Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Обучая – воспитывать; воспитывая – обучать»
Педагогика
Автор: Умарова Ижайбат Имамудиновна   
10.02.2019 23:30

«Обучая – воспитывать; воспитывая – обучать»«Обучая – воспитывать; воспитывая – обучать»

«... В наше время приоритетным становится воспитание такой личности, для которой духовно-нравственные ценности становятся бесспорными...»
В.Е. Позгалев.

Справка. В рамках нового ФГОС ДО разработана и реализуется Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Действующее законодательство Российской Федерации в области образования с 2007 года утвердило понятие «духовно-нравственное развитие» в качестве важнейшего приоритета воспитания, непосредственно ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию.

 

С развалом Советского Союза прежняя система нравственного воспитания детей была утрачена, а новая так и не появилась.. Сегодня во главу угла ставятся личностный рост, материальное и имущественное превосходство. Как в этих условиях обеспечить нравственное воспитание наших детей и на какой основе его строить? Какие меры воспитания помогут вырастить поколение не только «материально успешных», но и духовно развитых, глубоко нравственных людей? Возможно найден ключ к решению проблемы?!

Благодаря вариативности образования разработано немало интересных обучающих и развивающих программ, которые активно распространяются по всей территории нашей необъятной страны. Среди них особое место занимает воспитательная программа «Социокультурные истоки». Основная цель программы – приобщение детей, их родителей, педагогов к непреходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества и формирование на их базе стержневой основы личности. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Социокультурные истоки» не имеет аналогов в современном образовании.

Программа «Социокультурные истоки» поистине уникальна потому что в ней разработана содержательная основа, которая включает в себя систему понятий и категорий-ценностей, и еще реализует принцип «Обучая – воспитывать; воспитывая – обучать».

Дошкольный возраст очень важный период в жизни маленького человека, а потом и взрослого. Несмотря на то что многое мы не помним из детства, эти годы из детства откладывают отпечаток на всю нашу дальнейшую жизнь. Детство — это уникальный период жизни это начало пути, это чистота помыслов. Такой чистоты и открытости души в жизни человека потом уже не будет никогда. Не зря говорят, дети — ангелы на земле. Ребенок мыслит не логическими категориями, а категориями любви, добра и веры. Он абсолютно открыт миру и легко впитывает ту систему ценностей, которая свойственна его ближайшему окружению. Поэтому в программе большое внимание уделено таким нравственным категориям, как Добро, Любовь, Милосердие, Надежда, Мудрость. Воспитание ребенка в «Истоках» начинается с мира его ближайшего окружения, которым является семья и группа детского сада.

Период младшего дошкольного возраста — с 2,5 до 4,5 — называется в психологии периодом накопления добра. В этот период ребенок активно усваивает понятия доброго слова, доброй книги, доброго мира. Он начинает понимать, что добрым мир становится тогда, когда мы сами проявляем к нему свое доброе отношение. В пять лет ребенок уже начинает открывать внутренний мир других людей. К семи годам душа ребенка начинает переполняться другими чувствами и эмоциями, другими, уже школьными интересами. Поэтому очень важно нам вместе с родителями успешно и усердно поработать в этот уникальный период накопления добра, успеть заложить в ребенке все самое светлое, лучшее, доброе.

С дошкольным детством кажется все понятно, как же в школе где ребенок обязательно столкнется с другими ценностями? – спросите вы. Дело в том, что программа разработана и для младшего школьного возраста, и для среднего и старшего возрастов. Да и потом я убеждена, если заложен нравственный стержень к семи годам, если ребенок, трудясь вместе с родителями, воспитателем, группой детского сада впитал в себя все, что ему дали «Истоки», то, поверьте, такого ребенка трудно будет испортить, сбить с пути. Хотелось бы сказать еще об одном важном качестве, которое воспитывается в наших детях как бы невзначай благодаря «Истокам» — это послушание. Процитирую слова Абрамовой Ольги Сергеевны — методиста Истоковедения Издательского дома «Истоки» (г. Москва) «Современные педагоги говорят о том, как сегодня тяжело с детьми, потому что они не послушны страшим. Послушание не есть абсолютная покорность. В нашей традиции послушание – это добродетель и первый закон детской жизни. Взрослые лучше знают, как правильно поступить, у них больше опыта. Послушание предостерегает ребенка от неверных поступков и ошибок. Послушный ребенок – счастливый ребенок. Если послушание легло в основу характера ребенка, он никогда не сделает того, что делать нельзя, и тем самым избежит многих бед в жизни». (Абрамова Ольга Сергеевна — методист Истоковедения Издательского дома «Истоки» (г. Москва), автор-составитель книг для развития детей дошкольного возраста и методического пособия «Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» во ФГОС дошкольного образования», автор методической разработки «Мониторинг социокультурного развития ребенка-дошкольника», Почетный работник общего образования).

Ни для кого не секрет, что воспитание маленького ребенка немыслимо осуществлять без его семьи, без родителей. Но современным молодым родителям нужна помощь и мы ее ненавязчиво оказываем. Поэтому в программе «Социокультурные истоки» существуют три направления взаимодействия. Первое из них заключается в том, чтобы через книги присоединить родителей к образовательному инструментарию, а значит, и к содержанию самой программы. Родители работают по книгам дома со своим собственным ребенком. Ребенок и мама сидят вместе за книгой, читают, рассуждают, размышляют. (разработан целостный учебно-методический комплекс, представляющий особый образовательный инструментарий. В него входят, прежде всего, серия книг для развития детей 3- 8 лет, методические рекомендации к их использованию в семье.). Самая большая потребность современного ребенка в общении с мамой, папой. Он говорит: «Мама, посиди со мной, поговори со мной, мама, послушай меня». А маме некогда – век скоростей, технологий, Интернета, век экрана. Наших детей называют детьми экрана. К сожалению, часть психологов говорит, что в этом ничего страшного нет, что это реалии сегодняшней жизни. Но разве можно принимать за норму убогую, безобразную речь наших детей, неспособных связно говорить, формулировать свои мысли, составлять сложные предложения? А какова речь, таково и мышление. Тут на помощь приходят серии книг, о которых говорилось выше. Мы советуем прочитать книги дома родителям вместе с детьми. Таким образом, возвращается традиция семейного домашнего чтения.

Но прежде чем эти книги по развитию речи попадают в семью, идет работа с родителями по программе «Моя семья». Мы вместе с молодыми родителями осмысливаем те же категории, ту же систему ценностей, которые представлены в «Истоках» для работы с детьми. Занимаясь по книгам для развития, понятно и доступно доносим до родителей содержательную основу программы. И уже вместе с ними мы думаем, как лучше ту или иную тему обсудить с ребенком, как достучаться до сердечка и души маленького человека. Далее идет подготовка и в семье, и в детском саду к единственному итоговому занятию, которое проходит в конце каждого месяца. И само это итоговое занятие есть уже третье направление работы с родителями. Родители становятся участниками образовательных отношений, грани между педагогам и ребенком практически стираются, и мы становимся одной семьей.

Взаимодействие педагога с родителями является важнейшим средством социализации, поскольку ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Я бы сказала, что это самое главное, на что направлены «Истоки». Вся наша работа ведется в русле. Что семья – основополагающая ценность.

Заключение.

В выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай и в послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения… «Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете»«Мы знаем, что в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира…»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (132) выйдет
29 марта 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год
Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год