«Адаптация игрового дидактического пособия «Дары Фребеля» для работы с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ» |
Педагогика | |
Автор: Клюева Надежда Владимировна Доля Екатерина Георгиевна | |
19.06.2025 20:24 | |
Подготовили:
Со вступлением в силу поправок к Закону об образовании дошкольное образование становится полноценным звеном системы непрерывного образования в Российской Федерации. Следовательно, для дошкольного образования, как и для всех уровней образования в Российской Федерации, устанавливается федеральная образовательная программа (ФОП). Федеральная образовательная программа дошкольного образования представляет ряд требований к условиям организации образовательного процесса для детей дошкольников в образовательном учреждении.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе (статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья») понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Перечисленные условия должны обеспечивать полноценное развитие детей во всех образовательных областях, на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям, в том числе к детям с ОВЗ. В каждом дошкольном образовательном учреждении всегда актуален опрос об организации развивающей предметно – пространственной среды и взаимодействии специалистов, педагогов и родителей обучающихся. При создании развивающей предметно – пространственной среды решаются следующие задачи:
Вся жизнь детей дошкольного возраста связана с игрой, она является ведущей деятельностью. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель, Немецкий педагог, теоретик и основоположник общественного дошкольного воспитания. Именно ему принадлежит идея создания детских садов. Он считал, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая ждет соответствующего обучения для достижения своих потенциальных возможностей и верил, что игровые материалы – важные средства образования, которые могут способствовать развитию внутренних потребностей детей. Его педагогические труды адаптированы к современным условиям работы в дошкольных образовательных учреждениях, которые остаются актуальны в наше время. Принципы педагогики Фребеля 19 века включают в себя:
Они перекликаются с основными принципами дошкольного образования 21 века, изложенными в ФОП. Соответственно при создании развивающей предметно – пространственной среды, наряду с другими условиями, необходимо учитывать:
Дары Фрёбеля — дидактический материал, который помогает детям быстрее развиваться. Его изобрел Фридрих Фрёбель, немецкий педагог, создатель современного детского сада. Заслуга Фридриха Фрёбеля в том, что он разработал последовательную систему развития ребенка. Шаг за шагом малыш познает мир, а дары помогают эти знания систематизировать, не путая и не перескакивая с одного предмета на другое. Разнообразие задач, которые включает и лепку, и строительство, и собирание рисунков из предметов, обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Чтобы помочь детям быстрее усваивать и закреплять простые навыки, Фридрих Фрёбель создал 6 основных «даров» и 3 дополнительных. Некоторые идеи Фрёбеля были продолжены его последователями. Окончательный список пособий Фрёбеля включает в себя 14 самостоятельных игровых набора. Каждый из них служил разным целям. Дидактически игры Фрёбеля были положительно приняты во многих странах мира, в том числе и в России. Игровой набор отвечает следующим педагогическим требованиям:
Комплекты Даров Фребелявозможно использовать:
Таким образом, игровые наборы «Дары Фребеля» интересны, наглядны, многофункциональны и могут быть адаптированы и применимы вкоррекционной работе с детьми с ОВЗ. Изготовлены из качественного натурального материала (дерева), наглядны. В процессе занятия с использованием пособия дети учатся классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание). Но при этом спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фребелем – специалист, работающий с ребенком с особыми образовательными потребностями вправе проявить свое творчество и фантазию, где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями. Кроме этого, применение игрового набора «Дары Фребеля» в индивидуальной работе с детьми способствует совершенствованию моторного развития детей, речевого развития, коррекции психической деятельности, совершенствованию эмоционально – волевой сферы. Используя набор «Дары Фребеля» в своей работе, специалисты ДОУ отметили, что методика работы с пособием предполагаетчетко заданную структуру деятельности ребенка, это значит, что специалисту необходимо непрерывноосуществлять контроль за деятельностью ребенка. Кроме того, в комплект пособия входят достаточно мелкие детали, которые недопустимы при работе с детьми раннего возраста и с детьми с особыми образовательными потребностями. В связи с этим занятия должны быть построены таким образом, чтобы соблюдался ряд условий:
- подбор материала согласно коррекционной задаче. В процессе адаптации данного оборудования для занятий с детьми с ОВЗ внесены следующие изменения:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Используя в своей работе игровой набор «Дары Фребеля», можно отметить положительную динамику в коррекционной работе с детьми. На занятии дети стали более любознательны, активно проявляют инициативу. При применении данного наглядного дидактического пособия происходит лучшее усвоение материала занятия, решаются интеллектуальные задачи, дети учатся планировать свои действия, овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что необходимо при подготовке к школе детей с ОВЗ. Список использованной литературы Тихомирова К. М., Кожевникова В. В., Соколова А. В. «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании».
|