Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Роль игрушки в игровой деятельности детей.
Педагогика
Автор: Иванова Юлия Владимировна   
24.10.2020 10:18

Роль игрушки в игровой деятельности детей.Роль игрушки в игровой деятельности детей.

Иванова Юлия Владимировна МКДОУ д/с № 50 г. Новосибирск

В развитии ребёнка огромная роль принадлежит основному виду деятельности-игре.

Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребёнок живёт в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению, постепенно овладевает языком. Ребёнок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность ещё не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему радости и огорчения, он таким своеобразным путём приобщается к окружающей жизни.

Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни- действий, деятельности людей, их взаимоотношения в обстановке, создаваемой детским воображением.

Особенность игровой деятельности — её самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, её создателями. Они отражают в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, отражают своё отношение к ним.

 

Интересная игра повышает умственную активность ребёнка и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Игра — один из методов обучения и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдении, беседами, чтении и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования.

Важным средством формирования игровых умений у детей и руководства совместными детскими играми является игровой материал и игрушки. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует всё новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребёнка в качестве своеобразного эталона окружающей материальной действительности. Игра и игрушка являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребёнка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на всё более высоком уровне.

Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Многие игрушки объединяют детей, требуют совместных усилий, согласованных действий. Игрушки являются объектом игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания.

Важным условием организации содержательной игровой деятельности детей является правильный подбор, рациональное размещение и использование игрушек и пособий. Основным принципом подбора игрового материала является соответствие игрушек и пособий реальному составу детей в группе. Игрушки необходимо хранить на открытых полках, в открытых шкафах. Периодически игрушки необходимо убирать, заменять их новыми для того, чтобы интерес к игрушкам не ослабевал. В результате продуманной воспитательной работы дети привыкают к установленному порядку, хорошо ориентируются в своём игровом хозяйстве, играют, не мешая другим.

Основное содержание игр:

  • изображение домашнего труда (дети кормят кукол, одевают их, укладывают спать, готовят им обед)
  • лечение кукол и игрушечных зверей (малыши смазывают их воображаемой мазью, дают лекарства, делают уколы)
  • поездки на транспорте (дети составляют стульчики, берут в руки обручи, бруски — управляют машиной. Одна и та же постройка бывает поездом, автомобилем и т.п.)
  • катание в тележке и машинке кукол и других игрушек
  • изображение музыкального занятия (дети играют на «пианино», поют, танцуют с куклами)
  • воспроизведение инсценировок
  • игры со строительным материалом (дети строят домики, горку, заборчик, мебель. В постройках действуют куклы, игрушечные звери)
  • игры с песком (малыши формуют куличики, зарывают в песок игрушки, откапывают их)

Подбирать для игр ребёнка следует те игрушки, смысл которых созвучен его игровому и жизненному опыту.

Ребёнок рано включается в систему социального общения и ему не приходится самому способы действий с предметами. Всё это малыши усваивают с помощью игрушек, которые своей формой и функциями повторяют в обобщённой форме предметы, используемые взрослыми. Ему нравится чувствовать, что он делает, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка- верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но педагогически целесообразной и интересной.

Классификация игрушек.

1. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносительности с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

1 Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевлённые и неодушевлённые объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

а) куклы;

б) фигурки людей;

в) фигурки животных;

г) предметы бытового обихода;

д) театральные);

е) празднично-карнавальные;

ж) технические.

2 Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены развивающие задачи:

а) собственно -дидактические основаны на принципах самоконтроля;

б) дидактические игры (наборы) с правилами предназначены для игр на столе;

в) конструкторы и строительные наборы;

г) игры-головоломки;

д) музыкальные игрушки.

е) спортивные игрушки.

ж) игрушки-забавы.

2. Игрушки по степени готовности.

  1. Готовые.
  2. Сборно-разборные, состоящие из трансформирующих частей и деталей.
  3. Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.
  4. Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.
  5. Игрушки по виду применяемого сырья:

деревянные, пластмассовые, металлические, из тканей, бумаги и картона, из керамики, фарфора и фаянса, из древесных материалов (папьемаше).

4. Игрушки по величине:

мелкие (3-10 см.), средние (10-50 см.), крупногабаритные (соразмерные росту ребёнка в разных возрастных периодах).

5. По функциональным свойствам:

простые, без подвижных деталей, с подвижными деталями, механические, гидравлические, пневмонические, магнитные, электрофицированные (электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе). Электронные; игровые комплекты, объединённые единой темой.

6. Игрушки по художественно-образному решению:

Реалистические, условные, конструктивные.

Игры детей третьего года жизни.

В играх детей третьего года жизни уже появляются те же черты, которые получают развитие впоследствии: подражания взрослым, создание игровых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающим. Дети этого возраста начинают отражать в игре свои впечатления и переживания. Задача воспитателя- содействовать тому, чтобы они подражали хорошему примеру, чтобы у них складывались правильные представления, формировались положительные качества.

Игры детей возникают в основном под влиянием зрительных образов: ребёнку требуется пример для подражания. Действия, которым надо обучать малыша, воспитатель может проделать с куклами или др. игрушками, причём ненавязчиво, не принуждая незамедлительно поступать так же, а лишь на воображение и чувства ребёнка. Игрушки можно использовать и для наглядного напоминания: маленькая ёлочка вызовет желание повторить новогодний праздник, игрушечное пианино – повторить музыкальное занятие.

Дети находят разнообразное применение игрушке – материалу, особенно важной для развития фантазии, изобретательности (лоскуты материи, коробки, дощечки). Малыши быстро осваивают этот материал (лоскуты превращаются в одеяло или косынку, коробка – в кровать или кастрюлю. Необходимость подобного материала диктуется тем, что в этом возрасте дети сами заменяют в игре один предмет другим.

На развитие самостоятельной игровой деятельности, творческого воображения большое влияние оказывают игры-инсценировки, дидактические и подвижные игры.

Практика подтверждает, что игры детей трёх – четырёх лет в основном неустойчивы. Это проявляется в частой смене игрушек, а следовательно и игровых образов, которые могут возникнуть в силу подражания.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год