Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проблематика подготовки к обучению письму детей старшего дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Красовская Ольга Владимировна   
06.02.2015 23:06

Исследователи, занимающиеся вопросами, связанными с началом обучения в школе, отмечают, что многие трудности, с которыми ученики сталкиваются в первом классе, вызваны в значительной степени недостаточностью работы на предыдущем, а именно дошкольном этапе. Так программы дошкольного обучения не обеспечивают должный уровень подготовки детей к письму, в то время как школьная программа на первом году обучения детей предусматривает серьезный объем графической деятельности, предъявляет достаточно жесткие требования к скорости и качеству овладения детьми письмом. В связи с этим создание новых дошкольных программ, введение пропедевтического курса обучения дошкольников письму становится насущной необходимостью. Проблема подготовки к овладению навыком письма должна охватывать не только период обучения ребенка в начальной школе, но и весь период дошкольного детства.
В исследованиях по проблеме подготовки детей к школе навык овладения письмом обозначается как «графо-моторный навык», «элементарный графический навык», «базовое графическое умение и навык», «базисное графическое движение», «графическое умение» (Н.А.Агаркова, М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, О.С. Филиппова). Выработка графического навыка представляет собой определенные стандартные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. При правильно сформированном графическом навыке буквы изображаются четко, красиво, разборчиво и быстро. По мере автоматизации он утрачивает свое главное значение и начинает выполнять только техническую (исполнительскую) функцию письма.
Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что процесс освоения письма в начальной школе представлен достаточно широко: существуют единые методики и стандарты обучения грамоте в начальной школе.
Процесс подготовки к письму в дошкольном детстве, в частности в старшем дошкольном возрасте, также широко представлен в методической литературе, однако до сегодняшнего дня нет единого мнения о необходимости такого обучения в данный возрастной период. Не выработаны также конкретные рекомендации о способах и методах подготовки к обучению письму на этом этапе развития ребенка.
Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме подготовки детей старшего дошкольного возраста к письму свидетельствует о том, что ее эффективное осуществление авторами связывается со сформированностью разных компонентов. Так, С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов обращают внимание на сформированность моторных навыков. И.С. Якиманская определяет степень готовности к письму в зависимости от уровня пространственных представлений. Согласно исследованиям М. Фростиг развитие графической деятельности связано с развитием компонентов зрительного восприятия: зрительно-моторной координации, фигуро-фоновых отношений, константности, положения в пространстве, пространственных отношений.
М.М. Безруких на основе анализа различных нарушений письма у младших школьников и причин их возникновения разработала программу подготовки к письму детей дошкольного возраста. В ней большое внимание уделяется развитию зрительного восприятия.
Н.Ш. Корашвили составила типологию ошибок при выполнении графических работ детьми дошкольного и младшего школьного возраста, установила зависимость между наличием типов ошибок с несформированностью отдельных характеристик зрительного восприятия. Она показала, что низкий уровень развития зрительного восприятия может приводить к трудностям не только в графической деятельности, но и в обучении чтению, математике.
Теоретико-практический анализ позволил выделить противоречие между необходимостью подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению навыком письма в начальной школе и реальным состоянием данного процесса; между возможностями детей старшего дошкольного возраста в выполнении пропедевтических заданий и недостаточным их использованием в практике.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год