Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект "Кукла в жизни ребёнка"
Педагогика
Автор: Трусова Елена Александровна   
13.05.2015 12:01

Проект Кукла в жизни ребёнкаПроект "Кукла в жизни ребёнка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 «Росинка»

Автор проекта: воспитатель Е.А. Трусова. Клинский район 2014 год

Кукла — это радость, кукла — это сказка,
Кукла — это детство, что вернётся вдруг...,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла — это значит доброта вокруг.

Людмила Покровская.

Актуальность:

Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов — это кукла.

В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера — от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей — отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке — красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

 

Скачать проект

Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.

Постановка проблемы

Современные дети несмотря на обилие игрушек в магазине стали играть не меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм — шалостей, проказ, забав...

Анализ игровой деятельности детей нашей группы выявил, что по- прежнему самой популярной игрой является кукла. Кукла – одна из немногих, которую ребёнок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа куклы, её субъективно – объективный смысл. Для каждого ребёнка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности.

Имея большой накопленный опыт по теме «Народная кукла», мы решили продолжить свою работу в следующем проекте «Кукла в жизни ребёнка», немного его осовременить. В своём проекте мы хотим расширить знания о современной кукле, научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности, сформировать личностные качества.

Мы включаем кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.

Работа по теме проекта «Кукла в жизни ребёнка» реализуется через образовательные области:

  • «Коммуникация»
  • «Познание»
  • «Чтение художественной литературы»
  • «Социализация»
  • «Труд»
  • «Безопасность»
  • «Художественное творчество»
  • «Музыка»
  • «физическая культура»
  • «Здоровье»

Цель проекта:

Побуждение интереса к кукле, обогащение и систематизация знаний детей, родителей и педагогов о кукле.

Задачи проекта:

С детьми:

  • Развивать игровые, познавательные, коммуникативные способности с учётом их индивидуальных способностей;
  • Формировать знания о образах кукол в литературных и музыкальных произведениях;
  • Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;

С родителями:

  • Дать родителям знания о значении куклы, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;
  • Привлечь родителей к выполнению общего интересного дела.

С воспитателями:

  • определить значимость куклы в жизни детей;
  • собрать информацию о разнообразии кукол.

Предметно-развивающая среда:

  • обновление и обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Участники проекта:

  • Дети 3-4 лет (вторая младшая группа).
  • Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
  • Срок реализации проекта:
  • Долгосрочный (с сентября 2013г по апрель 2014г)

Работа по проекту велась по трём направлениям:

Этапы реализации проекта:

  • Первый этап – подготовительный. (сентябрь -октябрь)

Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла.»

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;

Определение цели и задач проекта;

Составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех родителей и педагогов;

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

  • Второй этап – основной. (ноябрь-март)

Подбор дидактических и развивающих игр по теме «Кукла в жизни ребёнка»;

Разработка и реализация конспектов ННОД;

Подбор и выставка художественной литературы и музыкальных произведений;

Изготовление практического материала по теме.

  • Третий этап – заключительный. (апрель)

Обобщение результатов проекта;

Презентация проекта.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети:

Развитие устойчивого интереса к куклам;

Проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам;

Развитие речевой активность детей в разных видах деятельности;

Знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;

Создание выставок детских работ.

Родители:

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

Воспитатели:

Побуждать воспитателей использовать куклу в педагогическом процессе, применять модель включения куклы в педагогический процесс

детского сада, включающую три направления работы с детьми:

формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов

взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы».

Предметно-развивающая среда:

Оформление картотеки «Дидактические игры с куклой»

Оформление картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле

Оформление картотеки «Куклы наших мама»

Разработка серии игр «Одень куклу»;

Изготовление игрушек – забав по русским народным сказкам, профессиям.

Научно-методическое обеспечение проекта:

  1. «Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании» Е.Ю. Морозова, Москва, «Школьная Пресса», 2011 год.
  2. «Играем вместе с ребёнком. Воспитание игрой.» Абраменкова В.В. м.: Лепта, 2008год.
  3. «Образная игрушка в играх дошкольников», Васильева О.К., Детство, 2003 год;
  4. «Мне нравится в неё играть» Соловьёва Е., 2002 год;
  5. «Я познаю мир», Детская энциклопедия, Н.Г. Юрина, 1998 год.
  6. Горичева В.С. Куклы. / Художник В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия» К. 1999 с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»);

Материально-техническое обеспечение проекта:

  1. Куклы, атрибуты для игры с куклой;
  2. Альбомы с изображением кукол;
  3. Дидактические игры;
  4. Атрибуты для театрализованной деятельности;
  5. Мультимедийное оборудование (проектор и экран).

Описание проекта «Кукла в жизни ребёнка»

Первый этап – подготовительный. (сентябрь-октябрь)

  • Опрос детей в игровой форме:

Работая над проектом, мы провели опрос в игровой форме на тему «Моя любимая кукла».

(Приложение №1). Опрос показал что у большинства детей любимой игрушкой является кукла.

  • Подобрана методическая, научно-популярная и художественная литература, иллюстрированный материал по данной теме;
  • Определены цели и задачи проекта;
  • Разработан план работы с детьми по теме проекта (приложение №2);
  • Разработан план работы с родителями (приложение № 3);
  • Разработан план работы с воспитателями (приложение №4)

Второй этап – основной.

В ходе работы над проектом мы включали кукол в жизнь детей, делали участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.

В соответствии с планом составлены конспекты ННОД

Разработана серия игр «Одень куклу». Конечно же все детки не любят одеваться, и это далеко не секрет. В каждой игре серии «Одень куклу» есть своя потешка, которая помогает сделать процесс одевания и раздевания более весёлым и интересным.

В ходе реализации проекта мы играли с детьми в:

дидактические игры «Купаем куклу», «Кукла Оля обедает», «Накормим куклу Машу», «Кукла хочет спать», «Стирка одежды», «Кукла заболела» «Расти, коса, до пояса».

сюжетно-ролевые игры «Готовим для кукол обед», «Куклы пришли с прогулки», «К кукле в гости», «Укладываем куклу спать».

Совместная деятельность воспитателя с детьми: «Укрась платье куле Кати», «Кукла катя идёт на бал», «Кроватка для кукол» (продуктивно-конструктивная деятельность), «Посуда для кукол», «Укрась фартук для куклы».

Серия дидктических игр «Одень куклу»

При активном участии родителей созданы картотеки «Куклы наших мам», подобраны раскраски и иллюстрации на тему «Кукла в жизни ребёнка», изготовлены игрушки забавы по русским народным сказкам, профессиям, которые активно используются для совместной деятельности воспитателя и детей, в образовательном процессе, в режимных моментах.

Родители приняли участие в изготовлении и выставке «Куклы»

Третий этап – заключительный.

Для воспитателей была представлена презентация «Кукла в жизни ребёнка»

Достигнутые результаты:

Дети:

Развился устойчивый интерес к куклам;

Проявилась доброта, забота, бережное отношение к куклам;

Разучили много стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;

Создана выставка детских работ.

Родители:

Обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

Повысилась компетентность родителей при выборе игрушки.

Воспитатели:

Воспитатели активно стали использовать куклу в педагогическом процессе, применять модель включения куклы в педагогический процесс детского сада, включающую три направления работы с детьми: формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы».

Продукт проекта:

Оформлена картотека «Дидактические игры с куклой»

Оформлены картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле;

Оформлена картотека «Куклы наших мама»;

Разработана серия игр «Одень куклу»;

Изготовлены игрушки – забавы по русским народным сказкам, профессиям.

Изготовлена дидактическая кукла, с одеждой по сезонам;

Изготовлены куклы «Времена года».

По окончании проекта можно сделать следующий вывод:

Кукла воспитывает интеллектуально – нравственного человека;

Куклы удовлетворяют и развивают в детях инстинкт заботы о тех, кто младше и слабее, который потом перерастает в материнский инстинкт;

Куклы позволяют моделировать «взрослую жизнь», что часто и становится темой детских игр;

Кукла многому учит ребенка: аккуратности, бережному отношению к вещам, развивает фантазию, воображение.

Игрушки – забавы «Профессии»

Игрушки-забавы «Русские народные сказки» и «Животные».

Дидактическая кукла

Куклы «Времена года»

Сведения об авторе:

Трусова Елена Александровна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 «Росинка».

Должность – воспитатель.

Возрастная группа – вторая младшая группа.

Педагогический стаж работы – 4 года

Приложение №1

Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла»

  1. «Какая у тебя любимая кукла?»
  2. «Как зовут твою любимую куклу?»
  3. «Как ты с куклой играешь?»
  4. «Какого цвета глазку у твоей куклы?»
  5. «Какие волосы у твоей куклы?»
  6. «Расскажи, во что одета твоя кукла?»
  7. «Где спит твоя кукла?»
  8. «Любишь ли ты гулять со своей куклой?»
  9. «Берёшь ли ты свою куклу в детский сад?»
  10. «В какие ролевые игры ты играешь с куклой (школа, больница, дочки-матери и др.)
  11. «Какими куклами ты больше любишь играть пластмассовыми или тряпичными? (если есть тряпичные).
  12. Сохранились ли у вас в семье куклы мамы или бабушки?
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год