Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»
Педагогика
Автор: Михляева Дарина Владимировна   
02.03.2016 13:36

Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №106 Невского района Санкт-Петербурга

Педагог-психолог: Михляева Д. В. 18. 03. 2014

Данная методическая разработка предназначена для проведения мероприятий с педагогами (педагогический совет, занятия по психологическому просвещению педагогов и т. д.) в рамках психологического сопровождения образовательного процесса. Разработка представлена в виде рефлексивной диагностической методики «Кто Я в профессиональной деятельности?», за основу которой взята модификация Румянцевой Т. В. теста «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда.

 

Представления отечественной психодиагностики, предполагают, что рефлексивные вопросы помогают исследовать образ себя, отношение к себе, ценности и смыслы, раскрывающие содержание рефлексивной активности личности. Измерительная направленность является второстепенной в методах рефлексивной диагностики, их цель «не столько получение максимально исчерпывающей и объективной информации об интересующем феномене (как принято в традиционной психодиагностике), сколько создание рефлексивной среды, с тем, чтобы наиболее полно осмыслить профессиональную реальность» (1, с.28).

Вопрос «Кто Я в профессиональной деятельности?» напрямую связан с деятельной идентичностью, которая «дает важную информацию о человеке и включает в себя обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений. Идентификация своего «деятельного Я» связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью, взвешенностью поступков, а также с дипломатичностью, умением работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость, то есть является отражением совокупности эмоционально-волевых и коммуникативных способностей, особенностей имеющихся взаимодействий» (5, с.102).

Цель: Обеспечить психологическую готовность педагогов к внедрению профессиональных стандартов.

Задача: Помочь педагогам наиболее полно осмыслить свою профессиональную реальность и наметить пути совершенствования своей профессиональной деятельности в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО.

План:

  1. Проведение опросника «Кто Я в профессиональной деятельности»
  2. Анализ результатов опросника, их связь с предъявляемыми требованиями к современному педагогу.
  3. Знакомство педагогов с компетенциями педагогических работников, предъявляемых ФГОС ДО и внедряемыми профессиональными стандартами.
  4. Проведение опросника «Кто Я в профессиональной деятельности?»

Инструкция:

«В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я в профессиональной деятельности?». Постарайтесь дать как можно больше ответов, характеризующих Вас как профессионала и вашу профессиональную деятельность. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.

Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у вас в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко вам было отвечать на данный вопрос».

Когда педагоги закончат отвечать, попросить их произвести обработку опросника:

«Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:

  • «+» – знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;
  • «-» — знак «минус» — если в целом вам лично данная характеристика не нравится;
  • «±» – знак «плюс-минус» – если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;
  • «?» – знак «вопроса» – если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.

Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.

После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:

  • сколько всего получилось ответов,
  • сколько ответов каждого знака».

2. Анализ результатов опросника, их связь с предъявляемыми требованиями к современному педагогу

Следует отметить, что единой общепризнанной профессиограммы педагога не существует. Среди необходимых составляющих педагогической деятельности наиболее часто выделяют:

  • педагогическую направленность (мотивы деятельности, отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней);
  • профессионально-педагогическую компетентность (уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющие ему решать образовательные задачи, его умения, навыки и знания);
  • профессионально важные качества (система личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности).

Опираясь на эти составляющие педагогической деятельности, педагогам предлагается проанализировать результаты опросника «Кто Я в профессиональной деятельности?».

Проявления педагогической направленности

Педагогическая направленность проявляется в «интересе к содержанию педагогической деятельности» (2). Если человек проявил достаточно высокий уровень рефлексии при выполнении задания, т. е. дал достаточно высокое количество ответов, можно сказать, что он проявляет интерес к своей деятельности.

Само слово «рефлексия» происходит от позднелатинского «reflexio», что буквально означает «обращение назад, отражение».

Рефлексия – это способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению, стимулирует процессы самосознания, обогащает «Я-концепцию» человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования. В последнее время рефлексивную активность называют среди самых важных педагогических способностей.

Человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»).

Также об уровне рефлексии говорит субъективно оцениваемая самим человеком легкость или трудность в формулировании ответов на вопрос.

Как правило, с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находит ответы, касающиеся особенностей его профессиональной деятельности.

Человек же, не часто задумывающийся о своей работе и о себе как профессионале, отвечает на вопрос теста с трудом.

О низком уровне рефлексии можно говорить, когда человек может дать только 2-3 ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности).

О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос.

О профессиональной направленности можно также говорить по временному аспекту идентичности.

Анализ временного аспекта идентичности необходимо проводить, исходя из посылки, что успешность взаимодействия человека с окружающими предполагает относительную преемственность его прошлого, настоящего и будущего «Я». Поэтому рассмотрение ответов человека на вопрос «Кто я в профессиональной деятельности?» должно происходить с точки зрения их принадлежности к прошедшему, настоящему и будущему времени (на основе анализа глагольных форм).

Особое внимание необходимо обратить на присутствие и выраженность в самоописании показателей перспективной идентичности, т. е. идентификационных характеристик, которые связаны с перспективами, пожеланиями, намерениями, мечтами.

При этом важно учитывать, что признаком психологической зрелости является не просто наличием устремленности в будущее, а некоторое оптимальное соотношение между направленностью в будущее и принятием, удовлетворенностью настоящим.

Преобладание в самоописании глагольных форм в прошедшем времени, говорит о наличии в настоящем неудовлетворенности, стремлении вернуться в прошлое.

Доминирование глагольных форм будущего времени говорит о неуверенности в себе, стремлении человека уйти от трудностей настоящего момента в силу недостаточной реализованности в настоящем.

Преобладание в самоописании глаголов настоящего времени говорит об активности и сознательности действий человека.

Чаще всего в самоописаниях используются существительные и прилагательные, однако, гармоничный тип лингвистического самоописания характеризуется использованием приблизительно равного количества существительных, прилагательных и глаголов.

Проявления педагогической компетентности, профессионально-важных качеств

Использование при самоописании слов «знаю», «умею», «могу» ( «знающая», «умеющая»).

Описание своих способностей. Для педагогической деятельности считаются важными:

  • организаторские;
  • вербальные (умение говорить ясно, четко, выразительно);
  • коммуникативные (навыки общения и взаимодействия слюдьми);
  • ораторские;
  • хорошее развитие памяти;
  • высокий уровень распределения внимания;
  • психическая и эмоциональная уравновешенность;
  • способность к сопереживанию, эмпатии.

Указания в самоописании на личностные качества, интересы и склонности важные для педагогической деятельности:

  • любовь к детям;
  • умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
  • ответственность;
  • самоконтроль;
  • терпимость;
  • безоценочное отношение к людям;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию, саморазвитию;
  • оригинальность, находчивость;
  • артистичность (3, с. 387).

Проявления педагогического самосознания

Одним из компонентов профессионального самосознания является самооценка. «Структура самооценки учителя оптимальна тогда, когда в ней фиксируется создание позитивной Я-концепции. Позитивная Я-концепция учителя влияет не только на его деятельность, но и на общий климат взаимодействия с учениками» (2).

Самооценка представляет собой эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Она отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

Самооценка идентичности определяется в результате соотношения количества оценок «+» и «-», которые получились при оценивании каждого своего ответа на этапе количественной обработки.

Самооценка считается адекватной, если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым составляет 65-80% на 20-35%.

Адекватная самооценка состоит в способности реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, за ней стоит позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности.

Также адекватная самооценка выражается в том, что человек ставит перед собой реально достижимые и соответствующие собственным возможностям цели и задачи, способен брать на себя ответственность за свои неудачи и успехи, уверен в себе, способен к жизненной самореализации.

Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности.

Человек с адекватной самооценкой свободно и непринужденно ведет себя среди людей, умеет строить отношения с другими, удовлетворен собой и окружающими.

Самооценка считается неадекватно завышенной, если количество положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым составляет 85-100%, т. е. человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их число достигает 15% (от общего числа «+» и «-»).

Люди с завышенной самооценкой, с одной стороны, гипертрофированно оценивают свои достоинства: переоценивают и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и исключают у себя недостатки. Они ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых реально могут достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.

Человек с завышенной самооценкой характеризуется также неспособностью принимать на себя ответственность за свои неудачи, отличается высокомерным отношением к людям, конфликтностью, неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность.

Самооценка считается неадекватно заниженной, если количество отрицательно оцениваемых качеств к положительно оцениваемым составляет 50-100%, т. е. человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50% (от общего числа «+» и «-»).

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. Ведь низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, которые обусловлены недооценкой своих успехов и достоинств.

При заниженной самооценке человек характеризуется неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно не обоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как пассивность, смирение, «комплекс неполноценности».

Использование знака «плюс-минус» ( «±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции.

Если количество знаков «±» достигает 10-20 % (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу. Для них характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: И с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей.

Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу. Такое количество знаков «±» может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку трудно принимать решения, он долго сомневается).

Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам. Применяющие данный знак люди, как правило, быстрее выходят на уровень самостоятельного решения собственных проблем.

Данный знак оценки используется достаточно редко, наличие 3 и более знаков «?» предполагает у человека наличие кризисных переживаний

3. Знакомство педагогов с компетенциями педагогических работников, предъявляемых ФГОС ДО и внедряемыми профессиональными стандартами.

Согласно пункту 3.4. 2. ФГОС ДО педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей. Для компетенции характерно наличие знаний и умений.

Профессиональный стандарт педагога, вводимый как средство реализации ФГОС, определяет трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения для осуществления определенных стандартом трудовых функций педагога.

Далее либо зачитать педагогам необходимый текст из профессиональных стандартов, либо предложить им ознакомиться с текстом самостоятельно на страницах интернета: http: //www. rosmintrud. ru/docs/mintrud/orders/129/; http: //профстандартпедагога. рф/библиотека-материалов/нормативно-правовая-информация/приказы-ведомств/.

Предложите педагогам проанализировать свою педагогическую реальность (по проведенному на мероприятии опроснику) в свете предъявляемых вводимым профессиональным стандартом педагога требований. Это поможет наметить пути совершенствования своей профессиональной деятельности, подобрать соответствующие недостающим знаниям и умениям курсы повышения квалификации.

Литература:

  1. Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования. // Вопросы психологии, 1997, №5, с.28-43.
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов. – М., 2003.
  3. Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – Спб., 3003.
  4. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре – СПб., 2006
  5. ФГОС ДО (текст).
  6. Профессиональный стандарт педагога. http: //профстандартпедагога. рф/библиотека-материалов/нормативно-правовая-информация/приказы-ведомств/.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год