Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль родителей в дошкольном обучении детей.
Педагогика
Автор: Кожепарова Ирина Александровна   
03.05.2019 07:26

Роль родителей в дошкольном обучении детей.Роль родителей в дошкольном обучении детей.

Кожепарова Ирина Александровна Учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 165 г. Уфа

Все родители хотят, чтобы их дети были жизнерадостными, здоровыми, успешными, хорошо учились в школе. Для того, чтобы процесс овладения знаниями был доступным и увлекательным необходимо подготовить ребенка к школьному обучению. Основным периодом формирования и развития способностей ребенка является дошкольный период.

Способности – это свойства личности, развивающиеся и обеспечивающие успешность в каком-либо виде деятельности. Базовой основой для развития способностей являются задатки — природные предпосылки, особенности функционирования клеток головного мозга и анализаторов (зрительного, слухового, вкусового, тактильного).

Чтобы задатки преобразовались в способности нужны определенные условия.

 

Полное количество клеток в мозгу у ребенка имеется задолго до рождения. Поэтому его «размер» в смысле увеличения количества клеток не растет. Но увеличивается количество связей между клетками мозга, которое зависит от того, насколько интенсивно мозг обучается.

Через органы чувств в соответствующие зоны коры больших полушарий, непрерывно поступает информация из окружающей среды. Для нормальной деятельности организма необходимо, чтобы многочисленные раздражения, действующие на него, из окружающего мира точно и тонко анализировались.

Работа наших органов чувств составляет основу восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Так называемые сенсорные процессы — т.е. обусловленные восприятием через органы чувств — имеют большое значение для формирования индивидуальных способностей ребенка. Большинство этих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу.

«Невостребованные» зоны мозга, т.е. не получающие своевременно сенсорной информации, задерживаются или отстают в развитии. Развитие ребенка всегда идет вслед за его обучением, а не наоборот. Обучение начинается с первых дней жизни ребенка и является его естественным состоянием. Процессы восприятия и моторная деятельность, освоение языка и другие виды научения вносят вклад в образование и усиление межнейронных связей мозга.

Восприятие-целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, перед нами лимон. С помощью зрительного анализатора мы воспринимает такие свойства, как форма, цвет; с помощью вкусового анализатора определяем, кислый он или сладкий; с помощью обонятельного анализатора можем обнаружить определенный фруктовый запах; если взять в руки, то тактильный анализатор определит гладкий он или шершавый. В результате создается целостное отражение предмета. Лимона перед нами в настоящее время может и не быть, но мы может себе его представить, описать его свойства. Чем больше будет задействовано органов чувств при восприятии предмета, тем более точно и тонко осуществляется анализ.

Ребенок развивается с потрясающей скоростью и физически и умственно. Поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии. Чтобы добиться этого, родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что и когда необходимо ребенку, что ему интересно, потому что именно родители ближе всех к нему.

Лучший стимулятор в воспитании и обучении это — интерес. Но есть одна проблема. Интерес ребенка к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство его безгранично. Если предоставить его самому себе, его внимание будет перескакивать с одного предмета на другой. Это свойственно его возрасту, и попытки насильно удержать его внимание на чем-то одном может иметь обратный эффект.

Любопытство ребенка важное условие познания мира и совершенно необходимо для его умственного и интеллектуального развития. И все-таки предоставлять ребенку полную свободу не стоит. Для него одинаково опасно замыкаться на одном предмете (крайняя форма этого состояния называется аутизм) и разбрасываться из-за неспособности на чем-либо сосредоточиться.

Часто от того, как быстро взрослый заметит и отреагирует на возникший у ребенка интерес, зависит — сохранится он или нет, разовьется во что-то серьезное или быстро угаснет. Поэтому очень важно не упустить его. Мы не знаем, какие интересы ребенка могут превратиться в способности, но у него должна быть возможность развить их.

Период дошкольного детства очень важен для ребенка. На родителях лежит большая ответственность, которые, к сожалению, очень часто к рекомендациям педагогов относятся крайне поверхностно. Распространенная ошибка — дитя еще маленькое, вот пойдет в школу, тогда и начнем заниматься вплотную. Конечно, ребенок должен оставаться ребенком, живым и любопытным. Но живость и неусидчивость – это не одно и тоже. Кто не способен сосредотачиваться на чем-то одном, тратит в пустую массу времени и энергии на каждое задание.

Тот, кто выработал в себе способность концентрировать внимание, обладает явными преимуществами. К примеру — считается, что ученики музыкальных школ дисциплинированы и хорошо воспитаны. Музыкальные занятия требуют регулярных репетиций, которые, в свою очередь, воспитывают способность к концентрации внимания.

Ученые-психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Произвольность – это умение ребенка заставить себя делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что от него требуют. Именно это умение в первую очередь понадобится первокласснику в школе.

Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4-5 летнего возраста просить постоянно называть в слух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.

Говоря о умственно развитии, мы имеем в виду умение ребенка решать различные интеллектуальные задачи как без использования речи, так и с ее использованием (невербальный и вербальный уровень).

Различные словесные задачки с подтекстом, со скрытым смыслом, поиском аналогий, сравнениями, выбором слов по значимости можно найти в многочисленных книгах и детских журналах. На детских страничках в семейных журналах часто печатают интересные задания на поиск различий, ребусы, детские кроссворды, математические головоломки.

Родителям относиться к таким заданиям надо ответственно. Процесс обучения не должен сводиться к тому, чтобы посадить ребенка за стол и сказать: надо заниматься подготовкой к школе. Развитие ребенка родителями часто сводят к тому, чтобы напичкать информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее — это развить умение рассуждать, оценивать, воспринимать.

Получать знания можно везде: на прогулке, дома на кухне, по дороге из детского сада домой, в магазине. Надо только четко знать, чего родители хотят от ребенка в конкретной ситуации.

Родители могут помочь своему ребенку развить мышление и выработать в нем привычку учиться, что в свою очередь поможет его мозгу стать сложной структурой, как в физическом, так и в умственном плане.

Развивая ребенка до школы, родители закладывают фундамент, на котором потом будет строиться вся его школьная жизнь. Итак, 6 лет, но как много они дают ребенку для его будущей жизни. Разбудить воображение, творческие способности, научить общаться со окружающими, дать основы человеческой морали, развивать речь, память, внимание, не забывая и о физическом здоровье, и в конечном итоге, подготовить ребенка к важному шагу в школьный мир – вот чем необходимо заниматься в дошкольном детстве.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год