Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Квадро Пилоты: Первые шаги в небо» (начальный уровень) для детей старшего дошкольного возраста 6-8 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор программы: Курудимова Ольга Викторовна, воспитатель
1. Целевой раздел
1. 1 Пояснительная записка
Аннотация программы
В настоящее время рынок БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) – стал очень перспективной и быстроразвивающейся отраслью, к 2015 году рынок БПЛА уже оценивался в 127 млрд долларов США и продолжает активно развиваться. Благодаря росту возможностей и повышению доступности дронов, потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно растет: по всему миру БПЛА используются не только для доставки грузов, в СМИ и развлекательной сферах, но и в мониторинге инфраструктуры, сельском хозяйстве и МЧС, строительстве, логистике, экологии и других сферах. Появляются новые профессии, связанные с ростом рынка.
Скачать конспект
Направленность программы «Квадро Пилоты: Первые шаги в небо» — техническая. Предполагает дополнительное образование детей в области беспилотной авиации. Направлена на формирование у детей знаний и навыков, необходимых для работы с беспилотными авиационными системами (БАС), на развитие у учащихся интереса к проектной, конструкторской и научной деятельности, значительно расширяющей кругозор и образованность ребенка. Программа позволит создать благоприятные условия для развития технических способностей дошкольников, и, в дальнейшем, возможно, к выбору профессии.
Программа «Квадро Пилоты: Первые шаги в небо» реализует техническое направление дополнительного образования. Ориентирована на детей возрасте 6-8 лет. Данная программа рассчитана на 1 год обучения – 36 часов.
Уровень освоения содержания программы: начальный.
1. 2 Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование начальных знаний и навыков в области развития беспилотных авиационных систем, основ техники и пилотирования.
Цель программы достигается решением следующих задач:
- Познакомить детей с основами работы квадрокоптеров.
- Дать первоначальные знания о конструкции квадрокоптеров начального уровня Геоскан Пионер Мини и APEXX-116.
- Сформировать знания, умения и навыки в области пилотирования квадрокоптеров;
- Обучить знаниям технической эксплуатации квадрокоптеров;
- Формировать навыки работы в команде;
- Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать;
- Развивать навыки самостоятельной работы в учебно-познавательной деятельности;
- Развивать техническое мышление и творческий подход к работе;
- Развивать координацию, мелкую моторику, аккуратность, внимание;
- Воспитывать интерес к технологиям и инженерии;
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь к Родине, взаимоуважение и толерантность друг к другу, уважение к людям разных профессий, уважение к чужому труду;
- Воспитывать любовь к своему родному краю, к природе, бережное отношение к ней.
1. 3 Содержание программы
1. 3.1 Педагогические технологии.
- Технология проектного обучения позволяет педагогу ориентировать дошкольников на самостоятельную поисковую, исследовательскую, рефлексивную, практическую работу, результат которой имеет практический характер, важное прикладное значение, интересен и значим для детей;
- Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе, направлены на создание максимально возможных условий для сохранения и укрепления здоровья детей и на развитие осознанного отношения дошкольников к здоровью и жизни человека, на развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять здоровье, на формирование валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
- Технология развивающего обученияпредполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность дошкольников по их разрешению;
1. 3.2 Планируемые результаты освоения программы
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки воспитанника является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок.
1. 3.3 Отличительная особенность.
Занятия по Программе предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной деятельности воспитанников. Введение в мир технологий с раннего возраста помогает детям развивать интерес к STEM-дисциплинам (наука, технологии, инженерия и математика). Программа включает обучение основам безопасности при использовании дронов, что формирует у детей чувство ответственности за свои действия. Использование дронов делает процесс обучения более увлекательным и интерактивным, что повышает мотивацию детей к обучению.
Адресат программы: программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы 6-8 лет
Условия приема детей: набор свободный.
Наполняемость групп: 10 — 12 человек.
Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения – очная.
Формы организации образовательной деятельности. Занятия проводятся по подгруппам, индивидуально, на основе организации проектной деятельности.
Объем учебных часов: 36 часов
1. 3.4 Организационные формы обучения.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие с детьми с ярко выраженным индивидуальным подходом. Режим занятий. Занятия проводятся в очной форме 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
В программе педагогом дополнительного образования может быть скорректировано количество часов на изучение разделов, тем в зависимости от уровня развития детей и усвоения ими материала.
1. 3.5 Принципы, методы и формы обучения
При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:
- личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);
- единства обучения, развития и воспитания;
- природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
сотрудничества;
- последовательности: «от простого – к сложному»;
- систематичности, повторяемости и наглядности обучения.
Методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, лекция, объяснение);
- наглядный (демонстрация оборудования, позволяющая конкретизировать учебный материал использование видеофрагментов, презентаций);
- практический (практические задания, практикум);
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, демонстрация с последующей беседой, объяснение в ходе демонстрации);
- репродуктивный (работа по образцу, тренировочные упражнения);
- игровой (игра, конкурс, викторина, и т.д.);
- проектный (разработка мини-проектов, защита проектов).
- методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.;
2. Учебный план
2.1 Учебно-тематический план
№
|
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
Формы
аттестации/ контроля
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
|
Раздел 1. Теория беспилотных летательных аппаратов (10 часов)
|
1
|
Вводная лекция о содержании курса.
|
1
|
1
|
0
|
Контроль знаний
|
2
|
Введение в мир дронов.
|
1
|
1
|
0
|
Наблюдение Устный опрос
|
3
|
Основы безопасности при работе с дронами.
|
1
|
1
|
0
|
ТБ при работе с дронами
|
4
|
Как устроен дрон/ квадрокоптер: основные части и их функции.
|
1
|
0
|
1
|
Наблюдение Устный опрос
|
5
|
Принципы полета: как квадрокоптер поднимается и управляется.
|
2
|
1
|
1
|
Наблюдение Устный опрос
|
6
|
Обсуждение: как дроны помогают в жизни людей.
|
1
|
1
|
0
|
Наблюдение Устный опрос
|
7
|
Экологические аспекты использования дронов.
|
1
|
1
|
0
|
Наблюдение Устный опрос
|
8
|
Обсуждение, что нового узнали и чему научились.
|
1
|
1
|
0
|
Самооценка своих знаний и умений
|
Раздел 2. Техническая эксплуатация беспилотных авиационных систем (26 часов)
|
9
|
Игровое занятие: «Собери свой квадрокоптер» (конструирование)
|
2
|
0
|
2
|
Контроль, наблюдение
|
10
|
Основы программирования квадрокоптеровначального уровня Геоскан Пионер Мини (в игровой форме)
|
2
|
0
|
2
|
Контроль навыков работы с программой
|
11
|
Основы программирования квадрокоптеровначального уровня APEXX-116 (в игровой форме)
|
2
|
0
|
2
|
Контроль, наблюдение
|
12
|
Пульт ручного управления, устройство и органы управления и контроля полета.
|
1
|
0
|
1
|
Контроль навыков работы с программой
|
13
|
Первые самостоятельные полёты: «взлёт/посадка».
|
3
|
1
|
2
|
Выполнение первых полетов
|
14
|
Первые самостоятельные полёты: «удержание на заданной высоте».
|
3
|
1
|
2
|
Выполнение первых полетов
|
15
|
Практическое занятие: управление квадрокоптерами в закрытом пространстве
|
3
|
1
|
2
|
Выполнение первых полетов
|
16
|
Выполнение полётов: «змейка», «облет по кругу».
|
3
|
1
|
2
|
Выполнение первых полетов
|
|
Игровое занятие: «Дрон-исследователь» (поиск объектов)
|
2
|
1
|
1
|
Демонстрационный полет
|
17
|
Итоговое занятие: соревнования по управлению квадрокоптерами
|
2
|
0
|
2
|
Демонстрационной полет
|
18
|
Командные игры с квадрокоптерами (перенос предметов, гонки).
|
2
|
0
|
2
|
Демонстрационный полет
|
19
|
Демонстрация навыков (выставка работ, соревнования)
|
2
|
0
|
2
|
Демонстрационный полет. Групповая оценка работ
|
|
Всего
|
36
|
12
|
24
|
|
2.2 Организация промежуточного и итогового мониторинга
Диагностика результатов деятельности творческого объединения проводится на различных этапах усвоения материала. В процессе обучения применяются универсальные способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, игры, выставки, творческий отчет, конкурсы и т.п.
Критериями освоения программы служат: знания принципа действия и устройства квадрокоптера; понимание конструктивных особенностей различных моделей квадрокоптеров; самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы; умение работать в паре и в коллективе.
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить.
2.3 Материально-техническое обеспечение:
- Квадрокоптерначального уровня Геоскан Пионер Мини (образовательное БВС мультироторного типа с максимальной взлетной массой до 150 г). Может летать в помещении полностью автномно по написанной программе или управляться с мобильного телефона. Предназначен для полета в помещениях. Вес 100г.
- КвадрокоптерAPEXX-116 с взможностью блочного программирования, с тремя режимами скорости для начинающих и продвинутых пользователей.
- РемкомплектГеоскан Пионер Мини – предназначен для починки квадрокоптера учебно-методического комплекса Геоскан Пионер Мини.
- Компьютер;
- Ноутбуки;
- Наглядные фото и видеоматериалы. Раздаточный материал (схемы, шаблоны)
- Оборудованная зона для теоретических занятий, для полетов.
2.4 Кадровое обеспечение программы
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации или воспитатель.
3.1Литература для педагогов:
- Белинская Ю.С. Реализация типовых маневров четырехвинтового вертолета. Молодежный научно-технический вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2013. №4. Режим доступа: http://sntbul.bmstu.ru/doc/551872.html(дата обращения 31.10.2016).
- Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером Инженерный вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2014 №8 Режим доступа: http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html(дата обращения 31.10.2016).
- Ефимов. Е. Программируем квадрокоптер на Arduino: Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/227425/(дата обращения 31.10.2016).
- Институт транспорта и связи. Основы аэродинамики и динамики полета. Рига, 2010. Режим доступа: http://www.reaa.ru/yabbfilesB/Attachments/Osnovy_ajerodtnamiki_Riga.pdf(дата обращения 31.10.2016).
3.2 Литература для детей:
- Авиация. -http://www.planers32.ru/
- Атлас авиации. -http://aviaclub33.ru/
- https://ru.wikipedia.org/wiki
Лекции от «Коптер-экспресс» https://youtu.be/GtwG5ajQJvA?t=1344https://www.youtube.com/watch?v=FF6z-bCo3T0
- http://alexgyver.ru/quadcopters/
- Обзоры квадрокоптеров www.youtube.com
- http://heliblog.ru/multikoptery/nachinaem-znakomstv-s-l
|