Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Реализация программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами музейной педагогики
Педагогика
Автор: Сехина Ольга Константиновна   
19.08.2017 18:28

Реализация программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами музейной педагогикиРеализация программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами музейной педагогики

Сехина Ольга Константиновна воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 24 «Солнышко» г. Южно-Сахалинска, Сахалинской области

В рамках работы по развитию творческих способностей детей старшей группы с ОВЗ средствами музейной педагогики была поставлена цель: создать и апробировать программу «Мир музея», которая позволит осуществить данную цель.

Программа была создана в 2016 – 2017 гг. на основе программы «Мы входим в мир прекрасного» (автор Б.А. Столяров), рассчитана на один год обучения детей 5 – 6 лет. Количество занятий – 26. Периодичность – одно занятие в неделю. Данная программа реализовывалась с детьми с ОВЗ в различных режимных моментах.

 

Основными критериями программы являются:

  1. Культурологическая направленность.
  2. Ориентация на освоение детьми лучших образцов отечественного и мирового искусства.
  3. Направленность на интеграцию в решении задач в области познавательно-речевого развития.
  4. Формирование художественной и общей культуры дошкольника на основе музейных подлинников в условиях организации педагогического процесса в музейной среде.
  5. Обогащение в рамках педагогического процесса учебного содержания программы музейным компонентом, а также «погружение» дошкольников в городскую и природную среду.

Цель программы – сориентировать дошкольников старшей группы и детей с ОВЗ в процессе их приобщения к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры.

Задачи программы:

  • развитие художественно-эстетического восприятия и образного мышления;
  • обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды средствами изобразительного искусства;
  • развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение искусства;
  • формирование основ музейной культуры, обогащение опыта освоения музейного памятника и развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным предметам и музею в целом;
  • создание условий для проявления детьми эстетических эмоций и чувств, развития эстетических интересов и формирования эстетических предпочтений.

Процесс освоения детьми пространства музея требует создания условий для активизации их интереса к этому объекту культуры, как новому пространству, формирование представлений о котором обогащает опыт восприятия ребенка через развитие его сенсорных, творческих, познавательных, эмоционально-эстетических способностей, выступающих основной для освоения искусства и формирования эстетического отношения к окружающей действительности.

Ориентируясь на идеи полихудожественного подхода, программа подразумевает широкое использование синтеза искусств (музыкального, речевого, театрального и др.), а также интеграцию различных видов детской деятельности.

Программа ориентирована на активизацию в процессе освоения произведений искусства проявлений инициативы, творчества, самостоятельности, отражения впечатлений в разнообразных видах детской деятельности, что является своеобразным показателям «присвоения» полученного ребенком опыта и проявлением ценностного отношения к искусству, музейным сокровищам.

В целях реализации программы создавалась обогащенная развивающая предметно-пространственная среда, которая провоцировала интерес детей к освоению искусства, восприятию прекрасного в окружающем мире. Достижение этого стало возможным посредством рациональной организации Центра творчества (уголка изобразительной деятельности) в группе, насыщенного различными репродукциями, книгами об искусстве, предметами народных промыслов, фотографиями. Была организована разнообразная деятельность детей в условиях постоянно обновляемой выставки (галереи) в Центре творчества.

Реализация содержания программы предполагала тематический принцип его развертывания. Занятия тематически разделены по блокам.

Предусматривалось развитие интереса детей к изучению искусства и обогащение представлений о музее (вводный блок), а также освоение художественных образов, отражающих проявление красоты в трех ракурсах – природном, социальном и предметном: «Человек и природа», «Я – ты – мы ( «Человек в социуме)» и «Мир вещей». Такое разделение тем в процессе восприятия искусства позволило:

  • «подсказать» детям идею произведения, обсудить с ними его замысел, обнаружить общее и различное в образе, используемых средствах выразительности;
  • показать многообразие проявлений красоты и различных способов ее отражения в произведениях искусства;
  • избежать освоения искусства на основе приоритета знания.

Программа предполагала четыре экскурсии в Художественный музей в течение года. Тематика экскурсий варьировалась в зависимости от композиций музея.

Изучение каждой темы включало серию занятий, построенных в соответствии со следующей логикой:

  • занятия в дошкольном образовательном учреждении предусматривают постановку темы, создание образовательной ситуации, приобретение необходимого опыта (рассматривание произведений, обсуждение средств выразительности и экспериментирование с разными материалами);
  • занятия на экспозиции музея, экскурсии по городу, образовательные прогулки позволяют обогатить опыт восприятия детьми эстетических объектов посредством погружения в насыщенную художественную среду, развивают художественное восприятие в процессе общения с музейным подлинником, скульптурным монументом или архитектурным памятником;
  • занятия в дошкольном образовательном учреждении, ориентированные на расширение, уточнение, углубление, обобщение и осмысление детьми освоенных образов, переживаний, представлений и умений.

В процессе занятий рассматривались оригинальные природные объекты: ветки, листья, цветы, ракушки и, на доступном уровне, обсуждалось содержание некоторых эстетических категорий ( «Что такое красота?», «Зачем художники рисуют натюрморты?» и т.д.).

Занятия проходили в форме «путешествия» с использованием различных игровых персонажей, игр, игровых ситуаций, упражнений. На занятии предусматривалось:

  • более подробное рассматривание одного произведения изобразительного искусства или эстетического объекта;
  • сравнение двух-трех произведений, посвященных одной тематике, но выполненных в разных стилях, различных по средствам выразительности и т.д.;
  • обобщение освоенного детьми опыта восприятия видов и жанров искусства: беседы о живописи, графике, скульптуре, портрете и пейзаже с использованием ранее рассмотренных и новых произведений.

Во время занятий подбирались посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы у детей не пропал интерес к деятельности, чтобы они не разочаровались в своих возможностях. При выполнении заданий детям оказывала разные виды помощи, поощрения: кому-то из них было достаточно одобряющей улыбки, ободряющих слов, кто-то нуждался в дополнительных разъяснениях, а некоторые нуждались в совместной работе с взрослыми. Дети делились своими достижениями друг с другом, старались помогать друг другу, выполняли задания в группах. От занятия к занятию дети все более раскрывали себя творчески, снимались внутренние психологические зажимы; они учились выражать свои чувства через цвет, природу, «нарабатывали» эмоции радости.

Все занятия проходили в атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания и предполагали широкий простор для творчества. При этом я постоянно корректировала деятельность детей, помогала им вовремя исправлять допущенные ошибки.

Основными формами и методами работы с детьми стали:

  • рассказ воспитателя о создании произведения, авторе, замысле; образное описание произведения;
  • беседы об используемых автором средствах выразительности и художественном образе. (Какие цвета использует автор? Какие предметы тебе понравились? Какое настроение возникает у тебя в период рассматривания картины, и какие средства художник использует для его передачи? Как бы ты назвал картину? и т.д.);
  • метод диалога (совместного обсуждения), направленный на активизацию восприятия и формирование способности к рассматриванию, переживанию и осмыслению визуального образа;
  • упражнения, направленные на приобретение опыта совместного эмоционально-эстетического восприятия и развития творческих способностей;
  • игровые приемы (обыгрывание «эстетических предметов», законченных и незаконченных изображений, дидактические и развивающие игры, включающие подбор красок, форм, составление композиций; сюжетно-ролевые игры по мотивам испоенных тем с использованием средств театрализации;
  • организация продуктивной деятельности, в том числе с использованием традиционных и нетрадиционных изобразительных техник.

Для активизации интереса к музейным экскурсиям использовались различные игровые атрибуты, а также специально выполненные детьми рисунки.

В процессе реализации программы творческие результаты можно получить лишь в том случае, если использовать адекватные возрасту формы и методы работы, создать атмосферу, благоприятствующую раскрепощению, поощряющую проявления индивидуального восприятия и мышления, осмысления художественного образа. Для этого проводилась большая предварительная работа с детьми. На прогулках дети вместе со мной наблюдали за меняющимися сезонными явлениями, отмечали их отличие и неповторимость, учились видеть красивое. Из чего же складывается это понятие – «видеть красивое»? Из «сыпкого дождика» Паустовского, из картин Васнецова и Шишкина, из стихотворений Пушкина и Бальмонта, из музыки Чайковского и Шопена. Затем на занятиях я предлагала детям вспомнить их ощущения, впечатления, мысли, чувства, и нарисовать свою любимую картину природы. Детей с нарушениями речи вовлекала в диалог, старалась ставить вопросы так, чтобы дети высказывались о том, что видели вокруг, отмечали, например, что день прекрасен, светит яркое солнце, снег сверкает на морозе, как разноцветные огоньки. А небо такое голубое, как на картине И. Шишкина «Зима».

Например, во время занятия на тему «Цвета года: краски зимы» я знакомила детей с зимними пейзажами на примере произведений художников-пейзажистов и использованными средствами выразительности; учила выделять художественные особенности данных произведений искусства (форма, цвет, ритм, композиционное решение); активизировала использование слов и словосочетаний: зимний пейзаж, краски зимы, настроение картины; цветовая гамма: тёплые, холодные цвета, оттенки цвета; развивала художественное восприятие, эстетический вкус, творческие способности; умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ произведения. Формировала умение воспринимать красоту окружающего мира, и желание активно участвовать в процессах, которые происходят в этом мире.

Рассматривая картину Грабаря «Роскошный иней», я создала ситуацию спора. Дети спорили, высказывали свою точку зрения, рассказывали о своих наблюдениях.

Вопрос для спора: «Какое время года изобразил художник в картине «Роскошный иней»?

- Я, думаю, это весна, потому что много солнечного света, вижу много светло-зелёного цвета вдалеке, как будто лес просыпается, значит, весна.

- Возле деревьев жёлтые пятна – это опавшая осенняя листва и на ветках я увидела пожухлую листву, значит это поздняя осень.

Но затем вместе с детьми пришла к единому выводу, что это зимний пейзаж. В этом споре приняли активное участие дети с речевыми нарушениями.

Для развития наблюдательности и эмоциональной отзывчивости на занятиях применяла игровые приемы: «Кто больше увидит в одном облаке изображений»; «Кто больше подберет эпитетов к надвигающейся туче»; «О чем шумит листва». Материал для этой работы находится вокруг нас, и он дает возможность детям эмоционально воспринимать мир природы, как в жизни, так и в произведениях искусства.

Знакомя детей с произведениями искусства, давала им различные практические задания, включающие рисование запомнившегося предмета по памяти, использовали различные техники исполнения. Эта работа направлена не на буквальное копирование, а на переживание художественного образа, что предполагало момент творческой импровизации.

Практика показывает, что дети способны воспринимать сюжет произведения лишь в том случае, если они уже сталкивались с этим в своем жизненном опыте. Для детей с ОВЗ старалась подбирать произведения с учетом их доступности, разнообразной тематики и различными манерами письма разных художников.

Смоделированные проблемные и игровые ситуации, образные сравнения, включение поэтического слова при восприятии произведений искусства помогали детям погрузиться в сюжет, пробудить в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепостить, помочь детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получится», «я не сделаю правильно». Дети с ОВЗ начали работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.

Музыка является выразительным средством, исключительным по силе своего воздействия на ребенка. Для занятий тщательно отбирались музыкальные произведения. Музыка помогала точнее и богаче создать художественный образ, давала простор для творческой деятельности. Рассматривая пейзаж за окном, предлагала выбрать из двух – трех прозвучавших фрагментов тот, что соответствовал настроению природы и объяснить почему.

Дети с ОВЗ воспринимают те произведения, содержание которых соотносится с их жизненным опытом. Поэтому наиболее доступным их пониманию жанром является пейзаж. Я учила детей наблюдать за окружающей природой, восхищаться ее разнообразием и неповторимостью. И вновь переживать разнообразные эмоциональные состояния, любуясь природой в художественном произведении. Стремилась научить видеть красоту детей с нарушениями общения, вовлекая их в обсуждение красоты природы, времен года. Дети постепенно входили в процесс обсуждения, вначале стесняясь высказывать свое мнение, но затем стремились эмоционально участвовать в обсуждении.

В обучении детей восприятию портретной живописи использовала «модельные» дидактические игры и упражнения. Эти игры направлены на умение видеть и анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих. Дети учились «читать» настроение людей по их мимике, выражению лица. Интересно проходила игра «Отгадай настроение друга». Дети с ОВЗ показывали друг другу мимикой свое настроение, которое способны передать. Они весьма эмоционально подошли к игровым действиям. Только дети с нарушением общения не проявили никаких эмоций.

В процессе игровой деятельности дошкольники активно осваивали и музейную информацию. Именно в игре дети лучше сосредотачивались и больше запоминали, развивали способность мысленного манипулирования с предметами. В своей деятельности применяла целый спектр музейно-образовательных игр: «О чем говорят вещи», «Живая скульптура», «Видящие руки», дающих стимул воображению и творческой импровизации.

Однако любая работа, даже очень интересная по ознакомлению с произведениями искусства, не дает детям такой «пищи» для души и ума, как посещение музея. С начала занятий детям было трудно при сравнении объектов выделять существенные признаки. Но при оказании организующей помощи дети с ОВЗ успешно справлялись с заданиями. Очень нравились детям экскурсии, после которых сразу же проводилось занятие в помещении. Проблемы были с переключением деятельности с одной на другую. Но со временем внимание детей стало более концентрированным.

Одним из перспективных инновационных методов, способствующих развитию самостоятельности мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, стал метод проектной деятельности. Однодневный проект «Красивое рядом» прошел в форме Дня открытых дверей. Родители стали участниками игр, посетителями картинной галереи, зимних забав. Результатом проекта стала выставка совместных работ родителей, детей и педагогов «Зимние узоры».

Одной из новых форм обучения является использование на занятиях информационных технологий. Используя детские мультимедийные издания, компьютерные программы и игры: «Дизайн для детей», «Форма», «Жанры живописи», «Учимся рисовать», я не только расширяла кругозор детей, но и учила их быть активными, давала возможность проверить свои знания в игровой форме.

Таким образом, от занятия к занятию дети с ОВЗ все более раскрывали себя творчески, снимались внутренние психологические зажимы. Они учились выражать свои чувства, «нарабатывали» эмоции радости.

По-настоящему эффективной работа по развитию творческих способностей может быть только в том случае, если не только в детском саду, музее, но и дома внимание детей постоянно обращается на интересные явления в природе и окружающей жизни. В этом отношении чрезвычайно важна помощь родителей. Общение с родными для ребенка с ОВЗ важнее всего, именно эти впечатления стремится он отобразить в рисунке.

Я постоянно поддерживала связь с родителями, искала инновационные формы вовлечения их в процесс творческого развития детей. Старалась научить родителей умению наблюдать вместе с детьми, помогала им творчески видеть окружающий мир, вместе с ними переживать и размышлять. При этом было необходимо, чтобы родители с вниманием и пониманием относились к детским фантазиям, помогали, развивали и обыгрывали их.

С работами детей родители знакомились на постоянно действующих выставках:

  • сезонные: «Веселая зима», «Весенняя капель», «Осенние фантазии»;
  • тематические: «Вредные привычки», «Рисуем спорт», «Салют победы»;
  • персональные: «Мир фантазий», «Любимый Сахалин».

Систематическая работа по развитию творчества средствами музейной педагогики привела к положительным результатам. Работы практически всех детей стали интересными, разнообразными, с яркой, сочной гаммой. В самостоятельном рисовании дети использовали сюжеты картин, которые видели в музеях, с удовольствием иллюстрировали страницы художественных произведений, с увлечением рассказывали о своих рисунках, героях, объясняют выбор цвета, материалов.

Конечно же, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Можно и не быть художником, но любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества. Творческая свобода, обретенная на занятиях искусством, перейдет в другие сферы деятельности, научит детей с ограниченными возможностями здоровья искать нестандартные решения самых разных проблем.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год