Формирование пространственной ориентировки на листе бумаги у детей старшего дошкольного возраста |
Педагогика | |||
Автор: Шумилина Галина Николаевна | |||
11.09.2025 11:12 | |||
Пространство — это форма существования материи, не зависящая от нашего сознания, объективная реальность. Восприятие пространства включает восприятия расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предметов. Пространственная ориентировка — это восприятие и отражение человеком различных признаков окружающих предметов посредством взаимосвязанной деятельности анализаторной системы. Пространственная ориентировка представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В философских, психолого-педагогических изучениях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем.
Учеными выяснено ряд вопросов об особенностях формирования пространственных представлений у детей (Б. Ананьев, В. Е. Бушурова, М.В. Вовчик-Голубая, А.И. Галкина, Б.Ф. Ломов, А.А. Люблинская, А.Ф. Рыбалко, Т.А. Муссейибова, С.И. Шабалин, Ф.М. Шемякин, И.С. Якиманская). Пространственные и пространственно-временные представления является одним из трех взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов базовой составляющей развития, особенно важной составляющей в общей структуре развития ребенка. Ряд исследований отечественных психологов (А. Н. Леонтьев, А.В. Запорожец) продемонстрировали, что развитие ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре и продуктивной деятельности (рисование, конструирование, лепка, аппликация). Во всех этих видах деятельности есть одна общая особенность – ориентировка в пространстве. Разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети используют пространственные термины, моделируют взаимоотношения взрослых людей. В лепке дети используют опыт ориентировки на себе, на другом человеке, на любых объектах. В рисовании и аппликации они овладевают умением раскладывать определенное количество объектов в указанном направлении: в верхней, нижней части листа, слева, справа, в центре листа, обозначая словом положение предметов на листе бумаги, на столе и т.д. Работа по развитию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Основным считается проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу методик с предметами и без них. Умение ориентироваться в пространстве является одним из факторов успешной подготовки ребенка к школе. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей. Основная работа по формированию ориентировки на плоскости проводится со старшими дошкольниками, с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги, для успешного обучения в школе. В старшем возрасте дети должны научиться свободно, ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу. Прежде всего, необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой – слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др. Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. В качестве основных методических приемов, рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения и дидактические игры.
Следующий этап работы – рисование отрезков разной длины (от руки, без линейки). Например, из исходной точки провести отрезок вверх длиной в три клетки, вправо на пять клеток и т. п. Это уже элементы геометрии, черчения. 6. «Рисование геометрических фигур» – стороны, которых должны содержать определенное количество клеток. Например, нарисовать строку квадратов, стороны которых равны двум клеткам, и строку квадратов со сторонами в четыре клетки. Предложите ребенку посчитать, сколько фигур в каждой строке, сколько фигур больше и почему. 7. «Графический диктант» – если ребенок достаточно уверенно проводит отрезки разной длины и в разных направлениях, можно переходить к «слуховым» диктантам на зарисовку животных, игрушек, предметов мебели и др. (4 клетки вверх, 3 вниз и т. д.) Дети очень радуются, когда видят положительный результат. Не торопитесь переходить к более сложным рисункам. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции от работы, и тогда интерес к таким упражнениям будет только расти. Ценность таких упражнений несомненна: закрепляются умения ориентироваться на плоскости, совершенствуются счетные навыки, вводится измерительная деятельность – одна клетка принимается за единицу измерения, уточняются знания о геометрических фигурах и их свойствах. Кроме того, у ребенка развивается целеустремленность, усидчивость, желание выполнить задание без ошибок, т. к. в противном случае не будет результата (рисунок не получится). 8. «Лабиринт на бумаге» – игры в лабиринты очень нравятся детям. Они развивают пространственное воображение, логику, мышление. 9. Дидактическая игра «Веселые фигуры». Воспитатель предлагает детям расселить геометрические фигуры на листе бумаги. Воспитатель задаёт инструкцию: «Вдоль верхней стороны листа слева на право провидите прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом). В верхнем левом углу нарисуйте круг красного цвета (в нижнем левом углу – квадрат синего цвета, в верхнем правом – треугольник желтого цвета, в нижнем правом – прямоугольник зеленого цвета, в середине листа – оранжевый овал)». 10. Дидактическая игра «Незнайка ищет дом» Воспитатель сообщает детям, что Незнайка потерялся и не может найти путь домой. Воспитатель сообщает, что адреса каждого из домов зашифрованы на схемах пути, путь к домику обозначен красной линией. Вот по ней то и нужно найти домик Незнайки, красные линии расположены в разных направлениях. Сначала воспитатель демонстрирует образец прохождения пути на своём примере. Затем просит провести красную линию по дорожке, согласно их схеме. Таким образом, значение работы по формированию пространственных представлений у детей трудно переоценить: развивается логика, воображение, мышление, активизируется речь, пополняется словарный запас.
|