Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование ключевых компетенций в условиях дошкольного образовательного учреждения
Педагогика
Автор: Маликова Светлана Григорьевна   
29.12.2018 23:37

Формирование ключевых компетенций в условиях дошкольного образовательного учрежденияФормирование ключевых компетенций в условиях дошкольного образовательного учреждения

Маликова Светлана Григорьевна, Воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад «Настенька» г. Абакан.

Аннотация: Педагогические технологии, применяемые в дошкольной педагогике, формируют компетенции дошкольника и напрямую зависят от компетенции самого педагога. Поэтому, считаю важным уделять большое внимание новым педагогическим технологиям, саморазвитию и самообразованию педагога.

Ключевые слова: компетенция, технология, проблемное обучение, метод проектов, информационная технология.

Термин «компетенция» означает круг полномочий лица, а также круг вопросов, для решения которых лицо имеет опыт и соответствующие знания. Таким образом, можно сказать, что способность действовать в ситуациях неопределенности — это компетентность.

 

Целью ДОУ становится необходимость формирования ключевых компетентностей. Это универсальные способы деятельности, при освоении которых, ребёнок понимает ситуацию и достигает желаемых результатов. Огромную роль играют такие активные методы обучения, как решение ситуационных задач, общение, диспуты, дискуссии, выполнение проектов. Применяя компетентностный подход во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности педагога и ребёнка, воспитатель подготавливает ребёнка к дальнейшей взрослой жизни, способствует его успеху в дальнейшем. Считаю первостепенными вопросы реализации компетентностного подхода в педагогическом просвещении родителей и взаимодействии детского сада и семьи. С этой целью провожу родительские собрания по различным проблемам, день открытых дверей, анкетирование родителей, беседы и консультации, совместные праздники, выставки, конкурсы и т.д. Компетентностный подход подразумевает изменение различных компонентов, включенных в образовательный процесс- это педагогические технологии, содержание, средства оценки и контроля.

Диагностика, проводимая в начале и конце учебного года, позволяет отследить, насколько качественно был организован процесс обучения и сравнить успехи ребёнка сегодня и в прошлом. Увидеть прогресс в развитии тех или иных навыков и компетенций. Контрольно-оценочная система выполняет обслуживающую функцию по отношению к содержанию и организации образовательного процесса и не имеет самостоятельных целей. Мониторинг осуществляю в форме регулярных наблюдений за детьми в повседневной жизни, в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в процессе бесед, совместных игр, продуктивной деятельности. На мой взгляд, это обеспечивает объективность и точность получаемых данных. Мной ведётся электронная карта развития ребёнка, где отражаются результаты по всем видам деятельности. На основе анализа результатов оценки корректирую свою педагогическую деятельность. Педагогическая диагностика помогает мне в создании оптимальных благоприятных условий для развития каждого ребёнка. Позволяет понять, все ли образовательные потребности ребёнка удовлетворяются в полном объёме, обеспечивается ли переход в процессе образования из «зоны ближайшего развития» конкретного ребёнка в «уровень актуального развития». В конце учебного года провожу итог работы с детьми. При обнаружении низкого уровня усвоения программы некоторыми детьми, определяю возможные причины (неэффективное сочетание созданных условий для образовательного процесса, непродуктивность тех или иных методов и приёмов). В начале следующего учебного года, на основании анализа итогов предыдущего года, составляется скорректированная траектория индивидуального развития, в которой прописываются: основные дидактические задачи, дидактические и развивающие игры и упражнения, количество занятий, повторы, дата проведения, методическая литература.

Считаю, что ключевые направления совершенствования контрольно-оценочной системы в ДОУ, заключаются в необходимости оценивать индивидуальный творческий компонент, ведь каждый ребёнок в образовательном процессе движется по своей индивидуальной траектории, поэтому оценивать всех детей по единым критериям невозможно.

Современная система образования должна создавать условия для социальной ситуации развития мышления, умения сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на разные знания фактов, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Поэтому совершенствуются педагогические методы обучения. В числе инновационных педагогических технологий можно рассматривать технологию проблемного обучения. Технология проблемного обучения достаточно изучена и описана в трудах известных педагогов и психологов, доказана её значимость в развитии познавательно- исследовательских и творческих способностей детей.

Я поставила перед собой цель: создание модели развития ребенка с помощью технологии проблемного обучения. Для достижения данной цели я поставила задачи: изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; показать возможность развития способностей и творческого потенциала детей с помощью технологии проблемного обучения; разработать дидактические ресурсы для реализации модели. При реализации поставленных задач, мной был проведен мониторинг образовательной деятельности, была составлена и проведена диагностика для выявления уровня развития способностей и творческого потенциала детей. Разработана данная диагностика на основе педагогической диагностики в подготовительной группе, с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. [1, с. 22]. Критериями оценки были приняты: интерес к данному виду деятельности, стремление к получению новых знаний и умений, мотивация к успеху в различных видах деятельности (в том числе в соревновательных заданиях), умение создавать, составлять, придумывать новое, а также учтены и оценены условия, созданные педагогом для социальной ситуации развития. [1, с. 18].

Мной была разработана модель развития способностей и творческого потенциала ребенка с помощью технологии проблемного обучения.. [2, с.1]. Целью модели является: организация образовательного процесса с использованием технологии проблемного обучения. Были определены задачи, формы, принципы работы. На начальном этапе, на практике был применён монологический метод обучения. В нем осуществлялось не создание, а номинальное обозначение проблемных ситуаций с целью поддержания интереса, чем проблемное обучение в данном случае и ограничивалось. В дальнейшем, в работу вводился рассуждающий и диалогический этап. Здесь перед собой я поставила задачу привлечь детей к мысленному анализу проблемных ситуаций. Дети впервые столкнулись с ними. В результате, у них повысился интерес и они стали пробовать рассуждать, решая проблемные ситуации вместе с воспитателем, активно участвовали в постановке проблемы, пытались выдвигать предположения, самостоятельно доказать свои гипотезы. В дальнейшем действия детей приобрели более самостоятельный характер, они учились не только решать проблему, но и пытались ее выделить, осознать, сформулировать, что является более ценным для развития личности. Важным компонентом являются приёмы создания проблемных ситуаций такие как: одновременное предъявление противоречивых фактов или точки зрения; столкновение разных мнений детей вопросом или практическим заданием; предложение практического задания, не выполнимого вообще. Работа проводилась в различной форме, такой как: разрешение проблемных ситуаций, нахождение ответов на проблемные вопросы в зонах экспериментирования и зонах открытий, совместная и самостоятельная деятельность детей и непосредственно-образовательная деятельность. Всё это создало необходимые условия для развития умений детей самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. У дошкольников повысился эмоциональный отклик на процесс познания, мотивация к достижению успехов, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Это в свою очередь способствовало развитию творческих способностей детей, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизировало мышление.

Таким образом, использование данной технологии актуально в настоящее время. Проблемное обучение является одним из способов решения задачи обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, «создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка…».

При проектном методе обучения освоение знаний и приобретение умений воспитанниками происходит в процессе выполнения проекта. «Учебный творческий проект» — самостоятельная, творческая, завершенная работа ребёнка, которая соответствует его возрастным возможностям и выполненная с обобщенным алгоритмом проектирования: от выдвижения идеи до ее воплощения в реальность. Результатом работы дошкольника над проектом является новый продукт, опыт или знания, приобретенные самостоятельно. Я уже нескольких лет применяю метод проектов в процессе образовательной деятельности. Так, дети, овладевая проектной деятельностью, имеют возможность применять полученные теоретические знания на практике в ходе выполнения проекта «Почему зайчик солнечный?», «Мой дом- крепость» и т.д.

Образовательная деятельность с использованием информационных технологий становится наиболее интересной для детей, а поэтому становится более эффективное усвоение знаний воспитанниками, улучшается уровень наглядности. Достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы), но компьютерные технологии создают гораздо более высокий уровень наглядности. Для получения новой информации и расширения кругозора ребят я использую презентации, видеофильмы, которые составляю как сама, так и с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернета. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного и проверить знания тоже проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает образовательную деятельность увлекательной, а следовательно, запоминающейся.

Именно поэтому при активном использовании информационно — компьютерной технологии в ДОУ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, выражать свои мысли, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать вывод и принимать решение, что повышает интерес к образовательной деятельности.

Игровые технологии. В современной педагогике игра используется в качестве самостоятельной технологии. Игровая деятельность, включает сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры – сказки, игры – конкурсы, игры – путешествия, игры – экспериментирования и коллекционирования. Игра даёт возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна для ребёнка как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная. Комплексное использование игровых технологии в учебном и воспитательном процессах улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность дошкольников.

Считаю, ограничение применения той или иной технологии заключается в некомпетентности педагога. По мере роста компетенции и самообразования расширяется спектр применяемых технологий.

Список литературы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.
  2. Технологии проблемного обучения:
  3. Кременец М,С. Пректный метод обучения:
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 апреля 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год