Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Социализация дошкольников с учетом гендерных отличий»
Педагогика
Автор: Аксенова Наталья Евгеньевна Иванова Надежда Владимировна   
05.10.2020 19:25

«Социализация дошкольников с учетом гендерных отличий»«Социализация дошкольников с учетом гендерных отличий»

Аксенова Наталья Евгеньевна МБДОУ г. Иркутска детский сад №155, воспитатель 1 кв. к.

педагогический стаж 18 лет

Актуальность: статья направлена на повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах гендерного воспитания детей; рекомендации в статье способствуют благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.

В последнее время ученые предлагают в воспитании детей обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол.

Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры.

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.

 

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Но мы отлично понимаем, как по-разному происходит половая идентификация, затрагивая как биологические, так и социальные факторы. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия мальчиков и девочек в формировании и развитии моторики, зрительно восприятия, речи.

И именно гендерное направление в воспитании детей дает возможность формировать в детях качество мужественности и женственности. Готовность к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

В настоящее время в дошкольных и школьных образовательных учреждениях обучение и воспитание строится по принципу равенства полов. В итоге это способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Это замечательно.

Большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания — женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не участвовать в женских видах деятельности, не быть похожим на девочек, и т. п. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» ( «тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек полоролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую.

Поэтому именно семья является для ребенка первым и наиглавнейшим социальным фактором влияния.

Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

  • От отношения родителей к ребенку,
  • От характера родительских установок,
  • От привязанности матери к ребенку,
  • От привязанности ребенка к матери,
  • От роли отца в воспитании ребенка,

Несомненно, для развития личности и успешной социализации ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, т.е. присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.

По данным отечественных психологов, неудовлетворенная потребность в общении с родителем своего пола приводит к идентификации с родителем другого пола.

Дети не приемлют в своём обществе других детей, чье поведение не соответствует полоролевой идентификации. Так женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а эмоциональный дефицит. То есть ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола. У мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

  1. для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;
  2. давление на мальчиков при проявлении женских качеств сильнее, чем на девочек с проявлением мужских качеств; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);
  3. в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях процесс становления гендерной идентичности для мальчиков проходит довольно проблематично и поэтому в семейном воспитании необходимо учитывать и применять дифференцированные формы воспитания девочек и мальчиков с учетом их различий.

Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития.

Проблема гендерной социализации, включает в себя следующие вопросы:

  1. формирование психического пола ребенка;
  2. формирование психических гендерных различий;
  3. формирование гендерной дифференциации

Эта проблема, лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины и др.), — одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к формированию личности детей разного пола для развития у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Для успешной социализации ребенка необходимо учитывать множество факторов: возраст, психологические особенности, а так же пол ребенка. В настоящее время в педагогике проблема различий в воспитании мальчиков и девочек довольно актуальна. В специальной педагогической литературе возникли понятия «гендер» (от англ. «род») и «гендерное воспитание».

Термин «гендер» в педагогике позволяет избавиться от характерного биологического понятия слова «пол». В результате педагоги активно начали рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек с учетом их индивидуальных способностей. В советское время подобная проблема не ставилась во главе угла, апеллируя понятием «дети», деление велось на возрастные периоды: дети-младенцы, дети- дошкольники, дети-школьники, и т.д. Однако, в той семье, где есть и мальчики, и девочки, знают, что воспитывать и обучать их нужно по-разному. Ведь скоро они вырастут и превратятся в мужчин и женщин, будут жить в обществе и взаимодействовать с социумом.

Имея возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, мы будем получать в результате активных, развитых, умеющих интегрироваться в общество детей. Следует также учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка. Современное общество требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь, заботиться о близких. Исторически гендерная социализация осуществлялась, прежде всего, в системе «ребенок — взрослый. Однако половозрастные объединения системы «ребенок — ребенок», значительно позже включающиеся в этот процесс, являются также важнейшим институтом гендерной социализации. Детское сообщество, как носитель собственной субкультуры, обладает специфическими функциями в формировании психологического пола ребенка: в совместной деятельности и общении «на равных» уточняется и отрабатывается поведение ребенка в соответствии с его гендерной позицией, устанавливаются психологические отличия гендерного поведения мальчиков и девочек. В результате наблюдений и изучения психологической литературы, нами была составлена памятка для родителей и педагогов, которая облегчит работу по социализации дошкольников

Памятка для родителей «Психологические отличия мальчиков и девочек»

Мальчики

Девочки

больше хотят отличиться

более послушны, чем мальчики

более изобретательны, чем девочки

более работоспособны, чем мальчики

большую часть информации воспринимают зрением

Большую часть информации воспринимают на слух

Одеваясь, мальчики сначала наденут верх, потом низ;

Одеваясь, девочки сначала наденут низ, потом верх

снимают футболку, ухватив её на спине рукой и перетянув через голову; 

раздеваясь, снимают блузку двумя, руками потянув наверх;

Зевая, прикрывают рот кулаком;

Зевая, прикрывают рот ладонью

Оборачиваясь на зов, поворачивают корпус, потому что шея у них не такая гибкая;

Оборачиваясь на зов, поворачивают только голову

в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса;

дышат грудью;

Задумываясь, мальчики почесывают подбородок и шею;

Задумываясь, девочки наматывают прядь волос на палец;

Поправляя прическу, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их;

Поправляя прическу, девочки взбивают волосы пальцами распушив их;

Поднимаясь (спускаясь) с горы мальчики просто шире расставляют ноги.

Девочки же стараются подниматься (спускаться) боком;

Рассматривая свои пятки, мальчики поднимают ногу и смотрит на нее спереди;

Рассматривая свои пятки, девочки оборачиваются за спину

Пояс на халате завязывают ниже пупка;

Пояс на халате завязывают выше пупка, на талии;

Уши затыкают ладонями; 

Уши затыкают пальцами;

Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги, либо кладут стопу одной ноги на колено другой;

Стараясь удобно устроиться в кресле, девочки подворачивают под себя ногу;

Рассказывая секрет, мальчики просто понижают голос и наклоняют голову;

Девочки же, прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью;

Чистя зубы, мальчики широко расставляют ноги и опираются свободной рукой на край раковины.

Чистя зубы, девочки упираются рукой в бок

В заключение хочется сказать, что нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация – это процесс, продолжающийся в течение всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.

Список литературы.

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
  2. Берн Ш.   Гендерная психология.-СПб.; прайм-ЕВРОЗНАК,2004.
  3. Бендас Т.В.  Гендерная психология. Учебное пособие. –СПб.;Питер,2008.
  4. Викулина М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребёнка(старшего дошкольного возраста). Нижний Новгород,1997.
  5. Венгер Л. А. Сюжетно - ролевая игра и психическое развитие  ребёнка.// Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М., 1978. С.32-36.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год