Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении
Педагогика
Автор: Бардаченко Евгения Александровна Рублёва Ирина Ивановна   
24.12.2018 01:17

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации проектной деятельности в дошкольном учрежденииВзаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении

Автор:

  • Бардаченко Евгения Александровна, педагог-психолог МБДОУ ГДС "Радуга", 1 кв. категория
  • Рублёва Ирина Ивановна, учитель-логопед МБДОУ ГДС "Радуга", высш. кв. категория

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием разнообразных факторов, как субъективных, включающих любознательность, усидчивость, мотивацию и волю, так и объективных: окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения.

Структура познавательной деятельности включает в себя:

  1. Цель – получить знания.
  2. Мотив – различен в зависимости от ситуации (стремление исследовать окружающую среду, желание удовлетворить любознательность, проявить пытливость, интерес, увлеченность и др.)
  3. Способы – познавательные умения, действия.
  4. Условия – организованная развивающая среда, способствующая достижению цели.
  5. Результат – получение знания.

Развитие познавательной активности старших дошкольников является важным при подготовке детей к школьному обучению. Результаты диагностики готовности к школе выпускников детского сада показали недостаточную осведомленность детей об окружающем мире, невысокий уровень развития психических процессов, затруднения в решении мыслительных и речевых задач.

 

Психические процессы детей развивают на коррекционно-развивающих занятиях в детском саду и педагог-психолог, и учитель-логопед. На логопедических занятиях используются приемы по активизации психических процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей. Поэтому мы увидели точки соприкосновения в работе психолога и логопеда по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Подобная форма взаимодействия актуальна в системе образования для более эффективной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил утверждать, что эффективность целенаправленной психолого-педагогической работы во многом зависит от разработки научно-обоснованной системы обучения [1, 3, 4, 5]. Специальная работа по устранению недостатков речи должна строиться на активизации познавательной деятельности, направленной на осмысление различных явлений окружающего мира.

В связи с этим нами была создана и апробирована модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, стимулированию их познавательной активности в рамках проекта «Путешествия в страну «Познавай-ка». Задачами данного проекта стали поддержание детской любознательности, развитие разных видов активности (познавательной, творческой, двигательной) и совершенствование психических процессов старших дошкольников, а также повышение педагогической компетентности родителей и педагогов ДОО в вопросах развития психических процессов старших дошкольников.

При реализации проекта был разработан цикл совместных занятий для детей 6-7 лет в форме путешествий. Тема путешествия зависела от тематического планирования проекта и календарных праздников. Всего было проведено семь совместных занятий: «Прогулка по осеннему лесу», «Сказочное путешествие», «Путешествие к белым медведям», «Путешествие к морским глубинам», «На машине времени», «Путешествие к звездам», «Путешествие в жаркие страны». Форма проведения занятий – групповая. Занятия сопровождались видеопрезентациями по теме, включающими слайды по изучаемым лексическим темам и занимательный игровой материал.

Каждое занятие строилось по определенной структуре. Начало занятия включало игры и упражнения на создание положительного эмоционального настроя на работу, вызывание у детей интереса, инициативности. Основная часть была представлена развивающими играми, направленными на развитие зрительной памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, воображения, мелкой моторики, графических навыков, на согласование речи и движений. Особое место в структуре занятия отводилось лексико-грамматическим заданиям, проведению звукобуквенного анализа и синтеза слов. Завершающая часть состояла из приемов на сплочение детского коллектива, воспитание дружелюбия, чувства взаимопомощи.

Занятие «Путешествие к морским глубинам»:

игра на развитие внимания «Рыбы, крабы, кораллы»

При решении поставленных задач использовались инновационные технологии:

  • здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, психогимнастика, элементы релаксации, зрительная гимнастика, взаимомассаж)
  • игровые (занимательные дидактические игры, развивающие игры, игры на развитие навыков общения, подвижные игры)
  • технологии фонетической и речедвигательной ритмики
  • ИКТ-технологии (программно-дидактический комплекс «Мерсибо»)
  • технологии тренинговой работы.

В рамках проекта был разработан и проведен мастер-класс для педагогов ДОО «Использование игровых технологий в развитии познавательных процессов старших дошкольников». Работа с родителями была представлена семинаром-практикумом «Ступеньки к школе», семейным проектом «Кроссворденок-путешественник», выпуском информационного буклета «Задания на каждый день».

Предлагаемая модель образовательной технологии педагогического проектирования актуальна и инновационна для дошкольного образования. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет более эффективно решать задачи познавательного развития дошкольников, так как успешная коррекция речевых нарушений может осуществляться только в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, активизацию познавательной деятельности. Динамика преодоления нарушений у ребенка, возможность подготовки его к обучению в школе во многом зависят от методов обучения специалистов, единства формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.

Используемая литература:

  1. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика. 1981.
  2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / под ред. д-ра мед. наук Е. М. Мастюковой. М.: Аркти. 2002.
  3. Левина Р.Е. // Дефектология. 2003. № 3.
  4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика. 1971.
  5. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование. 2013. № 5.
  6. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов: коллективная монография / М. А. Поваляева. Ростов на Дону: Феникс. 2002.
  7. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М. 2001.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год