Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Наталья Викторовна Скорзова   
04.07.2014 08:58

Развитие мышления детей старшего дошкольного возрастаВсе мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, разумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Что значит «уметь мыслить?». Разве это умение не дано нам от природы? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень», как в сказке П.Ершова: « Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев (имбецильность, дебильность, идиотия и т.п.), то умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал свое мышление сам.

Скачать конспект

Развитие детского мышления – острая проблема, которая волновала выдающихся психологов и педагогов, таких как П.Я.Гальперин, Л.Ф.Обухова, Н.Н.Поддъяков, Д.Б.Эльконин, Ж.Пиаже и др. В своих работах они всесторонне и глубоко освещали данную проблему, вскрыли основные закономерности формирования умственных действий и понятий у дошкольников. Но все же до сих пор остаются  неразрешенными, недостаточно ясными наиболее важные вопросы, такие как выяснение принципиальной возможности саморазвития, самодвижения детского мышления на определенных этапах развития ребенка, а также в настоящее время с особой остротой встает задача разработки такого нового содержания обучения и его методов, которое обеспечило бы формирование полноценного процесса мышления, когда каждый акт мыслительной деятельности обеспечивает рост определенных, ясных знаний и умений и вместе с тем ведет к возникновению новых, неясных образов, предположений и т.д.
Что же такое мышление и почему его надо организовывать?

 

Есть замечательные книги по развитию математического, литературного, технического мышления, а также «ума полководца». Как разобраться педагогу, кто перед ним – будущий физик или великий писатель?  Надо ли мышление разных детей развивать по – разному?
«Мышление – процесс деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще нерешенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме».
Одни психологи считают процесс мышления исключительно продуктивным, т.е. производящим новый продукт – идею, новое решение (С.Л.Рубинштейн); другие включают в него и репродуктивные (воспроизводящие уже имеющиеся у человека знания) этапы (П.Я.Гальперин). Важно заметить, что воспроизведение (вспоминание) уже имеющихся знаний – одна из функций памяти, в то время как «искание и открытие нового» действительно творческий, не рутинный, высший познавательный процесс. Зачем воспитателю знать такие тонкости? Затем, чтобы понимать: в первом случае он будет задавать ребенку алгоритм действий (например, решения задачи по типу уже решенной); во втором – научит находить свое – оригинальное решение, где известные ему алгоритмы непригодны.
Одна из актуальных задач совершенствования подготовки педагогов к практической работе – вооружение не только знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей, но и умением выявлять их и изменять с помощью современных психодиагностических методик.
Из трех видов мышления: словесно - логическое, наглядно – образное и наглядно – действенное – у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого – словесно – логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста,  в первую очередь необходимо обращать внимание на наглядно – образное и наглядно – действенное мышление. Поскольку эти виды мышления имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач, то мы считаем, что повысить уровень интеллектуальных способностей детей можно путем создания комплексных мероприятий. А так как « Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через который в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», то в практике дошкольного учреждения особое внимание следует уделять играм.
№    Название заданий    Цель
1.    «Замри»    Учить детей понимать схематическое изображение позы человека.
2.    «Звезды на небе»    Учить дошкольников соотносить схематическое изображение предмета с художественным.

3.    «Подбери детали»    Учить анализировать контурную схему.
4.    «Чего не хватает?»    Учить анализировать схему предмета и соотношение предметов в пространстве.
5.    Чтение произведения И.Алтынсарина «Спор животных».    Проанализировать какое животное было право и почему.
6.    Просмотр сказки Е.Елубаева «Кто сильнее?»    На основе анализа выяснить, кто же из персонажей сказки сильнее.
7.    «Разные дома»    Учить детей сравнивать рисунок и чертеж предмета.
8.    На прогулке    Сравнить погодные явления вчера и сегодня.
9.    Заучивание наизусть  стихотворений Абай «Осень» (отрывок) и Г.Скребицкого «Осень»    Сравнить, как в произведениях двух авторов описываются погодные явления.
10.    «Охотник – рыболов»    Упражнять животных в умении классифицировать и называть животных, рыб и птиц.
11.    «Вершки – корешки»    Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
12.    «Кто больше назовет предметов?»    Учить детей классифицировать предметы по месту их производства».
13.    «На что это похоже?»    Учить создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.
14.    «Волшебная мозаика»    Учить дошкольников создавать схематические изображения предметов.
15.    «Домино»    На основе обобщенно – схематического изображения распределить виды рисунков.
16.    «От зернышка до булочки»    Закрепление знаний о сельскохозяйственных машинах, об этапах и производстве хлеба.
17.    «Кто быстрее?»    Систематизация знаний детей о спорте.
18.    «Природа и человек»    Систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

 

В развитии мышления дошкольников элементы проблемного обучения играют очень важную роль, так как перспективность этого вида обучения оказывает влияние на формирование самостоятельности мышления детей и творческой активности, поэтому следует говорить о мышлении как искании и открытии нового, как о решении проблемы.   
Воспитатель ставит перед детьми цель, и они начинают мыслить? Если бы. Цель не может быть задана извне, она не задание. Цель возникает у каждого индивидуально и только в том случае, если дошкольник принял задачу (проблему) к решению, т.е. захотел ее решить и попал тем самым в проблемную ситуацию. Значит, задача педагога – создать условия для возникновения проблемной ситуации, в которой ребенок захотел бы мыслить.                                                                                                                                                                                                  Наблюдая, воспринимая окружающий мир, ребенок находит что – то непонятное ему, не укладывающееся в его систему причинно – следственных отношений. Отсюда возникают многочисленные вопросы («почему?», «как?», «зачем»).  Вопрос «почему?» («из–за чего?») устанавливает причинно – следственные связи; вопрос «зачем?» - вопрос к цели («для чего?»), а вопрос «как?» (как устроен, как поступить) – стратегический. Все они носят явно исследовательский характер. Конечно, дети задают и другие вопросы, типа «что?», «где?», «когда?», но их обычно меньше, и касаются они новых предметов («что это?»).
Процесс мышления проходит по одной и той же схеме, как у ребенка, так и у взрослого:
•    Усмотрение противоречия («что-то не так, что–то не то»), сопровождающееся тревогой, отрицательными эмоциональными состояниями.
•    Осознание проблемы и возникновение желания ее разрешить (проблемная ситуация), которые в эмоциональном плане порождают интерес, мотивацию к решению.
•    Поиск решения – процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане – азарт и разочарования.
•    Момент нахождения решения (инсайт) сопровождается, как правило, яркими и положительными эмоциями, радостью, восторгом.
•    Проверка решения (у детей необязательна,  если найденный ответ, даже неверный, удовлетворяет ребенка; чаще всего он за подтверждением обращается к взрослому); эмоциональное состояние – чувство удовлетворения или досады, если ответ неправильный.
Если этапы процесса мышления едины, то мышление будет развиваться на любом материале. Но задатки и способности у детей разные, причем о них можно и не догадываться, пока они не проявятся. Разнообразный материал поможет выявить эти способности.
Таким образом, всех детей необходимо учить мыслить одинаково – через создание проблемных ситуаций и решение проблем, но проблемный материал должен быть разнообразным, неоднотипным.
Проблемные ситуации для дошкольника можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышлении успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Они могут быть оформлены в виде индивидуальной  игры или совместного творчества и приносить много пользы детям.
Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1.    Можно и нужно учить детей правильно, организованно мыслить.
2.    Дошкольнику интереснее мыслить, чем запоминать.
3.    Найденное в процессе мышления становится знанием, включаясь в причинно – следственные связи в сознании, тогда как  запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
4.    Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
5.    Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные, они направлены на развитие мышления.
6.    Вопросы «что?», «где?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год