов в практической деятельности, параллельное совершенствование навыков в области экскурсионного дела, приобретению умений по созданию и проведению экскурсии. Следующий аспект новизны проявляется в расширении практической составляющей программы, позволяющей повысить интерес к истории родного края через практико-экскурсионные образовательные маршруты.

Данная Программа рассчитана на один год обучения воспитанников подготовительной группы, имеющих высокий познавательный интерес и потребность в интеллектуальном развитии. Предусматривается 36 занятий в учебный год (1 час в неделю).

Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Основной формой обучения является аудиторные (практико-экскурсионные) занятия, длительность которых регулируется с учетом возраста воспитанника и в соответствии с нормами СанПин, а также проводятся внеаудиторные (самостоятельные) занятия, в количестве 12 часов.

Практико-экскурсионные занятия по дополнительному образованию проводятся с сентября по май включительно, во второй половине дня.

Внеаудиторные (самостоятельные) занятия проводятся с июня по август и включают в себя самостоятельное проведение тематических экскурсий по индивидуальным заданиям (Приложение 1).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание – закрепление — применение.

Теоретической составляющей Программы является работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В. Пантелеевой, Н.А. Рыжовой и др., которые считали, что фундаментом педагогики музея является идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую в себя памятники природы, экспонаты экологического содержания. Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщить им всё доступное и полезное для умственного и словесного развития. Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачёва, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка. Становлению и развитию краеведения в советский период посвятили свои работы педагоги, социальные деятели, краеведы: В.Н. Татищев, В.Г. Л.А. Гольденберг, М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.И. Лазарев, П.И. Рычков, Н.А. Соболева, М.В. Соловьев.

Особенностями программы является:

взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственной, трудовой, нравственной и т.д.);

использование разных видов деятельности;

четкое определение содержания экологического воспитания;

использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания;

взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

создание развивающей среды;

экологическая грамотность педагога.

1. 2. Цель и задачи программы

Целью данной программы является:

создание условий для формирования основ целостного мировосприятия средствами познавательно-исследовательской активности дошкольников через музейно – экскурсионную деятельность.

Задачи:

формировать у детей элементарные представления об крупнейших отраслях промышленности округа, основанных на ресурсной базе ЯНАО;

развивать критическое мышление;

формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальных способностей;

развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

формировать исследовательские навыки, умения анализировать, делать выводы и умозаключения;

формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

развивать познавательный интерес к миру природы ЯНАО, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней;

развивать у детей интерес к инженерным профессиям;

воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что практико-экскурсионные образовательные маршруты, оказывают влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближают дошкольника к реальной жизни, пробуждают логически мыслить, способствуют умению анализировать, делать выводы.

Принципы заложенные в основу программы:

Наглядность.

Доступность (от простого к сложному) дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними.

Принцип научности — экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.

Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Последовательность ознакомления детей с экспонатами.

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

Здоровьесбережения (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности).

Возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста).

Психологической комфортности — заключается в снятии стрессовых факторов.

Природосообразности — развитие в соответствии с природой ребенка, его индивидуальными особенностями, восприятием.

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (экспериментальная исследовательская работа).

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Приёмы, используемые при реализации программы

  • работа в малых группах;
  • создание проблемных ситуаций; решение
  • создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
  • моделирование и анализ различных ситуаций;
  • работа по инструкции для выполнения самостоятельных упражнений.

Практическая значимость:

Практическая значимость для воспитанников

Возможность включения детей дошкольного возраста в открытый образовательный процесс с использованием практико-экскурсионных образовательных маршрутов, стимулирующих их познавательную активность, повышение информационной компетенции, способствование ранней профессиональной ориентации и обеспечение возможности общения с детьми старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость для педагогов

Повышение информационной компетентности педагогов, укрепление социально-коммуникативных, профессиональных связей педагогов системы дошкольного и дополнительного образования.

Практическая значимость для социума:

В наше время проблемы загрязнения окружающей среды, разумного потребления и использования материальных ресурсов, утилизации отходов становятся все более актуальными для современной цивилизации. Экологически осознанное отношение к окружающему может способствовать формированию устойчивой позиции сохранения окружающей среды будущим поколением.

Возрастные особенности воспитанников 6-7 лет:

В этом возрасте у детей совершенствуется познавательная активность, детям необходимо разнообразие форм межличностного сотрудничества, такие как сотрудничество со сверстниками и взрослыми, игры, общение и совместная экспериментальная деятельность, способствующая формированию личностных особенностей ребенка.

Ребенок 6 -7 лет, превосходящий основные нормы и уровень развития познавательных функций, отличающийся остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляющий выраженную и разностороннюю любознательность.

1. 3. Целевые ориентиры

1. 3.1. Планируемые результаты освоения Программы

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – возрастных характеристик возможных достижений ребёнка.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы:

У ребёнка:

сформирован интерес к крупнейшей промышленности региона;

сформированы знания инженерных профессий;

сформировано бережное отношение к родной стране, к родному краю, к дому;

проявляется интерес к природным явлениям родного края, формируется доброе отношение к природным объектам окружающего мира;

проявляется интерес к быту, культуре и традициям коренных жителей нашего региона;

сформировано чувство гордости за своих родителей и людей, живущих в нашем городе, округе.

1. 4. Ожидаемые результаты Программы

Ожидаемые результаты:

  • в отношении детей:
  • умение слушать;
  • умение обратиться к взрослому с вопросом;
  • умение ребенка отвечать на вопросы;
  • умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов, необходимых для экскурсий и исследований по определенной тематике;
  • умение обрабатывать собранный материал;
  • умение представить экскурсионный материал;
  • в отношении родителей:
  • повышение педагогической компетентности в вопросах организации и проведения экскурсионной деятельности;
  • повышение вовлеченности родителей в образовательный процесс.

1. 5. Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей

Педагогическая диагностика (мониторинг) опирается на принципы поддержки специфики разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Педагогическая диагностика (мониторинг):

  • не содержит каких – либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией актуальных образовательных достижений;
  • позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль опытно-исследовательской деятельности дошкольника и оценить его динамику;
  • учитывает зону ближайшего развития ребёнка.

Мониторинг осуществляется 2 раза в год (в начале и конце учебного года со всеми детьми) и имеет качественную оценку. Педагог заполняет индивидуальную карту, отражающую уровень сформированности умений и навыков экскурсионной и исследовательской деятельности дошкольников по следующим критериям: сформирован, не сформирован, формируется.

Диагностика основана на методе наблюдений за действиями детей во время проведения практика – ориентированных экскурсионных маршрутов по следующим критериям (Приложение 2):

  • степень проявления познавательной активности;
  • уровень развития исследовательских умений (исследовательское поведение)

Формы подведения итогов:

Защита краткосрочных проектов.

Конкурс исследовательских проектов и творческих работ «Я — исследователь».

Фестиваль детского творчества «Я экскурсовод».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год