Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Педагогика
Автор: Бурдукова Елена Алексеевна   
29.11.2019 14:17

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗСИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка с ОВЗ, имеющими нарушения речи.

  1. Комплексная диагностика, помогает выявить уровень знаний и навыков детей с речевой патологией и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Данные такой диагностики служат основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей коррекционной работы с детьми с ТНР.
  2. Коррекционно-развивающая деятельность. Содержание корекционно-развивающей деятельности специалистов строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики – что обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, психического и художественно – эстетического развития ребёнка.
  3. Система коррекционно деятельности предусматривает: проведение занятий (индивидуальные, подгрупповые); создание пространственно-речевой среды, стимулирующей речевое развитие ребёнка; отработка механизма модели взаимодействия педагогов (логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, учителя по физической культуре); применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей-логопатов.

Ведущая роль отводится учителю — логопеду, так как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, и правильно определяет принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков.

 

Скачать конспект

Организация взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя:

В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает внимание на особенности речевого развития.

Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях.

Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков.

Для успешной работы с воспитателями использую тетради взаимодействия специалистов, где даются рекомендации по:

  • проведению работы по активизации словаря, развитию дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики.
  • объяснение заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий.

Совместная работа логопеда и психолога:

Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка с ОВЗ.

С этой целью используются следующие приемы:

  • Сказкотерапия;
  • Арттерапия и музыкотерапия;
  • Приёмы телесно-ориентированной психотерапии;
  • Психокоррекционные игры.

Сказкотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью сказки в целях нормализации и оптимизации их психического состояния.

Арттерапии несет большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами в речевом, интеллектуальном и в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи используется музыкальное сопровождение.

Приёмы телесно-ориентированной психотерапии

В коррекционной работе с детьми упор делается на анализ своих ощущений, эмоционального состояния, и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации, научиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность.

Психокоррекционные игры.

Основные цели игр, направленных на развитие пластики тела у детей с речевыми нарушениями:

  • увеличение диапазона эмоциональных проявлений;
  • совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом.

Психокоррекционная работа, основанная на сочетании известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики.

На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).

Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя по физической культуре.

Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды движений. Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план работы по постановке правильного дыхания (отработка нижнего диафрагмального дыхания), развитие общей моторики (координация движений) и мелкой (пальцы рук) и обогащение лексического запаса.

Данная система взаимодействия позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также помогает ребенку легко адаптироваться, успешно развиваться и обучаться.

Таким образом, введение стандарта дошкольного образования создает уникальную возможность повысить эффективность коррекционно-образовательной процесса в ДОУ, а интегрированный подход является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья.

И это зависит и от нас, ведь работа педагога – это творчество и искусство.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год