Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении
Педагогика
Автор: Бардаченко Евгения Александровна Рублёва Ирина Ивановна   
24.12.2018 01:17

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации проектной деятельности в дошкольном учрежденииВзаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении

Автор:

  • Бардаченко Евгения Александровна, педагог-психолог МБДОУ ГДС "Радуга", 1 кв. категория
  • Рублёва Ирина Ивановна, учитель-логопед МБДОУ ГДС "Радуга", высш. кв. категория

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием разнообразных факторов, как субъективных, включающих любознательность, усидчивость, мотивацию и волю, так и объективных: окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения.

Структура познавательной деятельности включает в себя:

  1. Цель – получить знания.
  2. Мотив – различен в зависимости от ситуации (стремление исследовать окружающую среду, желание удовлетворить любознательность, проявить пытливость, интерес, увлеченность и др.)
  3. Способы – познавательные умения, действия.
  4. Условия – организованная развивающая среда, способствующая достижению цели.
  5. Результат – получение знания.

Развитие познавательной активности старших дошкольников является важным при подготовке детей к школьному обучению. Результаты диагностики готовности к школе выпускников детского сада показали недостаточную осведомленность детей об окружающем мире, невысокий уровень развития психических процессов, затруднения в решении мыслительных и речевых задач.

 

Психические процессы детей развивают на коррекционно-развивающих занятиях в детском саду и педагог-психолог, и учитель-логопед. На логопедических занятиях используются приемы по активизации психических процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей. Поэтому мы увидели точки соприкосновения в работе психолога и логопеда по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Подобная форма взаимодействия актуальна в системе образования для более эффективной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил утверждать, что эффективность целенаправленной психолого-педагогической работы во многом зависит от разработки научно-обоснованной системы обучения [1, 3, 4, 5]. Специальная работа по устранению недостатков речи должна строиться на активизации познавательной деятельности, направленной на осмысление различных явлений окружающего мира.

В связи с этим нами была создана и апробирована модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, стимулированию их познавательной активности в рамках проекта «Путешествия в страну «Познавай-ка». Задачами данного проекта стали поддержание детской любознательности, развитие разных видов активности (познавательной, творческой, двигательной) и совершенствование психических процессов старших дошкольников, а также повышение педагогической компетентности родителей и педагогов ДОО в вопросах развития психических процессов старших дошкольников.

При реализации проекта был разработан цикл совместных занятий для детей 6-7 лет в форме путешествий. Тема путешествия зависела от тематического планирования проекта и календарных праздников. Всего было проведено семь совместных занятий: «Прогулка по осеннему лесу», «Сказочное путешествие», «Путешествие к белым медведям», «Путешествие к морским глубинам», «На машине времени», «Путешествие к звездам», «Путешествие в жаркие страны». Форма проведения занятий – групповая. Занятия сопровождались видеопрезентациями по теме, включающими слайды по изучаемым лексическим темам и занимательный игровой материал.

Каждое занятие строилось по определенной структуре. Начало занятия включало игры и упражнения на создание положительного эмоционального настроя на работу, вызывание у детей интереса, инициативности. Основная часть была представлена развивающими играми, направленными на развитие зрительной памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, воображения, мелкой моторики, графических навыков, на согласование речи и движений. Особое место в структуре занятия отводилось лексико-грамматическим заданиям, проведению звукобуквенного анализа и синтеза слов. Завершающая часть состояла из приемов на сплочение детского коллектива, воспитание дружелюбия, чувства взаимопомощи.

Занятие «Путешествие к морским глубинам»:

игра на развитие внимания «Рыбы, крабы, кораллы»

При решении поставленных задач использовались инновационные технологии:

  • здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, психогимнастика, элементы релаксации, зрительная гимнастика, взаимомассаж)
  • игровые (занимательные дидактические игры, развивающие игры, игры на развитие навыков общения, подвижные игры)
  • технологии фонетической и речедвигательной ритмики
  • ИКТ-технологии (программно-дидактический комплекс «Мерсибо»)
  • технологии тренинговой работы.

В рамках проекта был разработан и проведен мастер-класс для педагогов ДОО «Использование игровых технологий в развитии познавательных процессов старших дошкольников». Работа с родителями была представлена семинаром-практикумом «Ступеньки к школе», семейным проектом «Кроссворденок-путешественник», выпуском информационного буклета «Задания на каждый день».

Предлагаемая модель образовательной технологии педагогического проектирования актуальна и инновационна для дошкольного образования. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет более эффективно решать задачи познавательного развития дошкольников, так как успешная коррекция речевых нарушений может осуществляться только в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, активизацию познавательной деятельности. Динамика преодоления нарушений у ребенка, возможность подготовки его к обучению в школе во многом зависят от методов обучения специалистов, единства формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.

Используемая литература:

  1. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика. 1981.
  2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / под ред. д-ра мед. наук Е. М. Мастюковой. М.: Аркти. 2002.
  3. Левина Р.Е. // Дефектология. 2003. № 3.
  4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика. 1971.
  5. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование. 2013. № 5.
  6. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов: коллективная монография / М. А. Поваляева. Ростов на Дону: Феникс. 2002.
  7. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М. 2001.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 3 февраля

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год