Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Адаптация игрового дидактического пособия «Дары Фребеля» для работы с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ»
Педагогика
Автор: Клюева Надежда Владимировна Доля Екатерина Георгиевна   
19.06.2025 20:24

«Адаптация игрового дидактического пособия «Дары Фребеля» для работы с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ»«Адаптация игрового дидактического пособия «Дары Фребеля» для работы с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ»

Подготовили:

  • педагог – психолог ДОУ Доля Е. Г.
  • учитель – логопед ДОУ Клюева Н.В.

Со вступлением в силу поправок к Закону об образовании дошкольное образование становится полноценным звеном системы непрерывного образования в Российской Федерации. Следовательно, для дошкольного образования, как и для всех уровней образования в Российской Федерации, устанавливается федеральная образовательная программа (ФОП). Федеральная образовательная программа дошкольного образования представляет ряд требований к условиям организации образовательного процесса для детей дошкольников в образовательном учреждении.

 

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе (статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья») понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Перечисленные условия должны обеспечивать полноценное развитие детей во всех образовательных областях, на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям, в том числе к детям с ОВЗ.

В каждом дошкольном образовательном учреждении всегда актуален опрос об организации развивающей предметно – пространственной среды и взаимодействии специалистов, педагогов и родителей обучающихся.

При создании развивающей предметно – пространственной среды решаются следующие задачи:

  • создание развивающей предметно – пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей.
  • обеспечение равных стартовых возможностей и условий для получения образования детей с индивидуальными образовательными потребностями при поступлении в дошкольное учреждение
  • осуществление необходимой коррекции различных видов нарушений детей
  • социальная адаптация детей в коллективе
  • формирование коммуникативных способностей
  • формирование умения сотрудничать
  • взаимодействие с семьями обучающихся для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей

Вся жизнь детей дошкольного возраста связана с игрой, она является ведущей деятельностью. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель, Немецкий педагог, теоретик и основоположник общественного дошкольного воспитания. Именно ему принадлежит идея создания детских садов. Он считал, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая ждет соответствующего обучения для достижения своих потенциальных возможностей и верил, что игровые материалы – важные средства образования, которые могут способствовать развитию внутренних потребностей детей.

Его педагогические труды адаптированы к современным условиям работы в дошкольных образовательных учреждениях, которые остаются актуальны в наше время.

Принципы педагогики Фребеля 19 века включают в себя:

  • Целостный взгляд на развитие каждого ребенка
  • Выявление индивидуальных способностей каждого ребенка и создание условий для из проявлений в окружающей среде
  • Единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребенка, его внутренним законам
  • Признание ребенка как части семьи и общества
  • Создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка.

Они перекликаются с основными принципами дошкольного образования 21 века, изложенными в ФОП. Соответственно при создании развивающей предметно – пространственной среды, наряду с другими условиями, необходимо учитывать:

  • возраст детей
  • индивидуальные особенности ребенка
  • уровень сформированности эмоционально-волевой сферы
  • характер нарушений ВПФ
  • уровень развития мелкой и общей моторики
  • соматические заболевания.

Дары Фрёбеля — дидактический материал, который помогает детям быстрее развиваться. Его изобрел Фридрих Фрёбель, немецкий педагог, создатель современного детского сада.

Заслуга Фридриха Фрёбеля в том, что он разработал последовательную систему развития ребенка. Шаг за шагом малыш познает мир, а дары помогают эти знания систематизировать, не путая и не перескакивая с одного предмета на другое. Разнообразие задач, которые включает и лепку, и строительство, и собирание рисунков из предметов, обеспечивает всестороннее развитие ребенка.

Чтобы помочь детям быстрее усваивать и закреплять простые навыки, Фридрих Фрёбель создал 6 основных «даров» и 3 дополнительных. Некоторые идеи Фрёбеля были продолжены его последователями. Окончательный список пособий Фрёбеля включает в себя 14 самостоятельных игровых набора. Каждый из них служил разным целям. Дидактически игры Фрёбеля были положительно приняты во многих странах мира, в том числе и в России.

Игровой набор отвечает следующим педагогическим требованиям:

  • Элементы из наборов могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Это способствует развитию креативных способностей ребенка, воображения, мышления (полифункциональность)
  • Все элементы игрового набора несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом, формой, а также содержат механизмы самоконтроля (дидактические свойства);.
  • возможность применения игрового набора «Дары Фребеля» в совместной деятельности. Может играть одновременно группа детей, создает условия для совместных действий детей, а также действий с участием взрослого как играющего партнера (социально-коммуникативная сфера).

Комплекты Даров Фребелявозможно использовать:

  • при организации совместной деятельности
  • в индивидуальной работе с детьми
  • при самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно – исследовательской деятельности детей
  • для развития социально – коммуникативных умений
  • сенсорного развития
  • развития мелкой моторики
  • развитие логических способностей и элементарных математических представлений

Таким образом, игровые наборы «Дары Фребеля» интересны, наглядны, многофункциональны и могут быть адаптированы и применимы вкоррекционной работе с детьми с ОВЗ. Изготовлены из качественного натурального материала (дерева), наглядны. В процессе занятия с использованием пособия дети учатся классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).

Но при этом спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фребелем – специалист, работающий с ребенком с особыми образовательными потребностями вправе проявить свое творчество и фантазию, где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями. Кроме этого, применение игрового набора «Дары Фребеля» в индивидуальной работе с детьми способствует совершенствованию моторного развития детей, речевого развития, коррекции психической деятельности, совершенствованию эмоционально – волевой сферы.

Используя набор «Дары Фребеля» в своей работе, специалисты ДОУ отметили, что методика работы с пособием предполагаетчетко заданную структуру деятельности ребенка, это значит, что специалисту необходимо непрерывноосуществлять контроль за деятельностью ребенка. Кроме того, в комплект пособия входят достаточно мелкие детали, которые недопустимы при работе с детьми раннего возраста и с детьми с особыми образовательными потребностями.

В связи с этим занятия должны быть построены таким образом, чтобы соблюдался ряд условий:

  • предварительная диагностика индивидуальных особенностей и возможностей ребенка
  • индивидуальная работа
  • непрерывный контроль педагога за процессом обучения

- подбор материала согласно коррекционной задаче.

В процессе адаптации данного оборудования для занятий с детьми с ОВЗ внесены следующие изменения:

  1. Модифицирована рамка из набора № 2 – «Основные тела»: она сделана более устойчивой и увеличен размер.
  2. Созданы трафареты для работы с наборами № 7 – «Поверхность», №8 — «Прямая и кривая линии», № 9 — «Кривая», № 10 — «Точка».
  3. Изменены свойства мягкости и жесткости мячей из набора № 1 ( «Твердое тело. Цвета» для возможности их использования при отработке звуков).
  4. Укрупнены некоторые детали методики с сохранением их свойств и целей использования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Используя в своей работе игровой набор «Дары Фребеля», можно отметить положительную динамику в коррекционной работе с детьми. На занятии дети стали более любознательны, активно проявляют инициативу. При применении данного наглядного дидактического пособия происходит лучшее усвоение материала занятия, решаются интеллектуальные задачи, дети учатся планировать свои действия, овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что необходимо при подготовке к школе детей с ОВЗ.

Список использованной литературы

Тихомирова К. М., Кожевникова В. В., Соколова А. В. «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 22 (384) выйдет
21 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год