Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие детского интеллекта в процессе игровой деятельности
Педагогика
Автор: Шамратова Юли Ибрагимовна   
13.03.2020 09:17

Развитие детского интеллекта в процессе игровой деятельностиРазвитие детского интеллекта в процессе игровой деятельности

Юли Ибрагимовна Шамратова, воспитатель I квалификационной категории ХМАО – Югра, г. Когалым МАДОУ «Колокольчик»

Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности.

Главная задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.

Основной вид деятельности дошкольника- это, как известно, игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Отличительная способность игровой деятельности – в ее добровольности, высокой активной и контактной зависимости участников. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни. [2, с 3]. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю нагрузку обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.

 

Формированию у детей интеллектуальных умений и навыков предоставляют возможность использование различных игр, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. [1, 9с. ].

Приоритетным направлением работы нашего детского сада, является интеллектуальное развитие дошкольников. Занятия проходят в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.

Со средней группы мы делаем уклон на развивающие игры В.В. Воскобовича. К достоинствам этих игр можно отнести:

  • Широкий возрастной диапазон участников игр;

С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и шести – семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

  • Многофункциональность развивающих игр;

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач:

  • Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы
  • Узнает и запоминает цвет или форму
  • Учиться считать, ориентироваться в пространстве
  • Тренирует мелкую моторику рук

-Совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

  • Вариативность игровых заданий и упражнений;

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

  • Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг». [3, 12с. ].

К самой простой игре можно отнести «Геоконт». В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". Но для ребят — это не просто доска, а сказка – «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». На игровое поле "Геоконт" нанесена координатная сетка. На гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветная резинка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальцев рук, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста — по схеме-образцу и словесной модели. [2, 17с. ].

Нетрадиционные развивающие игры помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели — составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат — стимулирует активность, проявление нравственно — волевых усилий.

Использование этих игр в педагогическом процессе позволило нам перестроить образовательную деятельность: перейти от обычных занятий к игровой деятельности. Работа по развивающим играм Воскобовича эффективна. Зафиксированы положительные результаты диагностики уровня развития детей. Наши дети всегда заняты и не спрашивают во что им играть. Они играют и учатся. Воспитатели нашего детского сада верят, что игра – лучшая подготовка ребенка к будущей жизни.

Таким образом, прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к учебной деятельности, что является главным в психологической готовности ребенка к обучению. Использование нетрадиционного дидактического материала, как во время занятий, так и в свободной деятельности детей, помогает развитию интеллектуальных способностей и логико — математического мышления.

Используемая литература

  1. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 352 с.
  2. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012. – 190с.
  3. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. «Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры»», СПБ, 2000г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 13 (134) выйдет
12 апреля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год
Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год