Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие мотивации профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования
Педагогика
Автор: Чайникова Марина Геннадьевна   
24.10.2020 18:43

Развитие мотивации профессиональных компетенций педагогов дошкольного образованияРазвитие мотивации профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования

Аннотация: статья посвящена повышения профессиональных компе-тенций педагогов дошкольных образовательных учреждений. В статье дается исследование мотиваций педагогических работников ДОУ и возможные пути решения проблемы, связанной с пассовностью самих педагогов повышать свои компетенции.

Ключевые слова: профессиональные компетенции педагогов, потен-циал личности педагога, Тест Герцберга, Методика изучения факторов привлекательности профессии по В. А. Ядову, модифицированной Н. В. Кузьминой, А. А. Реаном.

С вступлением в действие нового Закона "Об образовании" статус до-школьного образования изменился. Сейчас это полноправный базисный уровень системы российского образования. Основным принципом, которого является поддержка разнообразия, сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Основная цель педагогической работы дошкольных учреждений — это повышение социального статуса дошкольного образования. В условиях стремительного роста информационных потоков и темпа социальных изменений для педагогов становится актуальным овладение "компетентностью к обновлению компетенций", формирование положительных социальных установок для решения различных профессиональных и жизненных проблем [1, с. 3].

 

Скачать конспект

Как отмечает В. Г. Суходольский, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования — способность педагога к выполнению профессиональной деятельности, которая определяется требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном педагогическом образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Компетентность включает в себя владение необходимыми значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями в области дошкольного образования, практическими умениями и навыками [2, с. 74].

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 — 2020 годы ставит задачу: обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию [4].

В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения — их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией. И одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога.

Но возникает следующая проблема: как повысить мотивацию педагогов дошкольных учреждений к самосовершенствованию, к желанию повысить свои компетенции?

Различные аспекты деятельности педагога, в том числе и мотивация обсуждаются в настоящее время достаточно широко. Организация деятельности педагогов ДОУ рассматривается в трудах К. Ю. Белой, А. К. Бондаренко, В. Н. Дубровой, Е. А. Панько, Л. В. Поздняк и др. Разработка проблем профессионального развития педагогов в процессе профессиональной деятельности раскрыта в трудах Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, Э. Э. Сыманюк и др. Решением проблемы профессионального развития с точки зрения технологической организации профессионального занимались А. А. Вербицкий, С. Г. Вершловский, Б. С. Гершунский, В. Ю. Кричевский, М. П. Сибирская и др. Мы, рассматривая данный феномен выяснили, что именно мотивация способна повлиять на личность педагога, его желание развиваться и совершенствоваться, работать с полной отдачей.

В процессе изучения данной проблемы были выявлены противоречия между новыми современными нормативно-правовыми требованиями к до-школьному образованию, необходимостью разработки и внедрения инноваций в образовательное учреждение и недостаточной профессиональной компетентностью педагогов.

Сложности в профессиональном росте воспитателей возникают по не-скольким причинам. Во-первых, непрерывный профессиональный рост — это построение профессиональной карьеры в течение всей трудовой деятельности человека. Не всегда на первоначальном профессиональном пути своей жизни люди умеют найти себя. В результате чего, педагоги — это бывшие юристы, экономисты, менеджеры, успешно прошедшие переподготовку. Во-вторых, педагоги-пенсионеры, которые не особо хотят что-то менять в своей работе, но из-за нехватки кадров в детских садах продолжают трудовую деятельность. В-третьих, молодые специалисты, которым не хватает элементарно практической деятельности в детском саду. Но все же не стоит забывать и о педагогах опытных, стремящихся к саморазвитию, они есть и их не мало.

Зная мотивы трудовой деятельности воспитателя, его потребности, грамотный руководитель способен направить, простимулировать. На сегодняшний день существует множество методик для изучения мотивов профессиональной деятельности.

Для определения превалирующих мотивов деятельности педагогов в составе 20 человек МАДОУ «Детский сад № 9», г. Реж Свердловской области, мы использовали:

  1. Тест Герцберга. Назначение: Определение структуры мотивации и выделение превалирующих факторов удовлетворенности или неудовлетво-ренности трудом.
  2. Методика изучения факторов привлекательности профессии по В. А. Ядову, модифицированной Н. В. Кузьминой, А. А. Реаном. Назначение: определение общего уровня удовлетворенности профессией ничего не говорит нам о причинах удовлетворенности или неудовлетворенности. Чтобы выяснить эти причины, исследователи применяют методику, направленную на изучение факторов привлекательности профессии.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год