Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.
Педагогика
Автор: Тайдонова Светлана Анатольевна Кирбижекова Светлана Петровна   
22.02.2019 16:40

Формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.Формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.

  • Тайдонова Светлана Анатольевна, воспитатель;
  • Кирбижекова Светлана Петровна, воспитатель.

МБДОУ «ЦРР – д/с «Василек» (г. Абакан)

В статье анализируются особенности формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, и на основе теоретического анализа литературы обосновывается ее актуальность.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, дети старшего дошкольного возраста, педагогический процесс, дошкольное образовательное учреждение.

 

В настоящее время важной задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые обеспечивают каждому ребенку «умение учиться».

В.О. Пунский дает такое определение умению учиться: «Усвоенные способы учебной познавательной деятельности становятся умениями (к ним относятся также автоматизированные умения — навыки), которые и составляют синтезированное понятие умение учиться» [3].

В более широком значение, универсальные учебные действия – это способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов под руководством А.Г. Асмолова (Г. В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым).

В основе этой концепции лежат теоретические положения системно-деятельностного подхода к образованию (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности детей независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей ребенка [2].

Такая способность детей самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, открывают возможность широкой ориентации, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание детьми ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение детьми в дальнейшем всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Важное место занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию деятельности. Остановимся на них более подробно.

Регулятивные действия обеспечивают детям организацию их деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено детьми, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание детьми того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий [1].

Старший дошкольный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

На ступени предшкольного образования развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилом, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства [1].

Предпосылками регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста являются:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
  • умение работать по инструкции взрослого;
  • умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
  • готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
  • умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
  • умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Для формирования предпосылок регулятивных УУД возможны следующие виды заданий: — «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;

  • поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме
  • взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания
  • взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания
  • заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть
  • «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы
  • контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.

Показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия (П. Я. Гальперин, 2002).

Критериями оценки ориентировочной части являются:

  • наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли его с образцом);
  • характер ориентировки (свернутый — развернутый, хаотический — организованный);
  • размер шага ориентировки (мелкий — пооперационный — блоками; есть ли предвосхищение будущего промежуточного результата и на сколько шагов вперед; есть ли предвосхищение конечного результата);
  • характер сотрудничества (регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия).

Критериями оценки исполнительной части являются:

  • степень произвольности (хаотичные пробы, ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия или произвольное выполнение действия в соответствии с планом)
  • характер сотрудничества (тесно совместное — разделенное — самостоятельное выполнение действия).

Критериями оценки контрольной части являются:

  • степень произвольности контроля (хаотичный — в соответствии с планом контроля, наличие средств контроля и характер их использования);
  • характер контроля (свернутый — развернутый, констатирующий — предвосхищающий);
  • характер сотрудничества (тесно совместное — разделенное — самостоятельное выполнение действия).

Перечисленные функциональные и структурные компоненты деятельности, а также вид помощи, необходимой детям для успешного выполнения действия, являются показателями сформированности общей структуры регуляции деятельности (Н. Г. Салмина, О.Г. Филимонова, 2006).

Учебное действие оценки становится основой для развития самооценки ребенка, которая также немаловажна в формировании регулятивных универсальных учебных действий.

Оценка как компонент учебной деятельности может быть охарактеризована такими свойствами как адекватность, надежность, полнота (А. В. Захарова, Л.В. Берцфаи). Выделяют шесть уровней сформированности действия оценки как компонента учебной деятельности (Г. В. Репкин, Е.В. Заика, 1993):

  1. отсутствие оценки
  2. неадекватная ретроспективная (по полученному результату) оценка
  3. адекватная ретроспективная оценка;
  4. неадекватная оценка прогностическая оценка;
  5. потенциально-адекватная оценка прогностическая оценка;
  6. актуально-адекватная прогностическая оценка.

В отношении деятельности необходимо выделить следующие уровни сформированности учебных действий (Репкин Г.В., Заика Е.В., 1993):

1)отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности. Поведенческими индикаторами здесь являются выполнение ребенком лишь отдельных операций, отсутствие планирование и контроля, выполнение действия путем копирования действий воспитателя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения;

2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с воспитателем. Ребенку необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму;

3) неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач;

4)адекватный перенос учебных действий в сотрудничестве с воспитателем.

К концу обучения старшего дошкольника определяются следующие планируемые результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий.

  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;
  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Таким образом, успешность процесса формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у старших дошкольников зависит от учета возрастных особенностей развития каждого из составляющих их компонентов.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли» / Асмолов А.Г. М.: "Просвещение" — 2011.
  2. Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе». – М.: Просвещение, 2008.
  3. Пунский В. О. Азбука учебного труда: Кн. для учителя: Обобщение передового пед. опыта. — М.: Просвещение, 2008.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 апреля 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год