Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обобщение опыта работы «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»
Педагогика
Автор: Руфова Оксана Владимировна   
10.01.2016 13:05

Обобщение опыта работы «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»Обобщение опыта работы «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Рябинка» г. Петровск, Саратовская область

Подготовил: Заведующая ДОО Руфова Оксана Владимировна ст. воспитатель Курбатова О.А. Петровск, 2015г.

«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка…»
В.Сухомлинский

Актуальность.

 

Скачать конспект

Вопрос создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с введением ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

В нашем детском саду создана предметно-пространственная среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Исходя из этого в нашей ДОО был разработан проект «Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»

Цель проекта: разработка модели предметно-пространственной развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия к требованиям ФГОС ДО.

Задачи:

  • Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
  • организовать ППРС, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников;
  • содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной ППРС;
  • приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Данная работа основывалась на принципах Стандарта

  • полифункциональной;
  • трансформируемой;
  • содержательно-насыщенной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной.

Были учтены требования Стандарта

  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
  • Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: администрация ДОО, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: 2014-2015 уч. год.

Обеспечение проекта:

  • материально-техническое
  • учебно-методическое

- информационное.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. педагогами изучены новые подходы в организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
  2. организована предметно-пространственная развивающая среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов;
  3. родители содействуют созданию комфортной предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ.

План реализации проекта

«Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»

Наименование мероприятия Исполнитель Сроки реализации

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна. Заведующий ДОО, старший воспитатель Сентябрь,

2014

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с требованиями ФГОС ДО Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги сентябрь, 2014

Заседание рабочей группы: определение цели и задач проекта. Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги октябрь,

2014

Разработка проекта «Построение предметно-пространственной развивающей среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»

Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц. Ст. воспитатель, рабочая группа октябрь,

2014

Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах. Ст. воспитатель, педагоги ноябрь, 2014

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности. Ст. воспитатель, педагоги декабрь,

2014

Отбор лучших разработок для внедрения и публикации. Ст. воспитатель, педагоги январь,

2015

Деятельностный этап

Обучающий семинар для педагогов ДОО по теме "Принципы построения развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ" Старший воспитатель октябрь, 2014

Консультации на темы:

  • "Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения";
  • "Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы";
  • «Построение ППРС в соответствии с ФГОС ДО»
  • "Организация декоративно-оформительской работы"

Старший воспитатель, В течении года,

Анкетирование педагогов и родителей: изучение их отношения к данной проблеме. Наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности Старший воспитатель январь, 2015

Организация выставки методической литературы, искусствоведческой литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ (фотоматериалов, чертежей, публикаций из журналов по вопросам эстетического оформления помещений) Старший воспитатель февраль, 2015

Семинар-практикум «Роль ППРС ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников» Старший воспитатель Январь, 2015

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий и т.д. Заведующий ДОУ, старший воспитатель, родители В течении года,

Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам

построения развивающей среды педагоги Октябрь, 2014

Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения

задач, обеспечивающих полноценное развитие детей. Педагоги В течении года

Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормами и ФГОС ДО педагоги В течении года

Проведение смотров-конкурсов центров в соответствии с годовым планом работы Заведующий ДОУ, старший воспитатель В течении года

Декоративное оформление коридоров и детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды и стенды достижений. Старший воспитатель, педагоги В течение года

Заключительный этап

Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ Заведующий ДОУ, старший воспитатель июль, 2015

  • Итоговая презентация «Построение ППРС в соответствии с ФГОС ДО»

на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах. Старший воспитатель, воспитатели июль, 2015

Обобщение положительного опыта работы. Представление результатов работы. Старший воспитатель август, 2015

В соответствии с планом работы была изучена нормативно-правовая база и методическая литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.
  2. Приказ Минобразования России от 17. 10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. ФГОС ДО
  4. Методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО» авт. О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева
  5. Письмо Минобразования России от 17. 05. 1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
  6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17. 06. 2003
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4. 1. 3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15. 05. 2013 № 26
  8. Годовой план работы ДОО
  9. Письмо Минобразования России от 17. 05. 1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек").
  10. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект).
  11. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. — Центр педагогического образования, 2008-96с.
  12. Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. -УЦ Перспектива, 2011-207с.
  13. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. -Учитель, 2013.
  14. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. — Детство-Пресс, 2010.

Развитие ребёнка-дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Работая в пилотном режиме по реализации ФГОС ДО была разработана модель методической работы по внедрению Стандарта, которая подразделяется на 6 блоков, одним из которых является блок «Материально-техническое обеспечение». Включает в себя создание условий с учётом возрастной и гендерной специфики для успешной реализации Основной общеобразовательной программы ДОО.

Администрацией ДОУ были созданы соответствующие санитарно-гигиенические условия для организации образовательного процесса; своевременное качественное выполнение ремонтных работ; проведён мониторинг оснащения дидактическим оборудованием (составил начало г.81%- конец г.96%) и предметно-пространственной развивающей среды (составил начало г. 70% — конец г. 93%) в соответствии с условиями реализации Программы; приобретена методическая литература в соответствии с ФГОС ДО- составляет на начало г. 73% — конец г. 96% по всем направлениям Программы; имеется доступ для педагогов по использованию электронных образовательных ресурсов.

Организация РППС выстроена с учётом Образовательной программы ДОУ, дополнительных образовательных услуг, использованием интерактивных технологий. Это даёт возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Оборудование помещений ДОУ отвечает требованиям безопасности, эстетически привлекательно и носит развивающий характер. В холле детского сада и приёмных оформлены информационные стенды

РППС обеспечивает доступ к объектам природного характера, побуждает к наблюдениям за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов.

При организации пространства в ДОУ РППС учитывались многофункциональные качества гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, цветовые характеристики (в помещении, оборудования и материалов). Например, в младшем возрасте в основе детской игры лежит предмет, поэтому педагог периодически обновляет среду (вносит игрушки, постройки, материалы и др.).

В старшем возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому педагог перестраивает имеющееся игровое пространство всякий раз по –новому, используя модули, ширмы и тд. Использование данного принципа позволяет ребёнку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть её результаты.

Пространство группы организовано в виде игровых зон /центров/, оснащённых развивающими материалами (книга, игрушки, материалы для творчества и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков/центров/ меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В детском саду функционирует музыкальный зал, который в этом году был приведён в соответствие с учётом требований стандарта

изостудия на 100% соответствует Стандарту как в цветовой гамме, так и в наполняемости пособий.

Кабинет педагога-психолога, логопункт и спортивный зал были частично дооснащены оборудованием:

Игровой центр «Развивайка» предназначен для всестороннего развития личности дошкольника, охватывает все образовательные области Стандарта и на 100% соответствует требованиям:

На территории ДОУ у каждой возрастной группы имеются участки для прогулок и спортивная площадка, которые эстетично оформлены и их наполняемость на 94% соответствует требованиям ФГОС:

Администрацией ДОУ с учётом 5 направлений (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) в этом году было приобретено следующее оборудование: мольберты, музыкальные инструменты, спортинвентарь (мячи, скакалки, обручи, кольцебросы, мягкий модуль в спортивный зал), куклы, все виды транспорта (который используется в качестве пособия и для игр детей), наборы для кухни, кроватки, коляски, материал для опытно-экспериментальной деятельности; мультимедийное оборудование:

Образовательное пространство ДОУ оснащено средствами обучения и воспитания, необходимыми материалами, игровым и спортивным оборудование в соответствии с Образовательной программой ДОУ. Частично некоторые элементы РППС изготовлены в сотворчестве педагогов и родителей и с посильным участием детей, что делает их не менее привлекательными для детей, чем современное оборудование промышленного производства.

Результатом нашей работы за год является выпуск буклетов «ППРС ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

в каждой возрастной группе имеется паспорт РППС группы и участка; выпущена брошюра, с обобщением опыта работы в данном направлении.

Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственая среда в нашем ДОУ обеспечила реализацию в полной мере образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста; способствовала сохранению и укреплению здоровья воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития. Была реализована двигательная активность детей, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, реализована образовательная программа ДОУ. Все элементы РППС имеют единый эстетический стиль, обеспечивая комфортную и уютную обстановку для детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год