Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Из опыта работы «Особенности организации праздников и развлечений в разновозрастной группе в ДОО»
Педагогика
Автор: Шишкова Елена Геннадьевна, Аникина Галина Иннокентьевна   
24.09.2018 03:58

Из опыта работы «Особенности организации праздников и развлечений в разновозрастной группе в ДОО»Из опыта работы «Особенности организации праздников и развлечений в разновозрастной группе в ДОО»

  • Шишкова Елена Геннадьевна, воспитатель МБДОУ № 102, первая квалификационная категория,
  • Аникина Галина Иннокентьевна, воспитатель МБДОУ № 102, высшая квалификационная категория

С 2016 года в МДОУ № 102 функционирует разновозрастная группа, которую посещают дети в возрасте от 3 до 7 лет. На наш взгляд, одним из преимуществ разновозрастного принципа организации группы является:

  • установление в группе общего режима дня, который отвечает возможностям и потребностям детей разного возраста;
  • возможность расширения круга общения детей, за счет которых происходит формирование новых социальных позиций;
  • быстрый темп развития речи и объема памяти у детей младшего дошкольного возраста;
  • освоение эффективных навыков социального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста (доброжелательность, отзывчивость, оказывать помощь);
  • умение учитывать интересы других и договариваться в процессе выбора вариантов совместной деятельности др.

Перечисленные нами преимущества разновозрастной группы, позволяют решить задачи, поставленные во ФГОС ДО.

 

Скачать конспект

Однако в части решения задач по созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей у нас возник ряд трудностей:

  • учет возрастных психологических и физиологических особенностей детей;
  • создание социокультурной среды.

Преодоление обозначенных трудностей мы хотим показать на примере организации культурно-досуговой деятельности в форме праздников и развлечений.

В соответствии с основной образовательной программой, комплексно-тематическим планированием нами реализуется перечень праздников и развлечений на текущий учебный год. (приложение 1.)

Реализацию мероприятий мы осуществляем в различных подходах, которые позволяют, на наш взгляд, преодолеть обозначенные выше трудности и достичь поставленных задач во ФГОС ДО:

  • разработка и организация праздников и развлечений с отдельными тематическими блоками для каждой возрастной категории;
  • разработка и организация праздников и развлечений с полным включением родителей, не в роли зрителей, а в качестве равноправных участников;
  • разработка и организация праздников и развлечений с включением в тему мероприятия одновременно всех детей.

Обратимся к каждому подходу более подробно:

Разработка и организация праздников и развлечений с отдельными тематическими блоками для каждой возрастной категории (на примере развлечения «Что у Осени в корзинке?»).

При составлении сценария развлечения мы были озадачены вопросом том, как безопасно организовать совместные подвижные игры, танцы в группе детей, где есть малыши 3-4 лет, а также дети 5-7 лет. Поэтому в сценарий мы включили игры и танцы отдельно для каждого возраста детей группы: для старших – «Танец с листьями», для младших – «Танец с ежиком». В ходе проведения развлечения все дети проявили желание участвовать в подвижной игре и танце. Цели и задачи, запланированные в ходе развлечения были достигнуты, удалось избежать ситуаций столкновений детей в процессе подвижной игры, а также старшие дети проявили интерес к танцу младших детей. С удовольствием в нем приняли участие. Слайд с видео

Проанализировав мероприятие, мы пришли к выводу, что возможно, в ходе праздника или развлечения организовывать совместную деятельность для детей разного возраста и нет необходимости разделять виды деятельности (например: отдельно танец для маленьких, танец для больших).

Разработка и организация праздников и развлечений с полным включением родителей, не в роли зрителей, а в качестве равноправных участников (на примере праздника, освященного «Дню матери»).

При организации данного праздника была предпринята попытка не только организовать совместную деятельность ребят разного возраста, но и полное включение родителей как участников мероприятия. Особенность этого мероприятия заключалась в том, это первый праздник, в котором участвовали родители вновь поступивших детей (адаптационный период).

Во время праздника родители размещены были в зале не как зрители, а как участники на стульчиках рядом с детьми, в этом случае мы преследовали основную цель – создание комфортных условий для детей 3-4 лет.

В ходе праздника родители:

  • наравне участвовали и выполняли задания со своими детьми. (например: дети во время репетиций разучили танец для мам, а входе праздника демонстрировал движения танца, а мамы старались все повторить; выполняли конкурсное задание, в котором необходимо было мамам либо узнать по голосу, либо на ощупь с завязанными глазами);
  • оказывали поддержку своему ребенку во время выступлений (например: выходили вместе с детьми на импровизированную сцену, становились за спиной ребенка во время того, как каждый воспитанник представлял свою маму небольшим рассказом или стихотворением);
  • выполняли домашнее задание как сюрпризный момент для детей (мамы разучили и исполнили на празднике песню по теме праздника).

В результате мероприятия мы увидели, что родители с удовольствием включаются в такую форму организации, праздник прошел эмоционально, трогательно. Младшие дети продемонстрировали уверенное поведение в ходе представления мам, не растерялись, не плакали, не тревожились, не забывали слова. Дети средней и старшей групп были удивлены особенностью организации праздника (когда мама рядом). Все получили удовольствие от совместной деятельности.

Разработка и организация праздников и развлечений с включением в тему мероприятия одновременно всех детей. (на примере праздника «8 Марта»).

Разрабатывая сценарий праздника нами были учтены достоинства и недостатки предыдущего опыта в реализации мероприятий. Успешным явилось то, что дети разных возрастов за большую половину года нахождения в группе привыкли друг к другу и с удовольствием включаются в совместную деятельность. Это явилось основой в организации праздника. Все задания, выполняемые детьми в ходе праздника, не разделялись по возрастному аспекту: были подобраны задания одинаково интересные и выполнимые для всех (дети «пекли блины для бабушки» все дети знакомы с процессом приготовления блинов в быту, для младших было напоминание как пекутся блины и для все детей были озвучены правила игры. В ходе игры – младшие дети увлекались процессом, могли нарушать правила, а старшие – были ориентированы на выполнение правил, и победу в игре. Но нарушение правил детьми младшего возраста не помешало одной из команд одержать победу).

Кроме того, заранее с детьми готовились концертные номера, которых тоже участвовали дети всей группы: была разучена песня для бабушек, танец для мам. В ходе реализации концертных номеров нами было отмечено, что дети более старшего возраста ориентируют младших детей, помогают, поддерживают, подсказывают, а младшие в свою очередь прислушиваются, подражают, в результате чего номер получается слаженным и цельным. Младшие дети чувствуют себя намного увереннее рядом со старшими при разыгрывании сценок, рассказывании стихов. Таким образом, в условиях разновозрастной группы у младших появляется возможность продвигаться в своем развитии не только благодаря взрослому, старшие дети становятся образцом для подражания. А для старших позиция более знающего и лучше умеющего, способствует осознанию своих действий, формирует чувство ответственности.

В ходе реализации обозначенных нами подходов, наряду с указанными трудностями мы видим следующие приоритетные образовательные результаты деятельности:

  • дети младшего дошкольного возраста охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их руководство в совместной деятельности, в том числе в игровой.
  • Качественно меняется общение: дети не испытывают трудностей в установлении контактов с детьми как младше себя, так и старше.
  • В группе младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более внимательными к другим детям, доброжелательными и отзывчивыми (помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика заботятся о более младших).
  • Особое значение приобретает пример старших детей для младших (склонность к подражанию способствует принятию младшими детьми положительных качеств, правилам поведения в группе от старших).
  • Дети старшего возраста выступают в качестве помощника воспитателя (соведущего на празднике), с удовольствием принимают на себя роль старшего.
  • Старшие дети способны с учетом их коммуникативной компетентности донести до младших детей ту значимость или смысл деятельности, в которую дети включены.
  • У детей есть возможность, проживая опыт в разновозрастной группе побывать в разных позициях: в начале он принимает помощь, осваивает правила взаимодействия, а в ходе взросления сам становится ориентиром для вновь поступающих детей.

Делая общий вывод по нашему опыту мы можем сказать, что разновозрастной состав группы требует особого подхода к разработке и организации праздников и развлечений, что не существует единого рецепта для решения поставленных задач, но это работа интересна и когда ты видишь положительный результат и преодолеваешь трудности, то возникает желание искать новые нестандартные подходы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год