Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Детский сад и семья: новые грани взаимодействия
Педагогика
Автор: Апичина Елена Викторовна   
12.08.2018 14:59

Детский сад и семья: новые грани взаимодействияДетский сад и семья: новые грани взаимодействия

В данной статье рассматриваются новые грани взаимодействия детского сада и семьи, которые предполагают обмен мыслями, чувствами, переживаниями; направлены на повышение педагогической культуры родителей (сообщение им знаний, формирование педагогических умений, навыков). Современный детский сад создает единое образовательное пространство «детский сад-семья» и открывает новые грани взаимодействия с семьей. В статье рассмотрены некоторые новые грани взаимодействия детского сада и семьи, используемые в детском саду.

Ключевые слова: детский сад, семья, взаимодействие

Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания [3]. Детский сад – помощник семьи в воспитании и формировании будущего полноценного гражданина страны.

 

Ст. 44 ФЗ – гласит «Родители имеют право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия полноценного развития ребенка [9].

Детский сад и семья взаимодействуют для того, чтобы создать как в детском саду, так и в семье универсальные социально-педагогические и психолого-педагогические условия для целостного развития личности ребенка. Взаимодействия детского сада и семьи показано на рисунке 1.

Рисунок 1 — Взаимодействия детского сада и семьи: цели и задачи [4]

Новые грани взаимодействия детского сада и семьи организуют новое культурно-образовательное пространство, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья. Ключевым понятием в новом взаимодействии детского сада и семьи является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Современный детский сад создает единое образовательное пространство «детский сад-семья» и открывает новые грани взаимодействия с семьей:

  1. Пропаганда педагогических знаний и подъем педагогической культуры родителей.
  2. Использование передового опыта семейного воспитания.
  3. Работа с родителями по ознакомлению с работой детского сада и включение их в жизнь детского сада. Для этого используются рубрики: «Мы занимаемся», «Час за часом», «Наше творчество», «Всезнайки», «Живём поживаем», «Минутка за минуткой», «Учите с нами», в которые помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания [1].

Назовем некоторые новые грани взаимодействия детского сада и семьи, используемые в детском саду:

  • организация родительских собраний в форме: «Педагогическая лаборатория», «Аукцион», «Семинар – тренинг», «Душевный разговор», «Мастер – класс», «Ток – шоу». На родительских собраниях нетрадиционной формы мы используем следующие методы активизации родителей: «Мозговой штурм», «Реверсионная мозговая атака, или Разнос», «Список прилагательных и определений», «Коллективная запись», «Запись на листах», «Эвристические вопросы», «Мини — эксперимент». Методы работы с родителями на собрании: обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей; проигрывание ситуаций; детские игры с родителями [1];
  • организация 1 раз в год дегустации блюд родителями. Тем самым обеспечивается открытость одной из самых волнующих родителей темы – организации питания в детском саду. Организуется 2 временных отрезка, во время которых можно было продегустировать предлагаемые блюда: утром (каша, омлет, кофейный напиток), вечером (плов, рулет с маком, компот из ягод). Родители проверяют на себе качеств блюд и оставляют положительные отзывы в «Книге отзывов и предложений»;
  • организация тематических выставок родительских и детско-родительских работ, совместное оборудование мини-музеев, фотовыставок и др. [5];
  • работа специального сайта детского сада, предназначенного для размещения информации о ДОУ. На сайте представлены фотографии из жизни детского сада, методические рекомендации, достижения и успехи, как детей, так и сотрудников [8];
  • создание и работа интерактивной комнаты для родителей, где реализуется инновационная система информирования родителей о жизни их детей в детском саду и консультирования по актуальным вопросам, с использованием современных информационных средств;
  • организация информационных стендов [7];
  • изучение особенностей семьи и ребёнка, запросов родителей через опрос, интервьюирование, проведения родительского эссе;
  • проведение мастер-классов, позволяющих обогатить практический опыт родителей. Такие мастер-классы помогают организовать различные виды деятельности детей в отсутствии соответствующих специалистов, например, педагога по прикладному творчеству. Ведь среди родителей есть высококвалифицированные профессионалы, готовые поделиться своими навыками с детьми [2];
  • проведение открытых занятия с детьми для родителей с целью познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Родители видят поведение ребенка, его знания, в сравнении с другими детьми [3];
  • проведение активной формы взаимодействия детского сада с семьями — практические занятия для родителей. Этот вид взаимодействия актуален потому, что, во-первых, мероприятия теоретического характера (консультации) собирают в последние годы всё меньше слушателей, а во-вторых, являются недостаточно эффективными в силу рассеянного внимания и низкой концентрации слушателей. Тогда как возможность на практике что-то попробовать сделать или увидеть вызывает большую заинтересованность родителей. Возможно организовать такое практическое занятия для родителей, как «ИКТ: друзья или враги?» Здесь воспитатели проводят с родителями фрагменты некоторых занятий с использованием интерактивной доски. А после организуют обсуждение по микрогруппам: одна из которых защищает ИКТ в ДОУ, а вторая – выступает в роли их противников. Обсудив все «за» и «против», микрогруппы приходят к выводу о том, что использование ИКТ в детском саду оправдано и действительно помогает решать педагогические задачи. Также можно провести практическое занятие на тему «Экспресс здоровья» – здоровый образ жизни детей и взрослых. Пройдя несколько станций, на которых рассматриваются различные компоненты здорового образа жизни, родители в Фито-кафе за чашечкой зеленого чая могут обсудить, как они могут помочь своим детям вырасти здоровыми и чем может помочь им в этом детский сад [5];
  • организация родительского клуба «Хочу все знать!», нацеленного на обмен мнениями по вопросам воспитания ребенка в детском саду и семье. На общих заседаниях клуба «Хочу все знать!» затрагиваются и обсуждаются актуальные вопросы в развитии детей: «Здоровый ребенок – счастливая мама», «Путешествие в страну мальчиков и девочек», «Умные книжки для умных детишек», «Играем? Играем вместе!», «Лечим…любовью» и др. Это не просто скучные собрания с поучениями от педагогов, а игры-путешествия, КВН, игра «Звездный час», образовательный квест. Всем нам известно, что взрослые – это большие дети, и им тоже хочется поиграть, а играя, обсуждаются серьезные вопросы воспитания и развития детей [3];
  • организация семейного театра — интерактивная форма взаимодействия с семьей в рамках современной педагогической концепции сотрудничества. Она способствует укреплению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, приобщению детей и взрослых к миру театра, художественным ценностям. В семейном театре каждый участник может проявить индивидуальность и творчество, артистические способности и навыки, «примерить» на себя роли разных персонажей. Всё это, несомненно, даёт возможность больше времени проводить вместе, улучшает понимание между поколениями детей и родителей, сближает их, помогает передаче опыта предшествующих поколений современному, сегодняшнему. В семейном театре, как дома, теплые и доверительные отношения, все друг другу родные и близкие. Родители могут почувствовать себя детьми, а дети выступают, совсем как взрослые.
  • организация совместных мероприятий педагогов, родителей и детей [1, с. 131]: праздники, литературные вечера, КВНы, чаепития и др.;
  • проведение мероприятий по теме «День безопасности и здоровья», так как важно привлечь внимание родителей к такой актуальной в наше время теме безопасности и здоровьесбережения детей
  • организация проектной деятельности в детском саду: проект по работе с отцами — «Папина школа», по оздоровлению детей «Оздоравливаемся вместе», проект по гендерному воспитанию «Мы разные», проект по правовому воспитанию детей и родителей «Я и мои права», исследовательско–познавательный проект «Путешествие в мир», в рамках проекта родители вместе с детьми стали участниками исследовательской конференции «Умники и умницы»; проекты «Как делают мультфильмы», «Где и как появилась бумага», «Чудо-сладость мед», «Соль – белое золото», «Вред и польза компьютерных игр» и др. [6]
  • работа радиоточки детского сада, которая обеспечивает позитивный настрой, психолого-педагогическое информирование родителей; способствует формированию их нового менталитета и изменению самой сущности взаимодействия родителей с детским садом [2];
  • работа дублёров любого педагога. Родители проводят утреннюю гимнастику, непосредственно образовательную деятельность, прогулки и др.;
  • работа консультативного пункта. Он предназначен для просветительской работы среди родителей, дети которых не посещают дошкольные образовательные учреждения. Зачастую у этих родителей возникают те или иные вопросы, связанные с воспитанием и развитием своих детей. Они могут позвонить в ДОУ и записаться на консультацию к любому специалисту ДОУ. Часто обращаются к учителю-логопеду, педагогу-психологу, старшему воспитателю, заведующему по вопросам подготовки ребенка к школе, диагностического обследования, семейных проблем в воспитании ребенка. Специалист дает необходимые рекомендации и вместе с родителем разрабатывает индивидуальный маршрут развития ребенка. [8];
  • работа «Школы заботливых родителей», которую проводит педагог-психолог, позволяет расширить психолого-педагогические знания родителей, способствует развитию у них практических умений и навыков по взаимодействию с детьми, повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей;
  • издание газеты «НАШИ НЕПОСЕДЫ», которая может выходить 1 раз в квартал и освещать мероприятия ДОУ.

Таким образом новые грани взаимодействия детского сада с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Главная цель новых граней взаимодействия детского сада с семьей – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких.

Список литературы

  1. Абдуллина Д. А. Современные формы взаимодействия с семьями в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Д. А. Абдуллина, А. Ш. Мавлюдова // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VII Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др. ]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (7). — С. 131–134.
  2. Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа ДОУ, семья [Текст] / — М,: АСТ, 2015. – 55 с.
  3. Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. [Текст] / А.А. Гуз – М.: Белый ветер, 2013. – 192 с.
  4. Гусева А. Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] / А. Ю. Гусева [Электронный ресурс]
  5. Дронь А. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. [Текст] / А. В. Дронь, О. Л. Данилюк — СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 364 с.
  6. Дульнев Г.М. Учебно — воспитательная работа в ДОУ: Пособие для учителей [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. — М.: АСТ, 2014. — 176 с.
  7. Настольная книга воспитателя [Текст] / Е.И. Лунина, Н.С. Шепурева и др. — Ростов н/Д, 2011: Изд-во: Феникс. — 383 с.
  8. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в ДОУ [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. — М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2015. — 255 с.
  9. Федеральный закон от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ (ред. от 29. 12. 2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] /
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27. 10. 2014 N 1351 (ред. от 25. 03. 2015) [Электронный ресурс] /
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год