Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Педагогика
Автор: Каверина Ирина Николаевна   
14.03.2019 10:26

ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМАВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

УДК 378. 14. 026. 9

И.Н. Каверина Россия, пгт. Колпна, МБДОУ ДС № 1 «Солнышко»

В статье рассматривается факторы профессиональной деятельности педагога и структура профессионально-педагогической компетенции.

Ключевые слова: профессионализм, компетенции, педагогические компетенции, педагогическое мастерство.

EIGHT ASPECTS OF THE PROFESSIONAL TEACHER

I. N. Kaverina. Russia, village. Kolpna, MBDOU DS № 1 " Sun» The article discusses the factors of professional activity of the teacher and the structure of professional and pedagogical competence.

 

Key words: professionalism, competence, pedagogical competence, pedagogical skill.

"У учителей, как и у врачей, нет права на ошибку…» — отметил глава государства В.В. Путин на торжественной церемонии награждения всероссийского конкурса «Учитель года». На сегодняшний день тема качественного образования в России является одной из самых актуальных во внутренней политике государства, поэтому педагогическая профессия сейчас под пристальным вниманием со стороны Министерства Образования, научных деятелей и СМИ. Имеет ли педагог право на ошибку и есть ли те, кто не допускает оплошности в своей профессиональной деятельности? Педагог — профессионал реальность или выдумка?

В данном случае термин «профессионализм» подразумевается как не высший уровень знаний, умений и результатов человека в определенной сфере деятельности, а как систему, в которой присутствует организация сознания, психология человека, состоящая из следующих факторов:

  • свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности): его мировоззрение (отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности), социально ориентированные мотивы, отношение к себе, особенности саморегуляции, интеллектуальные черты индивидуальности, эмоциональность, ее особенности и проявления;
  • осознание близкого и более отдаленного родства своей профессии с другими;
  • представление о сложных способностях, сочетаниях личных качеств, ожидаемых в данной общности у профессионала;
  • осознание того, какие качества данная профессия развивает у человека; представление о своем месте в профессиональной общности.

Профессионализм педагога – это совокупность характеристики личности педагога, владеющего им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (детей, взрослых обучающихся). Неотъемлемая составляющая педагога-профессионала – наличие профессиональных компетенций.

Профессионально-педагогическая компетентность (далее ППК) – это свойство личности, основывающееся на эрудированности и авторитетности педагога, способствующее эффективно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности воспитанника. Понятие «компетентность» тесно связано с педагогической деятельностью и ППК – это способность педагога превращать свои знания и умения в средство формирования личности обучаемого.

Следовательно, ППК — интреграция умений педагога структурировать научные и практические знания в целях более эффективного решения педагогических задач.

Профессионально-компетентным является такая деятельность педагога, в котором на высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, реализуется личность педагога и в котором достигаются хорошие результаты обучения, воспитания и развития личности воспитанника.

Педагога обладающего ППК можно представить в виде геометрической фигуры октаэдр, имеющего восемь граней, тесно связанных друг с другом. Каждая грань – одна из основных составляющих профессионально-педагогической компетентности.

Грань первая: специально-педагогическая компетентность.

Педагог-авторитет в определенной области науки или нескольких наук, содержащихся в учебном плане обучающихся. Специально-педагогическая компетентность предполагает не только обширные знания предмета и квалификацию, но и опыт деятельности в этой сфере, и знание способов решения творческих и технических задач.

Грань вторая: научная компетентность.

Педагог, как источник знаний, он не только обладает глубокими знаниями в определенной области науки, но и умеет применять свои знания в практической деятельности.

Грань третья: научно-педагогическая компетентность.

Глубоких знаний в теоретической и практической части науки для профессионально-компетентного педагога недостаточно, следующая грань ППК – научно-педагогическая компетентность – умение превращать научную

деятельность в средство воспитательного воздействия на личность воспитанника.

Грань четвертая: методическая компетентность.

Методическая компетентность одна из самых важных составляющих ППК. В педагогической литературе много разных определений «методической компетентности», Н.В. Кузьмина (доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, основатель и президент Академии акмеологических наук) определяет этот вид компетенций, как владение педагогом различными формами и методами обучения, умение грамотно применять дидактические материалы в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения информации, знаний и умений в ходе обучения. В том числе и обучение методике преподавания в учебных учреждениях.

Грань пятая: социально-психологическая компетентность.

Педагог знает особенности процесса общения между педагогом и обучающимися и между учебными группами, с учетом своих знаний может найти эффективное решение поставленных задач, чтобы достигнуть необходимые педагогические результаты.

Социально-психологическая компетентность может рассматриваться как интеграция нескольких компетенций – коммуникативной и социально-перцептивной.

Грань шестая: дифференциально-психологическая компетентность.

Педагог умеет определять индивидуальные особенности каждого обучаемого и, знает его сильные и слабые стороны, учитывает эмоциональное состояние людей, вследствие чего, может грамотно выстроить взаимоотношения с коллегами и учениками.

Грань седьмая: аутопсихологическая компетентность.

Педагог осведомлен о сильных и слабых сторон как в личности, так и в профессиональной деятельности, знает каким способом их усовершенствовать, как сформировать в себе новые качества и умения.

Грань восьмая: общепедагогическая компетентность.

Педагог осведомлен, что научный подход является неотъемлемой частью при организации учебного процесса, результатом этого могут быть технологии обучения и воспитания.

Соединение восьми граней в конечном результате дает нам определенную геометрическую фигуру, так и интеграция всех вышеперечисленных компетенций может сформировать педагога профессионала. Возвращаясь к вопросу о том, есть ли у педагога право на ошибку — ответ неоднозначен, как человек, только начинающий путь в педагогическую деятельность, я считаю, что у нас нет права на ошибку, если ошибкой считать то, что исправить не возможно. Вы задаетесь вопросом «А кто не совершает ошибок?» — ответ прост, педагог профессионал в своей деятельности, обладающий необходимыми компетенциями, его же можно называть мастер педагогического дела, так как педагогическое мастерство неразрывно связано с профессионализмом и компетенцией

Литература

  1. Чуркина М., Жадько Н.М. Альпина. Бизнес Букс. — М.: Управленческая эффективность руководителя 2009. С. 345—351
  2. Вакшина Т.А., Виницкая Н.В., Губарева Л.И., Дерепаско С.В., Светоносова Л.Г., Тенетилова В.С., Шабалина Е.П., Шелест М.Ю., Шулимова Е.Б. Современные проблемы педагогики. — Орел, 2014
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 20 (141) выйдет
31 мая 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год