Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Практика Управляющего Совета школы №2 п. Пангоды: метод проектов и движение вперед
Педагогика
Автор: Букаева Екатерина   
10.11.2015 14:53

Практика Управляющего Совета школы №2 п. Пангоды: метод проектов и движение впередПрактика Управляющего Совета школы №2 п. Пангоды: метод проектов и движение вперед

Цель государственно-общественного управления образованием, которое сегодня внедряется в образовательных организациях – оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства. Все более важную роль в жизни школы играют Управляющие Советы, лучшие из которых четко организуют свою работу и становятся в этом примером практики эффективного внедрения ГОУО.

 

В рамках проекта «Распространение лучших практик в области государственно-общественного управления образованием на региональном и муниципальном уровне» в целях активизации и популяризации деятельности органов государственно-общественного управления образованием (далее — ГОУО) проводился Конкурс лучших практик в сфере государственно-общественного управления образованием (далее – Конкурс). Мероприятие проводилось ООО «Консалтинг и менеджмент» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.

На Конкурс были представлены 117 проектов из 33 регионов страны.

По итогам Всероссийского конкурса лучших практик в сфере государственно-общественного управления образованием победителем в номинации «Лучшая практика Управляющего Совета образовательной организации» признана практика МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды», Ямало-Ненецкого автономного округа.

Устранение противоречий

Метод проектов Управляющего Совета МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды» Ямало-Ненецкого автономного округа был внедрен в 2012 году. Это результат поиска новых форм взаимодействия школы и общественности. Это форма движения вперед, а также повышения педагогической культуры родителей, социальных партнеров и модернизации сотрудничества участников образовательного процесса.

Как объясняет представитель школы №2 п. Пангоды Ольга Базалук, актуальность внедрения данной практики обусловлена конфликтом между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей, социальных партнеров, общественности и недостаточным количеством технологических решений для нивелирования противоречий.

Сейчас проектной деятельностью Совета охвачены ученики, родители, педагоги, социальные партнеры, общественность в статусах «тьютор», «творец».

Основной целевой функцией практики стало достижение оптимального сочетания общественных и государственных начал для обеспечения качественного образования за счет реализации социально значимых инновационных проектов. Задача практики — определение основных стратегий развития школы и их реализация через деятельность Управляющего Совета.

Идея организации проектной деятельности Управляющего Совета возникла в ходе выработки стратегии общественного участия в управлении школой. На очередном заседании творческой лаборатории «Точка зрения» были обозначены реперные точки новой программы развития «Школа – центр образования и комплексного развития». Общая цель – создание условий для максимальной социализации и развития индивидуальности каждого ребенка, объединила всех участников образовательного процесса.

Деятельностная игра «Генераторы идей» выявила целесообразность применения проектных методов управления в решении даже небольших задач. Именно проектная деятельность стала стимулирующим эффектом активного взаимодействия между взрослыми и учащимися.

Механизмом реализации проектной практики является клубное сообщество «Открытость», которое включает в себя следующие структуры: творческую лабораторию «Точка зрения»; проектную площадку «Я и мир вокруг», клуб общественности «Мы вместе».

Разработкой, кураторством и сопровождением реализации проектов занимается проектная площадка «Я и мир вокруг».

В организации проектной деятельности под эгидой Управляющего Совета можно выделить следующий алгоритм: определение проблемной ситуации, требующей решения; разработка и реализация проекта; анализ полученных результатов; представление и обобщение опыта.

В целом каждый проект рассматривается как множество граней. Это сформулированные идеи проекта, мероприятия и команда со-управленцев, реализующих проект.

В школе №2 п. Пангоды, поясняет Ольга Базалук, уверены, что положительные результаты достигнуты при согласованности действий педагогов, семьи и представителей общественности в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения.

Вопросы обеспечения

Для успешной реализации разработанных Советом проектов необходимы кадровые и материально-технические ресурсы. Привлекаются квалифицированные узкопрофильные специалисты по направлению и проблематике проектов, например, юристы, технологи, экономисты и др.. Материально-технические ресурсы обеспечиваются за счет тесной кооперации организаций и предприятий поселка Пангоды с Управляющим Советом школы.

Методическое сопровождение проектов обеспечивает мотивационную поддержку участников проектной деятельности – стимулируется интерес к проекту, развитии у родителей или социальных партнеров поддерживается стремление к достижению результата, выдается «Мандат доверия». Обеспечивается информационная и организационная поддержка создания и кооперации детско-взрослых коллективов, разновозрастных творческих групп.

Также подробнее узнать o деятельности школы, каждодневной жизни учащихся родители и общественные деятели могут, приняв участие в диалогической площадке «Окно в школу». Тьюторы-активисты по мере необходимости организовывают тематические заседания, вовлекают в сотрудничество все большее количество людей, небезразличных к качеству образования. Получить консультативную помощь каждый желающий может в рамках постоянно действующей интерактивной конференции «Сотрудничество».

Основная трудность в организации проектной деятельности Совета – это занятость родителей, социальных партнеров по основному направлению своей деятельности. Нехватка свободного времени не позволяет родителям, социальным партнерам полноценно участвовать в реализации проектов.

Совместная деятельность

Отправной точкой в проектной деятельности Управляющего Совета стало рождение первого совместно разработанного проекта профессионального определения школьников во время внеурочной деятельности «Шаг в будущее».

Основа проекта – организация социальных практик и профессиональных проб с помощью Модели ресурсной кооперации школы, социального партнерства и сети Интернет.

Организация внеурочной деятельности (кружки, объединения, секции), активное вовлечение родителей и социальных партнеров в качестве «тьюторов» позволили организовать тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса, на пути раннего профессионального становления учащихся. Совместные экскурсии, мероприятия, мастер-классы, интерактивные площадки, недельные погружения в профессию в виде проб в 6 – 9 классах дают возможность детям осуществить не менее 5 профессиональных проб из 16 возможных и по окончании 9 класса получить свидетельство «Путевка в будущее». Понимание важности осуществления профессиональных проб учащихся при поддержке градообразующих предприятий поселка Пангоды стало основой рождения идеи открытия Профкласса. Это кабинет с профессиональными интерактивными площадками, соответствующими современным требованиям организации профессиональных проб.

Объединив ресурсы школы, социальных партнеров-тьюторов и родителей-тьюторов, профессионалов своего дела, а также сети Интернет (виртуальная среда «Движер», дистанционное обучение), в школе №2 п. Пангоды была создана интерактивная площадка для профессионального самоопределения каждого ребенка. Индивидуальный маршрут развития учащегося (5 – 9 классы) содержит выбранные курсы по программам внеурочной деятельности, по дополнительным программам, профессиональные пробы, ориентированные на конкретную профессию.

В результате данной работы учащимися и педагогами выявляется приоритетная профессия и на полученной основе совместно составляется индивидуальный учебный план для дальнейшего обучения в 10 – 11 классах в рамках мультипрофильного обучения по выбранному направлению.

Второй точкой роста стала реализация родителями-кураторами социально значимого проекта «Летний дистант-класс «Развитие». Расширяя спектр форм досуговой занятости учащихся в летний период, детей, родителей, педагогов объединили одной совместной деятельностью. Основой взаимодействия стали четыре интерактивные площадки:

объединение «Литературная шкатулка» (1 – 4 классы);

детско-взрослый коллектив «Исследуй, твори, проектируй» (5 – 7 классы);

молодёжное движение «Профессионал» (8 – 10 классы);

сообщество «Путь к успеху» (8 – 10 классы).

В объединении «Литературная шкатулка» для учащихся были созданы условия для развития творческого мышления и речи, культурного кругозора и эрудиции, повышения интереса к чтению.

Деятельность детско-взрослого коллектива «Исследуй, твори, проектируй» дала возможность школьникам и их семьям приобрести навыки исследовательских умений, выработать самостоятельность и инициативность, способствующих развитию творческих способностей, сформировать активную жизненную позицию. Разработано 8 проектов, создано 10 мультимедийных презентаций.

Молодежное движение «Профессионал» способствовало профессиональному самоопределению учащихся, реализации индивидуальных образовательных траекторий, расширило возможности социализации. Созданы рубрики «Виртуальное общение со сверстниками», «Родительский чат».

Сообщество «Путь к успеху» – интернет-взаимодействие с целью повышения компетенций, необходимых современному молодому человеку, востребованному на рынке труда и в обществе в целом. Учащиеся получили возможность стать он-лайн журналистами, редакторами, рецензентами, взаимодействовать с представителями бизнеса, обучаясь, проходя стажировки и получая ответы на интересующие их вопросы о трудоустройстве, создании собственного бизнеса.

По итогам реализации социально значимого проекта было проведено 27 мероприятий, в которых приняли участие 24% семей, 83% представителей общественности, 49% учащихся.

Кроме того, совместно с Управляющим Советом реализованы дизайнерские проекты «Школьный кабинет парикмахерского дела «Элегия», «Школьное интернет-кафе «Pang2@mail. ru», «Школьная столовая», «Развивающее пространство» и др.

Путь к эффективности

Стимулом повышения мотивации инициативного и активного включения в совместную деятельность каждого из со-управленцев стало награждение благодарственными письмами, отличительными знаками родителей в рамках выездов в организации, в которых они работают (МГПУ ООО «Газпром добыча Надым», НФ ООО «Газпромэнерго», ГБУЗ ЯНАО «Пангодинская районная больница» и др.). Ежегодно на фестивале «Соцветие талантов» участники образовательного процесса награждаются в номинациях «супер-тьютор», «супер-родитель», «супер-педагог», «супер-ученик», «супер-партнер».

Установление доверительных отношений привело к совместному исследованию и формированию гармонично развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, социальных партнеров, созданию единого образовательного пространства для школьника в образовательной организации, семье и социуме поселка Пангоды. Созданные условия для широких социальных контактов обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между детьми и взрослыми.

Создание условий для реализации индивидуального маршрута каждого учащегося способствовало осуществлению образовательных целей, развитию умения общаться и вступать в кооперацию, как у взрослых, так и у детей. Организованная совместная деятельность родителей, обучающихся в роли «тьюторов» стала залогом успешности развития ребенка.

Родителям такого рода «взаимодействие» необходимо для того, чтобы научиться понимать ребенка, школе – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям, социальным партнерам, содействовать гармоничному развитию подрастающего поколения.

Успех действующей практики подтверждается общественным признанием. Проект «Шаг в будущее» получил региональный грант 500 тыс. рублей по итогам регионального конкурса инновационных проектов в 2012 году. Управляющий Совет стал лауреатом конкурса «Лучший орган государственно-общественного управления муниципальным образовательным учреждением Надымского района в 2013 году» и получил грант на реализацию социально значимого проекта «Летний дистант-класс «Развитие»». По итогам регионального конкурса «Лучший орган государственно-общественного управления в системе образования ЯНАО» проект «Летний дистант-класс «Развитие»» признан одним из лучших в ходе Интернет-голосования. Управляющий Совет школы награжден памятным знаком «За помощь образованию». Дизайнерский проект «Школьное интернет-кафе «Pang2@mail. ru» получил муниципальный грант 100 тыс. рублей.

Изменилось внутреннее пространство управления школой. Каждый смог почувствовать себя субъектом образовательного процесса, принимать условия, в которых работает школа, но главное – способствовать ее развитию и привлекать дополнительные ресурсы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год