Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
Педагогика
Автор: Литинец Елена Александровна   
16.10.2014 12:08

Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУЛитинец Елена Александровна, Заместитель заведующего по УВР МБДОУ № 109 г. Красноярск

Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для развития детей. Уникальным средством обеспечения сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Скачать конспект

Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социальных.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели.
Цель проектной деятельности:
•    Создание условий для инновационных процессов в ДОУ;
•    Применение педагогических знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, то есть изменения обстоятельства, изменения самого себя.
Существуют различные типы проектов:
1.    По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенские, практико-ориентированные.
2.    По характеру содержания: включает ребенка и его семью, ребенка и  природу, ребенка и рукотворный мир, общество и его культурные ценности.
3.    По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4.    По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждением культуры, общественной организацией.
5.    По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой (10 – 12 человек), фронтальный (вся группа).
6.    По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор усилий детей в решении проблемы.
Для подготовки педагогов к проектной деятельности ставятся следующие задачи:
•    Развитие навыков планирования (четкое формулирование цели, определение основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств);
•    Совершенствование навыков сбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование);
•    Развитие экспертно – аналитических умений (креативность и критическое мышление);
•    Развитие прогностических умений (предполагаемый результат);
•    Формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, выполнение работы в соответствии с графиком).
Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет  группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
Умение пользоваться проектными методами – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.
Используя эту технологию, педагог работает с детьми поэтапно:
•    Наблюдение за деятельностью взрослого,
•    Эпизодическое участие в ней.
•    Партнерство,
•    Сотрудничество.
При этом используется модель трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотели узнать?», «Что мы узнали?».
Затем составляется план тематического проекта.
1.Тема и ее происхождение.
2.Смежные занятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта.
3.Необходимые материалы.
4.Вопросы к детям по проекту (соответственно модели).
5.Оценка - что нового узнали дети.
Как оформить проект?
•    Название проекта.
•    Тип проекта.
•    Срок реализации.
•    Число участников.
•    Актуальность (анализ проблемы, определение источника информации, распределение ролей).
•    Цели и задачи.
•    Материально – техническое обеспечение.
•    Описание проекта (модель, оборудование, предлагаемые условия предметно – развивающей среды).
•    План реализации.
•    Ожидаемые результаты (что мы хотели увидеть и получить).
•    Защита проекта – предполагает обоснование процесса проектирования, получение результатов, их оценка.
Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ. Они выступают активными участниками, а не исполнителями воли отдельных специалистов.
Деятельность в творческих группах, которые создаются при проектировании, помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения, даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию.  Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку развивающегося пространства и себя в нем.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год