Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Тематические недели, как средство организации проектной деятельности с детьми»
Педагогика
Автор: Надымова Зоя Ивановна   
05.03.2020 21:31

«Тематические недели, как средство организации проектной деятельности с детьми»«Тематические недели, как средство организации проектной деятельности с детьми»

Актуальность

Одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности, на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, а так же сотрудничество детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений. Эти принципы способствуют формированию целостной картины мира ребёнка.

 

Скачаьб конспект

Эта тема актуальна по целому ряду причин. Во-первых, ребёнок получает позитивный социальный опыт и ситуации, которые стимулируют его личностный рост и саморегуляцию. Во-вторых, ребёнок учится поиску новых не стандартных решений и действий в самых разных обстоятельствах. В третьих умение ребёнком проявлять продуктивную инициативу. Эти причины позволяют решить одну из важных задач Закона об образовании РФ – развитие и поддержка детской инициативы. Реализация поддержки детской инициативы определена целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Сегодня одной из наиболее яркой, развивающей, интересной, значимой, как для взрослых, так и для детей является проектная деятельность. В основу проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей. Такие проекты объединены определенной практической темой.

Описание опыта

Темы недели я определяю в соответствии с Образовательной программой ДОУ, которые включены в тематическое планирование Рабочей программы группы. Планирование соответствует календарным праздникам, лексическим темам, направлению работы дошкольного учреждения и группы в частности.

В своей практике я использую четыре вида проекта, каждый из которых обладает своими особенностями:

  • Познавательный;
  • Исследовательский;
  • Творческий;
  • Нормативный.

В зависимости от темы и поставленных задач наши проекты были познавательными, нормативно – исследовательскими, а так же включали все четыре вида.

Например: Тема недели «русская кукла — матрёшка».

  • Дети узнавали историю её создания (познавательный).
  • Измеряли высоту, количество матрёшек (исследовательский.)
  • Разукрашивали матрёшку узорами русских народных промыслов (творческий).
  • Русская матрёшка – символ России (нормативный).

Любой наш проект мы реализуем поэтапно. На первом этапе создание ситуации в ходе, которой дети самостоятельно приходят к формированию темы и основных задач. На втором этапе мы реализуем проект (дети совместно с взрослыми находят ответы на поставленные вопросы и решают задачи первого этапа). На третьем этапе дети и взрослые презентуют результаты проекта. Четвёртый этап очень важен, так как выставка результатов в дальнейшем используется в предметно – развивающей среде нашей группы.

Цель моей работы: всестороннее развитие детей дошкольного возраста, используя проектную деятельность в рамках тематической недели.

Достигая поставленной цели я решила ряд задач:

  • У детей сформированы предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе.
  • Развиты умения определять возможные пути решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно.
  • Созданы условия для активного взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагог, ребёнок, родитель).

При достижении первой задачи, мы опирались на постановку проблемной ситуации, которую решали в течение недели. Тема недели была мини проектом, в котором детям предстояло выяснить, узнать, понять, что-то новое неизведанное.

Темы недели были самыми различными – как более конкретными «Дома», «Игрушки», «Транспорт», так и достаточно абстрактными «Дружба», «Мои права», «Превращения», как более близкими практическому опыту детей «Домашние животные», «Посуда», «Зима», так и удалёнными «Космос», «Море». В младшем дошкольном возрасте название темы недели я формулирую самостоятельно, а в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно формулируют её название.

Принципы выбора темы недели:

  1. Право выбора. Предлагаю варианты темы. Обсуждаем вместе с детьми. Во время обсуждения я ставлю ключевые вопросы: Почему эту тему выбираем? Что мы знаем по этой теме? Что хотим узнать?
  2. Понимание. Дети своими вопросами и ответами показывают, что они знают и точно понимают, о чем или про что будет предстоящая неделя.
  3. Создать чувство безопасности ребёнка. Ключевое слово: У нас всё получится, вместе всё решим? Дети должны не бояться высказывать свое мнение, предложения.
  4. Развивающая среда. Все центры-активности группы наполняются дидактическим материалом по теме недели.
  5. Сотрудничество и обратная связь с родителями. Ключевое слово: Что мы можем узнать дома? «Письмо родителям» (краткая информация по теме / задание (приветствуется простота, доступность в выполнении).

Например:

Уважаемые родители, тема недели с 16 по 20 сентября «Посуда»!

На этой недели мы узнаем много нового и просим вас принять активное участие.

Задание-просьба:

  1. Прочитать со своим ребенком сказку «Федорино горе!»
  2. Сосчитать сколько дома кастрюль и сковородок.
  3. Нарисовать любимую тарелку ребенка.

Таким образом, дети и родители накануне получают первичное задание для самостоятельной поисковой деятельности по предстоящей теме.

Каждый день у нас проходит «Утренний сбор», или как мы любим называть его с детьми «Утренний позитив». Который состоит из:

1. Приветствие: я предлагаю детям поприветствовать друг друга в определенной форме или по определенной традиции. Например, на разных языках, как инопланетяне, шуточно, в форме комплиментов и т.п.

( «Здравствуйте друзья!», «Сердце», «Свеча», «Взявшись за руки», «Загадки и описания», «Жмурки», «Микрофон», «Рукопожатие», «Клубочек» и т.д.).

2. Новость дня (обмен информацией): темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно обсуждается «Новости выходного дня» в другие дни может быть новостью день рождение одного из воспитанников или, например ребенок сообщает о том, что у них кошка окотилась.

3. Письмо задание (что предстоит сделать, о чем узнать, во что поиграть, зачем наблюдать и т.д.) Пример такого письма представлен на слайде и как вы заметили, я использовала его в начале своего выступления.

После письма я использую «Модель трех вопросов». Пример перед вами на слайде.

Обозначенная тема проходит красной линией в течение всего дня и так ежедневно в течение учебной недели.

Во всех центрах активности, на занятиях и в свободной игровой деятельности, так или иначе, детям предоставляется информация и предлагается материал по теме недели. Например: Предлагаю вам обратить внимание на слайд. Перед вами тема недели «Дед Мороз»

Научные исследования говорят о том, что когда мы получаем информацию, мы ее принимаем и понимаем если:

Слушаем – 5%

Читаем – 10%

Аудио, видео – 20%

Наглядное пособие – 30%

Обсуждение в группе – 50%

Обучение и практические действия – 70%

В роли обучающего – 90%

Огромную роль, в раскрытии любой темы, играет образовательная и предметно-пространственная среда группы. Я уделяю большое внимание оснащению каждого центра активности по заданной теме. На слайде представлены примеры оформления центров по разным темам недели.

В пятницу организую Вечерний сбор, который помогает нам с ребятами проанализировать наши достижения, успехи, трудности и то, что больше всего понравилось или запомнилось по пройденной теме. Так же я акцентирую внимание на том, что дети выяснили или узнали самостоятельно или с помощью родителей. На вечернем сборе мы обсуждаем тему следующей недели.

Всем известно, что проектная деятельность предполагает продукт совместной деятельности. Такими продуктами в моей практике являются:

  • Публикации новостей о достижениях детей для родителей на официальном сайте ДОУ (ежемесячно).
  • Заметки в газете «Звезда Лангепаса».
  • Победа в конкурсе на получение гранта ПАО «ЛУКойл» проект «Лангепас – город нефтяных профессий», 2016г.
  • Так же наиболее яркие итоги темы недели были представлены педагогическому сообществу в сети интернет.
  • Самым главным результатом таких недель являются положительные эмоции детей и отзывы родителей.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год