Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»
Педагогика
Автор: Стрекалова Виктория Викторовна Нуруева Юлиана Николаевна   
12.02.2019 23:19

Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»

  • Стрекалова Виктория Викторовна
  • Нуруева Юлиана Николаевна

Воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад №112» г. Сыктывкара, Республики Коми

Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги
(А. С. Макаренко).

На протяжении последних лет во многих семьях утрачена духовная связь между родителями и детьми, искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме, нарушено понятие семейных традиций. Многие родители не осознают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение духовно — нравственных качеств личности, передаваемых от родителей к детям.

 

Для воспитания духовно- нравственной личности ребенка, работа с родителями является важным, ключевым элементом. Осознавая тот факт, что решающую роль в духовно – нравственном развитии ребенка играет его семья, мы пришли к пониманию того, что необходимо формировать единую систему ценностей у детей одновременно и дошкольном учреждении, и в семье.

Ребенок-семья – дошкольное учреждение.

Каким образом можно решить проблему в воспитании у дошкольников духовно – нравственных качеств и привлечь современных родителей?

Прежде всего, нужна целенаправленная работа, позволяющая решать следующие задачи:

  • объединить усилия семьи и детского сада с целью формирования у

взрослых и детей единой системы ценностей;

  • повышать педагогическую культуру родителей.
  • Осуществлять руководство взаимодействия взрослых и детей;

Поставленные задачи позволили нам выстроить систему работы построенной и направленной на принятие семьи как первого и главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка.

Свою работу мы начали с простого: на первом родительском собрании подробно поговорили о необходимости воспитания у детей духовно – нравственных начал, и предложили вести эту работу сообща. Родители с удовольствием приняли наше предложение, решив, что это необходимо для всестороннего развития их детей. С целью просвещения родителей нами создан информационный стенд. Основные разделы: тема месяца, слово к родителям, рекомендуем прочитать с детьми дома, обсудить с ребенком, рекомендация семейного просмотра фильма/ мультфильма.

Дополнительно размещаем информацию в закрытой группе в Контакте: задания, худ. литературу, музыкальные произведения, пословицы, поговорки, стихи рекомендованной программой и подобранной нами в соответствии с темой месяца. Это позволяет дать объемную информацию для родителей об анализе выполненных заданий, о выборе материала для образовательной деятельности.

Что способствует присоединению родителей к процессу осмысления духовно — нравственных эталонов.

Для глубокого осмысления родителями важности духовно нравственного начала воспитания маленького ребенка мы используем разные формы и методы работы. По программе «Социокультурные истоки» предлагается организовывать такие активные формы с семьей: «Семейное чтение» (работа по книгам)

Оно заключается в том, чтобы через серии книг присоединить родителей к образовательному процессу. Они читают и выполняют задания по книгам дома со своим собственным ребенком. Ребенок и мама или папа сидят вместе за книгой, читают, рассуждают, размышляют. Таким образом, мы возвращаем традицию семейного душеполезного домашнего чтения, которая выполняет важнейшую воспитательную и образовательную функцию.

Особое значение отводится проведению совместных занятий с родителями, направленные на осмысление систему ценностей, которые представлены в серии книг для работы с детьми.

Параллельно идет подготовка и в семье, и в детском саду к итоговому занятию, которое проходит в конце каждого месяца.

Активное итоговое занятие является эффективной формой работы с родителями, так как способствует осмыслению духовно-нравственного контекста категорий, позволяет пополнить имеющийся семейный опыт и познакомится с положительным опытом других.

Интересной формой работы для нас стал «Ресурсный круг», когда дети и родители, сидя (стоя) в круге лицом друг к другу, высказывают свое мнение, позицию по обсуждаемой теме.

Для успешного взаимодействия ребенка с родителем проводятся практические задания В паре, в четвёрке, в микрогруппах.

Для расширения знания родителей о «важности значения традиций и культуры Русского народа», для пополнения социокультурной среды оформлен центр духовно-нравственного воспитания. Традиционно проходят выставки мини-музеев в соответствии с темой месяца: Народная игрушка, (История Коми быта), мама рукодельница, Папа умелец, Бабушкины блины, Дедушкины сказки.

В старшей группе организовали семейный клуб «В гостях у тётушки Серафимы»

Сплочению, единению детей и родителей способствуют конкурсы, выставки (семейных реликвий, конкурсы семейного творчества и.т. д.).

Практического освоения родителями основ духовно-нравственного воспитания, для реализации творческих способностей помогают:

  1. Мастер-классы Сказочный лес, Добрые дела…
  2. Мастерская добрых дел ( «Вырасти цветок», «Почини игрушку», «Создай игру», «Папа и его команда», помощь в оформлении площадки)

Особую значимость в решении поставленных задач, являются семейные проекты, которые ориентируется на уникальные отношения «ребенок-взрослый», и строятся на соучастии в совместной деятельности.

  • Широкая масленица
  • Добрая забота (изготовление родителями кормушек и скворечников, установка на территории ДОУ и добрая забота о братьях наших меньших)
  • «Добрый мир руками детей»
  • День защитника отечества

Подводя итоги сотрудничества ДОУ и семьи, можно сделать вывод, что успешно сложилась эффективная система взаимодействия ДОУ с семьей, произошло обновление содержания образования, реализуемого в детском саду.

Благодаря слаженной работе детско-взрослого коллектива у родителей повысился интерес к вопросам духовно – нравственного воспитания, обучения и развития детей. Четко стали проявляется единые требования по отношению к ребенку, обусловленные повышением педагогической грамотности родителей и духовно нравственной насыщенности. Установились доверительные отношения между детьми, родителями, педагогами, развиты навыки сотрудничества родителей с ребенком. Использование разнообразных форм работы помогло родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного процесса.

Список литературы:

  1. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. -320с
  2. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е дополненное. — М.: Издательский дом «Истоки», 2014. -224с
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год