Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
Педагогика
Автор: Н. В. Мазенова, Т. В. Собченко   
17.12.2019 20:12

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

  • Н. В. Мазенова, воспитатель
  • Т. В. Собченко, инструктор по физической культуре

МБДОУ Д/С №178 г. Иркутска

Традиционно взаимодействие с родителями в системе дошкольного образования являлось важной составляющей воспитательно-образовательного процесса.

В современных условиях содержание, цель и задачи взаимодействия активно пересматриваются. В частности, одной из приоритетных задач дошкольного образования, которая отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является задача обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

Решение этой задачи повышает значимость работы по педагогическому просвещению родителей, которая осуществляется педагогами дошкольных организаций с использованием различных форм работы.

Существующие подходы к классификации форм взаимодействия с родителями, позволяют разделять их на разные группы. По мнению О.Л. Зверевой, одной из распространенных является классификация, в которой формы работы с родителями разделяются на традиционные и нетрадиционные [3]. К традиционным формам Т.С. Веретенникова, обычно относят коллективные (собрания, конференции, круглые столы и т.к.), индивидуальные (беседы с родителями, тематические консультации), наглядно-информационные (папки-передвижки, выставки детских работ, стендовые консультации, фотографии и т.д.) [1].

Как указывают Т.С. Лобанюк, Н.М. Сертакова, нетрадиционные формы включают в себя информационно-аналитические формы (проведение диагностических опросов, анкетирования, метод «почтового ящика»), досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках); познавательные формы (семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме и т.д.) [4, 5].

В практике взаимодействия с родителями чаще всего педагоги продолжают использовать традиционные формы работы, большую роль, среди которых имеют наглядно-информационные формы.

Т.Н. Доронова считает, что ключевое назначение наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями состоит в решении задач ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания и обучения детей в дошкольной организации, а также повышение педагогической компетентности родителей [2].

Наглядно-информационные формы условно разделяют на информационно-ознакомительные формы, которые призваны познакомить родителей с самим учреждением, его коллективом, режимом дня и т.д. и информационно-просветительские формы, которые ориентированы на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

На наш взгляд, именно от качества реализации информационно-просветительских форм работы во многом зависит решение основных задач взаимодействия с родителями в дошкольной организации. В условиях, когда ежедневно и родители, и педагоги имеют дело с большим количеством информации, очень сложно представлять информацию таким образом, чтобы она привлекала внимание, чтобы родители могли воспользоваться данной информацией в целях повышения своей педагогической компетентности.

В этом плане проблема использования наглядно-информационных форм взаимодействия может быть рассмотрена в нескольких аспектах. Первый аспект состоит в подходе к самому оформлению материалов, которые размещаются для родителей в Родительском уголке. К числу важнейших принципов оформления содержания родительского уголка относят доступность, краткость, актуальность, эстетичность, соотношение текста и иллюстраций, грамотность, динамичность, частота сменяемости информации.

Практика показывает, что только реализация этих принципов не является фактором, обеспечивающим эффективность наглядно-информационных форм взаимодействия. Поэтому второй аспект проблемы, который важно рассмотреть — это приобщение родителей к получению информации, размещенной в приемной группы, на стенде, на папках-передвижках и т.д.

Под приобщением родителей мы понимаем процесс взаимодействия с родителями, в ходе которого педагог использует определенные приемы для привлечения внимания родителей к той или иной информации, приемы создания условий для использования данной информации в работе с детьми, а также повышение интереса родителей к данной информации.

Раскрывая особенность процесса приобщения родителей к материалам информационно-просветительского содержания, которые размещаются для них в приемной группы, мы можем отметить следующее.

Привлечение внимания родителей к информации, размещенной для них, может осуществляться посредством разных приемов. К ним относятся: яркое и необычное оформление информации в непривычной форме, обращение педагога к родителю с целью познакомиться с конкретной информацией, с обоснованием, чем эта информация может быть полезна конкретному родителю в воспитании его ребенка, установление связи между размещенной информацией и текущими событиями жизнедеятельности детей. Например, информация, размещенная на стенде, поможет подготовить ребенка к участию в каком-то текущем мероприятии.

Среди этих приемов также отдельно хотелось бы обратить внимание на обращение педагога к родителю с целью привлечения его внимания к конкретной информации. Очень часто родители не заинтересовываются какой-то информацией, потому что для себя они не видят связи, значимости данной информации в воспитании своего ребенка. Педагог, подмечая особенности поведения ребенка, используя результаты педагогической диагностики, выявляет те или иные затруднения, которые возникают у ребенка в разных направлениях образовательной деятельности и в поведении.

Обращая внимание, педагог тем самым подсказывает родителю определенный путь возможного решения какой-то проблемы, касающейся ребенка, особенно если содержание материала ориентировано на решение данной проблемы.

Следующая группа приемов — это приемы, связанные с повышением интереса к информации. Повышение интереса напрямую связано с осознанием родителями значимости данной информации. Для этого важно изучать и анализировать трудности, которые имеются у родителей в воспитании и обучении детей, обязательно учитывать результаты анализа, запросов родителей при определении содержания различной информации, размещаемой для них. Часто в дошкольном учреждении используемые наглядно-информационные формы просто размещаются педагогами в приемные группы без каких-либо комментариев, без дополнительного взаимодействия с родителями. Это в значительной степени снижает интерес родителей к данным формам. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что недостаточно просто разместить какие-либо материалы в приемной группы для родителей. Важно заинтересовать родителей этими материалами, учесть их индивидуальные особенности, особенности их ребенка, особенности их семейного воспитания, связать данную информацию с актуальной образовательной ситуацией, в которой она может быть использована.

Немаловажно предлагать для родителей информацию в виде раздаточного материала. Небольшие памятки, стихотворения, распечатанные в количестве детей в группе и другие материалы, которые родители могут взять с собой, также повышает интерес и практическую значимость данного материала, поскольку, иногда, ознакомившись с материалом в приемной группы, родители забывают его и не могут его использовать в дальнейшем.

Интересным приемом является установление связи между творческими работами детей и разными приемами оформления информации в рамках использования наглядно-информационных форм взаимодействия. Например, забирая поделки детей, родители могут получать вместе с поделками небольшие памятки или записочки, которые будут направлены на решение различных задач повышения уровня педагогической компетентности родителей.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что наглядно-информационные формы, несмотря на постоянное использование в дошкольных образовательных организациях, часто используются неэффективно. Не реализуются многие потенциальные возможности данных форм. В рамках статьи мы предприняли попытку обозначить те пути и приемы, которые способны повысить эффективность наглядно-информационных форм во взаимодействии с родителями в условиях дошкольной образовательной организации.

Литература:

  1. Веретенникова Т.С. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 833–835.
  2. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое пособие. – М.: «Линка-пресс», 2011. – 100 с.
  3. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников: монография. – Москва: НИИ школьных технологий. 2011. – 81 с.
  4. Лобанюк Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. – М.: «Белый Ветер», 2011. – 543 с.
  5. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: методическое пособие. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 78 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год