Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»
Педагогика
Автор: Стрекалова Виктория Викторовна Нуруева Юлиана Николаевна   
12.02.2019 23:19

Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»

  • Стрекалова Виктория Викторовна
  • Нуруева Юлиана Николаевна

Воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад №112» г. Сыктывкара, Республики Коми

Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги
(А. С. Макаренко).

На протяжении последних лет во многих семьях утрачена духовная связь между родителями и детьми, искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме, нарушено понятие семейных традиций. Многие родители не осознают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение духовно — нравственных качеств личности, передаваемых от родителей к детям.

 

Для воспитания духовно- нравственной личности ребенка, работа с родителями является важным, ключевым элементом. Осознавая тот факт, что решающую роль в духовно – нравственном развитии ребенка играет его семья, мы пришли к пониманию того, что необходимо формировать единую систему ценностей у детей одновременно и дошкольном учреждении, и в семье.

Ребенок-семья – дошкольное учреждение.

Каким образом можно решить проблему в воспитании у дошкольников духовно – нравственных качеств и привлечь современных родителей?

Прежде всего, нужна целенаправленная работа, позволяющая решать следующие задачи:

  • объединить усилия семьи и детского сада с целью формирования у

взрослых и детей единой системы ценностей;

  • повышать педагогическую культуру родителей.
  • Осуществлять руководство взаимодействия взрослых и детей;

Поставленные задачи позволили нам выстроить систему работы построенной и направленной на принятие семьи как первого и главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка.

Свою работу мы начали с простого: на первом родительском собрании подробно поговорили о необходимости воспитания у детей духовно – нравственных начал, и предложили вести эту работу сообща. Родители с удовольствием приняли наше предложение, решив, что это необходимо для всестороннего развития их детей. С целью просвещения родителей нами создан информационный стенд. Основные разделы: тема месяца, слово к родителям, рекомендуем прочитать с детьми дома, обсудить с ребенком, рекомендация семейного просмотра фильма/ мультфильма.

Дополнительно размещаем информацию в закрытой группе в Контакте: задания, худ. литературу, музыкальные произведения, пословицы, поговорки, стихи рекомендованной программой и подобранной нами в соответствии с темой месяца. Это позволяет дать объемную информацию для родителей об анализе выполненных заданий, о выборе материала для образовательной деятельности.

Что способствует присоединению родителей к процессу осмысления духовно — нравственных эталонов.

Для глубокого осмысления родителями важности духовно нравственного начала воспитания маленького ребенка мы используем разные формы и методы работы. По программе «Социокультурные истоки» предлагается организовывать такие активные формы с семьей: «Семейное чтение» (работа по книгам)

Оно заключается в том, чтобы через серии книг присоединить родителей к образовательному процессу. Они читают и выполняют задания по книгам дома со своим собственным ребенком. Ребенок и мама или папа сидят вместе за книгой, читают, рассуждают, размышляют. Таким образом, мы возвращаем традицию семейного душеполезного домашнего чтения, которая выполняет важнейшую воспитательную и образовательную функцию.

Особое значение отводится проведению совместных занятий с родителями, направленные на осмысление систему ценностей, которые представлены в серии книг для работы с детьми.

Параллельно идет подготовка и в семье, и в детском саду к итоговому занятию, которое проходит в конце каждого месяца.

Активное итоговое занятие является эффективной формой работы с родителями, так как способствует осмыслению духовно-нравственного контекста категорий, позволяет пополнить имеющийся семейный опыт и познакомится с положительным опытом других.

Интересной формой работы для нас стал «Ресурсный круг», когда дети и родители, сидя (стоя) в круге лицом друг к другу, высказывают свое мнение, позицию по обсуждаемой теме.

Для успешного взаимодействия ребенка с родителем проводятся практические задания В паре, в четвёрке, в микрогруппах.

Для расширения знания родителей о «важности значения традиций и культуры Русского народа», для пополнения социокультурной среды оформлен центр духовно-нравственного воспитания. Традиционно проходят выставки мини-музеев в соответствии с темой месяца: Народная игрушка, (История Коми быта), мама рукодельница, Папа умелец, Бабушкины блины, Дедушкины сказки.

В старшей группе организовали семейный клуб «В гостях у тётушки Серафимы»

Сплочению, единению детей и родителей способствуют конкурсы, выставки (семейных реликвий, конкурсы семейного творчества и.т. д.).

Практического освоения родителями основ духовно-нравственного воспитания, для реализации творческих способностей помогают:

  1. Мастер-классы Сказочный лес, Добрые дела…
  2. Мастерская добрых дел ( «Вырасти цветок», «Почини игрушку», «Создай игру», «Папа и его команда», помощь в оформлении площадки)

Особую значимость в решении поставленных задач, являются семейные проекты, которые ориентируется на уникальные отношения «ребенок-взрослый», и строятся на соучастии в совместной деятельности.

  • Широкая масленица
  • Добрая забота (изготовление родителями кормушек и скворечников, установка на территории ДОУ и добрая забота о братьях наших меньших)
  • «Добрый мир руками детей»
  • День защитника отечества

Подводя итоги сотрудничества ДОУ и семьи, можно сделать вывод, что успешно сложилась эффективная система взаимодействия ДОУ с семьей, произошло обновление содержания образования, реализуемого в детском саду.

Благодаря слаженной работе детско-взрослого коллектива у родителей повысился интерес к вопросам духовно – нравственного воспитания, обучения и развития детей. Четко стали проявляется единые требования по отношению к ребенку, обусловленные повышением педагогической грамотности родителей и духовно нравственной насыщенности. Установились доверительные отношения между детьми, родителями, педагогами, развиты навыки сотрудничества родителей с ребенком. Использование разнообразных форм работы помогло родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного процесса.

Список литературы:

  1. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. -320с
  2. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е дополненное. — М.: Издательский дом «Истоки», 2014. -224с
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 апреля 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год