Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕРЕМОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ДО ТРЕХ ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО
Педагогика
Автор: Линько Людмила Петровна   
04.11.2020 18:47

ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕРЕМОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ДО ТРЕХОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕРЕМОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ДО ТРЕХ ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО

Людмила Петровна Линько МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты воспитатель

В тексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования впервые появился термин, который ранее не использовался в дошкольной педагогике. В пункте 2.11. 2 указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». Введение нового термина заставило задуматься о том, что такое культурные практики и что нового они внесут в дошкольное образование.

 

Скачать презентацию

Необходимо отметить, что однозначно единой трактовки термина «культурные практики» не существует. Наталья Михайловна Крылова определяет «культурные практики» как «обычные для ребенка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его жизни и события с другими людьми».

Культурные практики связаны с активной и самостоятельной, разноаспектной и многократной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности,

основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях.

Лыкова Ирина Александровна (доктор педагогических наук, профессор) и Протасова Екатерина Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент), разработчики

комплексной программы «Теремок» для детей от 2-хмесяцев до 3-х лет, отмечают, что «культурные практики» человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются – постепенно и постоянно – в процессе

самостоятельной деятельности.

Для расширения этих практик для ребенка значимы следующие виды и формы активности: свободное манипулирование различными предметами и материалами,

наблюдение и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, игровая и художественная деятельность. Все эти виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно сочетаются в разных вариантах.

Практика ребенка становится культурной, когда открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается

постепенно. В основе культурных практик лежат культурные умения. В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих

индивидуальных желаний, интересов, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно

уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать свой выбор, проявить свои интересы и выразить свои желания.

С осени 2019 года МБДОУ «Детский сад № 26» является инновационной площадкой в составе сетевой инновационной площадки ФГБНУ ИИДСВ РАО «Научно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение деятельности образовательных организаций, внедряющих основную образовательную программу «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет».

Современная образовательная программа «Теремок» предлагает научно обоснованный вариант проектирования образовательной деятельности в соответствии с основными направлениями развития детей от 2-х месяцев до 3-х лет в пяти образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со

взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Согласно ФГОС дошкольного образования выделяют следующие виды деятельности для детей раннего возраста (ФГОС ДО п.2. 7.):

  • Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
  • Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)
  • Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
  • Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка совок, лопатка и пр.)
  • Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок
  • Двигательная активность.

В раннем возрасте доступны следующие культурные практики:

  • исследовательские (экспериментирование с материалами и веществами)
  • коммуникативные (общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого).
  • социально-ориентированные (предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями).

В соответствии с основными видами деятельности (активности) для детей от 2-3 лет программой «Теремок» предлагаются различные «культурные практики»,

которые я успешно применяю в своей педагогической деятельности.

Исследовательские культурные практики Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Примером исследовательских культурных практик в раннем возрасте являются игры с песком, водой, сдобным и соленым тестом, игры с дидактическими, динамичными и образными игрушками (пирамидки, матрешки, игрушки-каталки, пазлы, домино, сортеры, мозаика, юла, неваляшки и другое), музыкально-шумовыми игрушками.

Коммуникативные культурные практики

Примером коммуникативных культурных практик является инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев – «пальчиковые

игры». Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Примеры:

«Сорока – белобока», «Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Как живешь?», «Мальчик с пальчик», «Вышли пальчики гулять», «Большая стирка», «Капуста» и другие. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира:

предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Социально-ориентированные культурные практики Игры с бытовыми предметами и действия с бытовыми предметами-орудиями:

  • игры с баночками и крышечками разных размеров. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
  • игры с прищепками — развивают сенсорную координацию, мелкую моторику рук, творческое воображение, память и мышление, а также усидчивость. Чтобы игра была интересной детям, можно предложить прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке и т. п.).
  • игры с крупами и сыпучим материалом: «Бассейн для пальчиков» или «Найди сюрприз», «Пересыпь крупу», «Выложи узор из красной фасоли».

Игры с составными и динамическими игрушками. К ним можно отнести картинки-вкладыши, пирамидки, игрушки-каталки, конструкторы, вкладыши, матрешки, коробка форм, бусы, шнуровки, крупные пазлы, тематические кубики, составные разрезные картинки и другое.

Игры с пирамидками. Многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И

дети не теряют к ним интереса.

Игры — нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, мелкие игрушки, рожки и макароны, сушки и т. п. Игры – нанизывание помогут

скоординировать движения обеих рук, отлично развивая руку, а также способствуют совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре

формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки — крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки ( «Забавные шнурки») — развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют

усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию

речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений

вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Конструирование – ребенок не воспроизводит образец, а пробует, исследует, изучает самостоятельно и выбирает то, что наиболее интересно ему, что

соответствует его реализации замыслов/запросов.

Данные культурные практики доступны для детей раннего возраста, так как направлены на усвоение культурных способов употребления предметов. В качестве

ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и

взрослых. Процесс овладения культурными практиками детьми раннего детства – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии

со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде.

Культурные практики ребёнка вырастают на основе взаимодействия со взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных

действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изученияисследования). К концу периода раннего детства, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с

игрушками.

Таким образом, с помощью культурных практик реализуются целевые ориентиры образования на этапе завершения раннего возраста:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
  • эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет

пользоваться ими;

  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих

предметов и игрушек;

  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Детство — это не просто уникальная субкультура. Это — «ростки нового культурного уклада жизни», которые могут прорасти только в пространствах

автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию,

становясь ее авторами.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год