Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Педагогика
Автор: Таушева Клариса Сагабетдиновна   
18.11.2018 09:26

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Воспитатель Средней группы Таушева К.С г.Когалым 2018 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА "КОЛОКОЛЬЧИК"

Ключевая установка ФГОС ДО — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Познавательно –исследовательская деятельность – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Главная наша задача – развить и поддержать в каждом ребёнке интерес к открытиям, новым знаниям, исследовательской деятельности и создать для этого все необходимые условия.

 

Одним из важных условий познавательно – исследовательской деятельности является правильная организация развивающей предметной среды.

Основной целью создания уголка познавательно-исследовательской деятельности является:

Обогащение опыта познавательно — исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста, развитие умений и навыков взаимодействия с различными объектами исследования.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления о мире, природе, различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
  • Формировать умение выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Развивающие:

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через: наблюдения за объектами неживой природы.
  • Развивать активность, любознательность; развитие логики и мышления (дети учатся сравнивать, обобщать)

Воспитательные:

  • Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к природе, окружающему миру.
  • Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
  • Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Предметно –развивающая среда создает условия для:

  1. Познавательного развития ребенка (возможности для экспериментирования, систематических наблюдений, к поиску ответов на вопросы ребенка).
  2. Эколого-эстетического развития ребенка (развития умения видеть красоту окружающей природы, разнообразие его красок)
  3. Формирование нравственных качеств ребенка (формирование желания и умения сохранить окружающий мир, природу, бережного отношения к природе).
  4. Формирование экологически грамотного поведения (Развитие навыков природопользования, экологически грамотного поведения в природе).
  5. Экологизация различных видов деятельности ребенка (самостоятельные игры с природным материалом, использование природного материала в непосредственной образовательной деятельности).

Основными требованиями, предъявляемыми к среде и к оборудованию уголка это:

  1. Безопасность для жизни и здоровья детей.
  2. Соответствует возрасту воспитанников
  3. Наполненность.
  4. Доступность.

Уголок по познавательно – исследовательской деятельности разделен на центры:

С целью ознакомления детей с явлениями природы, развитию любознательности в процессе наблюдений за реальными природными объектами создан

Центр «Уголок природы».

Для того, чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие в течение всех сезонов года, мы отмечаем в календаре наблюдений, Календарь наблюдений помогают закрепить у детей знания о явлениях природы, обобщить и сохранить информацию о приметах времен года, о состоянии погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер), о днях недели и т. д.

Есть необходимый методический и дидактический материал:

Познавательные книги, энциклопедии,

Оформлены тематические альбомы; «Времена года», иллюстрации, дидактические пособия, «Дикие животные», «Домашние животные», насекомых, птиц, грибов, ягод, цветов.

Оформлен уголок для знакомства, изучения особенностей природы нашего края: Растения, птицы и животные обитающие в наших краях.

Для закрепления знаний детей собраны различные игры:

(Игры не только покупные, но и сами создаем такие, как «Кому нужны деревья», «Из чего сделан предмет». и т.д.).

И важный развивающий фактор познавательно – исследовательского уголка- это

ЦЕНТР ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Работа в уголке положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Понимая значение познавательной активности для личностного развития ребенка дошкольного возраста, создали лабораторию «Фиксиков», которая позволяет решать важные образовательные и воспитательные задачи:

  • Развивать активность, любознательность; развитие логики и мышления.
  • Формировать умение выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Компонент оборудования.

Центр по экспериментированию требует полного наполнения различными материалами и приборами для проведения простейших опытов и экспериментов.

  • Природный материал: (песок, земля, камушки, глина, ракушки, мелки).
  • Здесь должны быть красители (пищевые, гуашь, акварель).
  • Коллекции: семян различных растений: (гречка, фасоль, горох) бумаги, ракушек, камней.
  • Утилизированный материал: (бумага, фольга, ткани, нитки, поролоновые губки..)

Проведение опытов предполагает и наличие:

  • Приборы помощники: (маленькие зеркала, лупа, песочные часы, весы, магниты, подносы, стол с клеенкой, клеенчатые фартуки, нарукавники.)
  • Медицинский материал (вата, пипетки, ватные палочки и т.д)
  • Материалы для изучения свойств воздуха (воздушные шарики, мыльные пузыри).

Дидактический компонент:

Экспериментирование в средней группе обязательно должно быть поддержано учебным материалом и различными яркими плакатами, содержание которых поясняет педагог.

Здесь находятся познавательные книги и энциклопедии, подходящие для детей по возрасту.

Чтобы получить результат необходимо соблюдать последовательность действий. С этой целью оставлены таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов и экспериментов, которые дети могут проводить самостоятельно, а также совместно со взрослым, разные схемы, символы.

С целью воспитания безопасного поведения, умение организовать свое рабочее место, убирать за собой, расположены здесь правила в картинках.

В уголке есть наборы для игр с песком и водой:

  • Дети в нашей группе очень любят игры- опыты с песком. Такие игры развивают усидчивость, внимание, мелкую моторику. Дети могут трогать песок, пересыпать его из сосуда в сосуд, рассматривать через лупу, смешивать с водой или опускать его на дно банки с водой.

Исследовать воду (сделать вывод о том, что она жидкая, прозрачная, не имеет запах, не имеет вкуса. Какое огромное значение вода имеет для человека, животных, растений);

Опыты «Тонет-не тонет», игры «Быстрые кораблики», «Рыболовы».

Опыты и эксперименты со снегом, со льдом, Такие эксперименты знакомят детей со свойствами, развивают любознательность, мышление, умение сравнивать.

Опыты «Жидкое – твердое», «Лед и вода».

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Создание развивающей предметной среды по познавательно –исследовательской деятельности дает возможность для усовершенствования совместной деятельности педагога с детьми и детей друг с другом.

Все центры в уголке познавательно –исследовательской деятельности действуют не изолированно, а наоборот взаимодополняют друг друга. Дети не ограничены рамками одного аспекта исследования, а получают возможность более полной реализации познавательной активности.

Таким образом, мы создали благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка.

Используемая методическая литература:

  • Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. Соответствует ФГОС. 2014
  • Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Разработано в соответствии с ФГОС. 2014.
  • Веракса Н.Е., А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников, соответствует ФГОС. 2014.
  • Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. — М.: Просвещение, 2009. — №6.
  • Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 2003.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 31 декабря

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год